В наши дни джаз уже далеко не так популярен. Его меньше слушают, его реже используют в кино. Однако есть примеры по-настоящему удачных проектов.
Один из них —
«Ла-Ла Ленд» (2016) Дэмьена Шазелла. И пусть фильм эксплуатирует не только джазовую музыку, у многих любителей кино картина ассоциируется именно с той самой «старой джентльменской» музыкой 40−50-х.
Дебютная лента Шаззела
«Одержимость» (2013) также содержала в себе немало джазовых композиций, а его последняя на сегодняшний день работа
«Вавилон» (2022) — пример виртуозного сочетания разных музыкальных жанров и направлений, одну из главенствующих линий в котором имеет джаз.
Ответственен за музыку в этих фильмах Джастин Гурвиц — пожалуй, один из главных апологетов джаза в современном кино.
Но этот дуэт — далеко не единственные, кто любит и использует джаз в своих постановках. Уважают это музыкальное направление Клинт Иствуд («Мосты округа Мэдисон», «Птица»), Стивен Спилберг («Терминал»), Роб Маршалл («Чикаго», «Русалочка»), Вуди Аллен (почти все последние фильмы), Дэвид Линч (сериал «Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд Драйв») и другие авторы.
Конечно, режиссеры и композиторы обращаются к джазу тогда, когда это необходимо. Например, если это обусловлено сюжетом («Рэй», сериал «Двойка», «В погоне за Майлзом»). Или если это нужно для создания настроения («День сурка», «Би Муви: Медовый заговор», «Рэймонд и Рэй»).
Джазовая музыка универсальна. Благодаря своей импровизационной сути, повышенной эмоциональности и изменчивости она активно используется в комедиях и драмах, мюзиклах и анимационных проектах.
Да, роль джаза в массовой культуре по сравнению с серединой прошлого столетия заметно снизилась. Однако его влияние на массы все еще велико. Успех джазменов нового времени, таких как Камаси Вашингтон или Джазмея Хорн, показывает, что этот вид искусства и не думает умирать.