ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23 АПРЕЛЯ 2024

МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА: ДЖАЗОВЫЙ КИНЕМАТОГРАФ И КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДЖАЗ

Ритмы, рвущиеся со скоростью 24 кадра в секунду

МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА: ДЖАЗОВЫЙ КИНЕМАТОГРАФ И КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДЖАЗ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.04.2024
Ритмы, рвущиеся со скоростью 24 кадра в секунду
МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА: ДЖАЗОВЫЙ КИНЕМАТОГРАФ И КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДЖАЗ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.04.2024
Ритмы, рвущиеся со скоростью 24 кадра в секунду
НАШИ СОЦСЕТИ
Музыка создает настроение в кино. Она может усиливать заложенные в сцену эмоции, артикулировать противоположные, задействуя собственные регистры, уходить далеко в сторону от повествования или затрагивать сферу ассоциативного восприятия происходящего на экране.

В 1928 году эти тезисы отлично сформулировали Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Григорий Александров. В своем знаменитом манифесте «Заявка» («Будущее звуковой фильмы») они предопределили основные тенденции развития звукового кино.

И действительно, сегодня мы не представляем фильм без музыки. Но к какому жанру чаще всего обращаются в своих картинах режиссеры и композиторы? Без сомнения, это популярные мелодии. Они заставляют нас проливать слезы при просмотре «Титаника» и «Я шагаю по Москве», их духоподъемными мотивами мы наслаждаемся в «Рокки» и «Ассе», они задают напряжение в «Телохранителе» и «Брате».

Но есть и другое музыкальное направление, которое очень любят кинематографисты. Хотя правильнее называть его даже не направлением, а формой искусства, главными отличительными особенностями которой являются импровизация и особый ритмический рисунок — свинг. Пик ее популярности пришелся на 1920−40-е, но и столетие спустя аккорды фортепиано, гитары и саксофона льются с экранов по всему миру. Речь о джазе.

ЗНАКОМСТВО: ДЖАЗ ИДЕТ В КИНО

Джаз зародился в конце XIX века на юге США. Поначалу его, равно как и кино, причисляли к низким жанрам искусства. Поэтому совсем не удивительно, что первая встреча джаза и кино случилась еще во времена Роско Арбакла, Бастера Китона и Чарли Чаплина.

Регтайм, который упрощенно принято считать предтечей джаза, использовался в качестве живого сопровождения немых фильмов. Годы его популярности отмечены появлением первых крупных звезд. Так, благодаря работе тапером — музыкантом, сопровождающим игрой показ художественных лент — пианист и композитор Фэтс Уоллер стал одним из наиболее узнаваемых музыкантов эпохи.

Первый киносеанс братьев Люмьер датирован 1895 годом. А уже в 1917 году джаз-бэнд Original Dixieland Jazz Band выпустил пластинку Livery Stable Blues, многие композиции с которой группа часто играла во время демонстрации немых черно-белых фильмов. Дебют коллектива — картина «Ни на что не годный» (1917, реж. Карлайл Блэкуэлл-старший).

Звучал джаз и на других сеансах: «Джазовая обезьяна» (1919, реж. Уильям Кэмпбелл), «Девушка с джазовым сердцем» (1921, реж. Лоуренс С. Уиндом), «Дети джаза» (1923, реж. Джерри Сторм) и многие другие.

Показательно, что первым фильмом звуковой эры кино стал выпущенный в 1927 году «Певец джаза». Правда, называть ленту Алана Кросленда полноценной звуковой картиной не совсем правильно, ведь в нее были включены несколько вокально-музыкальных партий и лишь один диалог. В остальном она технически ничем не отличалась от немых черно-белых постановок.

Как бы то ни было, одним из ярких эпизодов картины стала сцена исполнения песни Ain’t Heard Nothin' Yet. Да, композиция певца и актера Эла Джолсона была ближе не к стандартам джаза, а к образцам классических бродвейских мелодий. Однако именно она проторила дорогу в кино Бингу Кросби, Фрэнку Синатре, Бенни Гудмену и остальным.

В последующие годы джаз и кино развивались параллельно и шли рука об руку.

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ: УСПЕХ НА ФОНЕ ОГРАНИЧЕНИЙ

Двадцатые и начало тридцатых — «век джаза». Это было время, когда джазовая музыка была чрезвычайно популярна, а финансовые возможности и влияние на аудиторию музыкантов росли. Именно в этот период приобрели известность многие джазовые звезды, такие как Бесси Смит, Луи Армстронг, Пол Уайтмен и Дюк Эллингтон.

Они и их коллективы часто участвовали в съемках. Таким образом они все больше и больше популяризировали джаз.

Тут, правда, стоит сделать небольшое отступление и напомнить о том, что Соединенные Штаты тех лет были страной, еще не решившей все вопросы расовой несправедливости. А так как джаз был музыкой преимущественно «черных», а южные штаты страны особенно негативно воспринимали все связанное с афроамериканцами, не обходилось без сложностей.

Поэтому продюсеры были вынуждены идти на различные ухищрения. Например, они могли смонтировать фильм таким образом, чтобы затем безболезненно вырезать из него все сцены с темнокожими актерами для демонстрации картины на Юге. Или обращались к блэкфейсу — специальному гриму, при помощи которого «белые» актеры имитировали внешность афроамериканцев.

Последующие два десятилетия показали, что кинематографисты научились все лучше и лучше обходить ограничения. Количество фильмов с популярными джазовыми исполнителями и песнями кратно увеличилось. «Король бурлеска» (1936, реж. Сидней Лэнфилд), «Каждый день — праздник» (1937, реж. А. Эдвард Сазерленд), «Рождение блюза» (1941, реж. Виктор Шерцингер), «Серенада Солнечной долины» (1941, реж. Х. Брюс Хамберстоун), «Человек с золотой рукой» (1955, реж. Отто Преминджер), «Сладкий запах успеха» (1957, реж. Александр Маккендрик) ценны не только из-за своих художественных особенностей, но и благодаря запоминающимся песням.

I’ve Got My Fingers Crossed Фэтса Уоллера, Jubilee Луи Армстронга, The Birth of the Blues Бинга Кросби, It Happened in Sun Valley Гленна Миллера и его оркестра, Fly Me to the Moon Фрэнка Синатры, I Wanna Be Like You Луи Примы не только украсили вышеназванные фильмы, но и со временем превратились в их визитные карточки.

Но 60-е все изменили. Рок-н-ролл и соул переняли на себя основное внимание слушателей, и джаз отошел на второй план.

АДЮЛЬТЕР: А ЧТО У ДРУГИХ?

Но еще до своего падения джаз распространился за пределы Штатов. Эта участь постигла и кино.

После окончания Второй мировой войны европейский кинематограф вступил в период восстановления. Новые идеи авторы в том числе заимствовали с североамериканского континента. Постепенно фильмы европейцев наполнились джазовым звучанием.

Так, например, польский джазмен Кшиштоф Комеда активно сотрудничал с кинематографистами и был одним из любимых композиторов Романа Полански. Француз Луи Маль очень любил джаз и использовал эту музыку во многих своих картинах. Майлз Дэвис, Стефан Граппелли, Джанго Рейнхардт и многие другие известные представители этого рода музыкального искусства «появлялись» в постановках Маля.

А Тони Ричардсон, яркий представитель «рассерженных молодых людей», член британской «новой волны», нередко обрамлял свои произведения джазовыми композициями. Например, в одном из лучших его фильмов «Оглянись в гневе» (1959) звучат мелодии популярного английского джазмена Криса Барбера.

Бертран Блие, Бертран Тавернье и другие видные постановщики тех лет обращались к популярным американским и европейским мелодиям, при их помощи создавая в своих полотнах чувственную и даже романтическую атмосферу, а также настроение напряжения и страха. Например, таковы «Вальсирующие» (1974) Блие и «Полночный джаз» (1986) Тавернье.

Советский кинематограф, хоть и находился от европейского чуть в стороне, не мог не почувствовать на себе влияние джаза.

Дебют джазовой мелодии в советском фильме — «Веселые ребята» (1934) Григория Александрова. Джазовый коллектив Леонида Утесова исполнил в постановке несколько композиций, включая ставший хитом своего времени «Марш веселых ребят».

Лента оказалась настолько удачной, что у нее состоялся зарубежный прокат, пусть и ограниченный. В других странах она выходила под названием «Москва смеется».

«Музыкальная история» (1940, реж. Александр Ивановский, Герберт Раппапорт), «Карнавальная ночь» (1956, реж. Эльдар Рязанов), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, реж. Леонид Гайдай), «Афоня» (1975, реж. Георгий Данелия), «Храни меня, мой талисман» (1986, реж. Роман Балаян), «Такси-блюз» (1990, реж. Павел Лунгин) в той или иной степени были наполнены джазовыми мелодиями и настроениями.

«Мы из джаза» (1983) Карена Шахназарова — еще один яркий пример удачного симбиоза джаза и кино. В постановке звучали номера эстрадного оркестра «Современник» под управлением Анатолия Кролла, а также оригинальные композиции, которые специально для фильма написал Марк Минков. Их голосом стал Александр Панкратов-Черный. «Чемоданчик» и другие песни вскоре ушли в народ.

Вплетая джазовые композиции в свои произведения, советские постановщики привносили в отечественный кинематограф дух свободы и бунтарства. Это было действительно смело, ведь подобная музыка в те времена считалась фактически порочной и запрещенной — «сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь».

Когда уже в России в 2008 году вышел фильм Валерия Тодоровского «Стиляги», он преследовал в том числе и эти цели. Но в большей степени постановка была ностальгическим высказыванием, попыткой посмотреть на настоящее сквозь призму прошлого и наоборот.

Лента показала жизнь увлекающейся запрещенной в те годы музыкой молодежи 50-х. Разумеется, в произведении было несколько запоминающихся танцевально-музыкальных джазовых номеров. Например, таких как «Я люблю буги-вуги».

ГРАНИТНАЯ СВАДЬБА: ТИХАЯ СТАРОСТЬ ИЛИ НОВОЕ НАЧАЛО?

В наши дни джаз уже далеко не так популярен. Его меньше слушают, его реже используют в кино. Однако есть примеры по-настоящему удачных проектов.

Один из них — «Ла-Ла Ленд» (2016) Дэмьена Шазелла. И пусть фильм эксплуатирует не только джазовую музыку, у многих любителей кино картина ассоциируется именно с той самой «старой джентльменской» музыкой 40−50-х.

Дебютная лента Шаззела «Одержимость» (2013) также содержала в себе немало джазовых композиций, а его последняя на сегодняшний день работа «Вавилон» (2022) — пример виртуозного сочетания разных музыкальных жанров и направлений, одну из главенствующих линий в котором имеет джаз.

Ответственен за музыку в этих фильмах Джастин Гурвиц — пожалуй, один из главных апологетов джаза в современном кино.

Но этот дуэт — далеко не единственные, кто любит и использует джаз в своих постановках. Уважают это музыкальное направление Клинт Иствуд («Мосты округа Мэдисон», «Птица»), Стивен Спилберг («Терминал»), Роб Маршалл («Чикаго», «Русалочка»), Вуди Аллен (почти все последние фильмы), Дэвид Линч (сериал «Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд Драйв») и другие авторы.

Конечно, режиссеры и композиторы обращаются к джазу тогда, когда это необходимо. Например, если это обусловлено сюжетом («Рэй», сериал «Двойка», «В погоне за Майлзом»). Или если это нужно для создания настроения («День сурка», «Би Муви: Медовый заговор», «Рэймонд и Рэй»).

Джазовая музыка универсальна. Благодаря своей импровизационной сути, повышенной эмоциональности и изменчивости она активно используется в комедиях и драмах, мюзиклах и анимационных проектах.

Да, роль джаза в массовой культуре по сравнению с серединой прошлого столетия заметно снизилась. Однако его влияние на массы все еще велико. Успех джазменов нового времени, таких как Камаси Вашингтон или Джазмея Хорн, показывает, что этот вид искусства и не думает умирать.
Такова же его участь и в кино. Эта музыка была основной для кинематографистов-пионеров, оказала значительное влияние на начальном этапе звукового кино, а затем уступила место своим более молодым «коллегам».

Но в наши дни джаз отнюдь не превратился в музыку эстетствующих снобов (хотя для этого у него были все возможности). Во многом благодаря деятельности молодых амбициозных музыкантов, композиторов и режиссеров джаз осторожно пытается переизобрести себя. Получается у него это весьма неплохо. Впрочем, это уже совсем другая история.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
1) Алексей Володихин, «Посмотрев сериал "Бригада", подростки пошли в банды, а после "Глухаря" — в полицию», «Комсомольская правда», 2012

2) Chris J. Przemieniecki, Gang Behavior and Movies: Do Hollywood Gang Films Influence Violent Gang Behavior?, Journal of Gang Research, Volume: 12, Issue: 2, 2005 (United States Department of Justice's Office of Justice Programs — National Criminal Justice Reference Service Virtual Library)
1) Денис Ковалев, «Анализ факторов, влияющих на уровень преступности в Санкт-Петербурге», Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

2) Мария Гусева, «Исследование основных факторов, влияющих на уровень преступности в России», Уральский федеральный университет, 2018
Made on
Tilda