ЮЛИЯ САЛИХОВА | 12 ИЮЛЯ 2021

ОДЕРЖИМОСТЬ: ЦЕЛЬНОДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА

Условный дебют Дэмьена Шазелла о талантливом барабанщике с явными признаками нарциссизма и деспотичном дирижере оркестра, который пытается найти своего Чарли Паркера

ОДЕРЖИМОСТЬ: ЦЕЛЬНОДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 12.07.2021
Условный дебют Дэмьена Шазелла о талантливом барабанщике с явными признаками нарциссизма и деспотичном дирижере оркестра, который пытается найти своего Чарли Паркера
ОДЕРЖИМОСТЬ: ЦЕЛЬНОДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 12.07.2021
Условный дебют Дэмьена Шазелла о талантливом барабанщике с явными признаками нарциссизма и деспотичном дирижере оркестра, который пытается найти своего Чарли Паркера
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Дэмьен Шазелл
Страна: США
Год: 2013

Эндрю — талантливый барабанщик с явными признаками нарциссизма. Флетчер — деспотичный дирижер оркестра, который пытается найти своего Чарли Паркера. Заметив юное дарование в классе второсортного ансамбля, Флетчер приглашает Эндрю в «лучший в США, а значит и в мире» оркестр вертеть ноты главному барабанщику. По счастливой случайности Эндрю удается занять место на троне, однако новоиспеченный король не догадывается, что в государстве Флетчера у главы ударной установки нет власти.

По мановению барабанной палочки место репетиции превращается в ад — Флетчер подливает масла в огонь, а главной целью «не знающих ритма придурков» становится право отвоевать собственный котел. Свое поведение руководитель оркестра оправдывает великой целью — раскрыть талант музыканта через психологическое давление, критику и стресс. Ведь настоящего Чарли Паркера это не сломает, наоборот — сделает сильнее.
Отношения Нимана и Флетчера — явный пример токсичности и взаимозависимости. Но это не классический абьюз, манипулятор и жертва меняются местами по ходу фильма. К финальному аккорду оба героя достигают пика эмоциональной подавленности и опустошенности. Трактовать финал как хэппи-энд не повернется язык, это драма и кульминация ее — гимн раздавленной личности, злости и ненависти ко всему окружающему.

Отсюда вытекает вполне логичный вопрос: оправдывает ли цель средства? Если верить фильму — да, оправдывает. Настоящий талант не сломается под гнетом тирана. Суждение, впрочем, спорное. В этическом решении этой задачи рождается закономерная проблема — сколько менее устойчивых в психологическом плане талантов лишатся своей мечты, бросят дело всей жизни и закончат творческий путь с петлей на шее? Стоит ли рождение легенды таких жертв и нужен ли миру новый Чарли Паркер?
История взаимоотношений Эндрю Нимана (Майлз Теллер) и Теренса Флетчера (Дж.К. Симмонс) автобиографична и основана на подростковом опыте режиссера. В студенческие годы Дэмьен играл на барабанах и испытывал страх перед руководителем джазового коллектива. Фразы «ты играешь не в моем темпе» и «ты тормозишь или торопишься» буквально цитируют его учителя. Только Дэмьен Шазелл — не новый Чарли Паркер. Он сломался. Зато киноискусство оказалось более благосклонно к юному гению. Несмотря на травматический музыкальный опыт, Дэмьен сохранил интерес к этому творческому направлению. Музыкальные лейтмотивы встречаются практически во всех его работах, и «Одержимость» должна была стать главным произведением в программе. К сожалению, ритмы «Whiplash» ограничиваются аккомпанементом к основной кинопартии. Это фильм не о музыке или джазе, а об одержимости и мании величия. Главными киногероями могли быть кто угодно: спортсмен и тренер, актер и режиссер, рядовой и сержант — это не имеет значения для сюжета. Шазелл признается, что ему не было важно, на чем будет играть главный герой: ударной установке или клавишах. Это безразличие к, казалось бы, основной повестке фильма добавило минорных ноток в копилку слабых сторон сценария.

Но особенно расстраивает отсутствие предыстории. Почему Эндрю одержим барабанами, а не клавишами, футболом или писательским делом, как его отец? Наслушался великих — слабый аргумент, который не объясняет причин одержимости. Методы Флетчера и его маниакальный поиск талантов также остаются без объяснений, хотя хронометраж позволял дать больше информации, не сбив основной ритм повествования. В результате герои выглядят безликими, а их мотивация — сомнительной, что мешает зрителю настроить волну эмоций на сочувственный лад.
К короткометражной версии «Whiplash» (а ее сняли годом ранее) претензий меньше. 18-минутный эпизод репетиции с метанием стульев и пощечин выглядит более структурированным. Однако короткий метр сильно просел по атмосфере и настроению. Классический для школьных заведений вид оркестрового класса наводит скорее тоску, чем на ужас. К съемкам полного метра Шазелл пересмотрел визуальную часть в соответствии с концепцией триллера. И это сработало — темные декорации лучше передали напряженную атмосферу фильма. Неизменным остался образ Флетчера, которого в обеих версиях сыграл Дж.К. Симмонс. Дементроподобный прототип сержанта из «Цельнометаллической оболочки» одинаково хорошо смотрится как в светлой короткометражной версии, так и в темной полнометражной.

Так или иначе плюсы картины перевешивают минусы, о чем свидетельствует множество кинонаград и номинаций, в том числе на Оскар и Золотой глобус. Кинооркестр под дирижированием Шазелла исполнил достойную партию и несмотря на рекордно быстрый монтаж в один месяц картина выглядит цельной и завершенной.

«Одержимость» наращивает темп и держит взрослый ритм на протяжении всего повествования. Мощное соло на барабанах в финале и достойная игра актеров на протяжении всего фильма говорят о том, что условный дебют Шазелла в кино, как и его альтер-эго на экране, заслуживает уважения и признания.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda