Маргинальная киноформа, индустрия, фильмы для грайндхаусов и 1970-е в одном направлении — культовом blaxploitation
АЗБУКА BLAXPLOITATION
РЕДАКЦИЯ | 06.12.2019
Маргинальная киноформа, индустрия, фильмы для грайндхаусов и 1970-е в одном направлении — культовом blaxploitation
АЗБУКА BLAXPLOITATION
РЕДАКЦИЯ | 06.12.2019
Маргинальная киноформа, индустрия, фильмы для грайндхаусов и 1970-е в одном направлении — культовом blaxploitation
Из маргинальной киноформы эксплуатационное кино (mexploitation, blaxploitation, ozploitation, sexploitation) превратилось в индустрию, наибольший успех которой пришёлся на отрезок 1950-70-х гг. Позже оно стало объектом академического изучения, которому поклонялись синефилы, тоскующие по эпохе «грайндхаусов» — кинотеатров, где показывали фильмы «низких жанров».
Уже завтра 7 декабря в кинотеатре Out Cinema состоится показ фильма «Грузовик Тернер» («Truck Turner»). В связи с этим событием «Кинотексты» подготовилИ тематическую подборку, в ней — неполный список аспектов, характерных для феномена blaxploitation, и фильмы-примеры, примечательные по мнению редакции.
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОДБОРКОЙ
A — ANTI-HEROES
Антигерои в blaxploitation — представители белого среднего класса и властных структур, чернокожие сутенеры и дилеры — негативные элементы социума, репрезентация которых вызывала и вызывает критику.
1
БЭРРИ ШИР / США / 1972
ACROSS 110th STREET
Гарлем. Чернокожий полицейский Котто и итало-американский капитан Куинн воюют с мошенниками — они недолюбливают друг друга, но вынуждены работать вместе.
C — CATCH PHRASES
Язык blaxploitation — прямолинейный, жесткий, правдивый — предполагает наличие крылатых фраз, формирующих образ главного героя, цитируемых зрителями во время и после просмотра.
2
ДЖЕК ХИЛЛ / США / 1973
COFFY
«So, you wanna play with knives, huh? Well you picked the wrong player!» / «This is the end of your rotten life, you motherf***in' dope pusher!» — бросает врагам Коффи, героиня третьей совместной работы режиссера Джека Хилла и культовой Пэм Гриер — королевы blaxploitation, сильной и непоколебимой женщины, которая борется с наркобизнесом.
E — ETHNICS
В рамках течения blaxploitation чернокожее население США впервые получило возможность высказаться, играть ведущие роли и героев, с которыми можно идентифицироваться. Однако данное направление в эксплуатационном кино пестовало стереотипы и, выполняя требования аудитории, выкачивало из неё деньги.
3
МАЙКЛ КАМПУС / США / 1974
THE EDUCATION OF SONNY CARSON
Во время съемок «Образование Сонни Карсона» в силу ограниченного бюджета режиссер Майкл Кампус был вынужден использовать как локацию одну и ту же комнату в различных модификациях. Проблематика фильма — сложности борьбы за гражданские права в контексте бедности, злоупотребления наркотиками, дискриминации и жестокости полиции.
F — FASHION
Стиль 1970-х в blaxploitation — яркие цветные водолазки, длинные кожаные плащи и сумасшедшие прически — элементы почти этнографические, воссоздающие атмосферу эпохи лучше социально-политической содержательной повестки.
4
АРТУР МАРКС / США / 1975
FRIDAY FOSTER
Фотограф Фрайдей Фостер раскрывает заговор радикальной группировки по устранению чернокожего политика. Литературной основой сюжета выступила популярная серия комиксов.
L — LOCATION
Большинство фильмов blaxploitation были сняты и локализованы в каменных джунглях Нью-Йорка, Филадельфии, Лос-Анджелеса, Детройта или на Юге — они выстраивали диалог с местной аудиторией и ныне представляют бесценную фиксацию жизни в городах и провинции 1970-х гг.
5
ГОРДОН ПАРКС / США / 1976
LEADBELLY
Повествование о жизни народного певца Хадди Ледбеттера (более известного как «Leadbelly»). С помощью музыки главный герой здесь добивается освобождения из тюрьмы и уважения среди местного населения.
N — 1970s
Десятилетие расовой дискриминации, жестокости полиции и бедности, его положительных и отрицательных героев, музыки и культуры стало местом действия фильмов blaxploitation — оно пересекалось с эпохой возвышения движения за права чернокожего населения США «Black Power».
6
ФРЕД УИЛЬЯМСОН /США / 1976
NO WAY BACK
Частный детектив Джесси Краудер хвастается мастерством убийцы и популярностью у женщин, он настоящий профессионал и ведет игру с криминалом по своим собственным правилам.
P — PATTERNS
Паттерны, стереотипы, архетипы героев blaxploitation — торговля наркотиками, насилие и секс — по мнению афро-американских критиков обладали разрушительным эффектом и не имели ничего общего с культурной эстетикой чернокожих.
7
джамаа фанака / сша / 1979
PENITENTIARY
Фильм о боксе и тюремная драма — история обвиненного в убийстве дрифтера, который попадает в незаконный подземный боксерский клуб, организованный и управляемый белой тюремной охраной.
S — SOUNDTRACK
Музыканты Айзек Хейс, Бобби Уомак и Кертис Мэйфилд создавали саундтреки к фильмам blaxploitation, которые стали неотъемлемым элементом повествования и сопровождали действие на уровне нарратива.
8
МЕЛВИН ВАН ПИБЛЗ / США / 1971
SWEET SWEETBACK'S BAAD ASSSSS SONG
Первый фильм направления blaxploitation — лента, которую снял, написал и продвигал сам Ван Пиблз — является авангардным, провокационным и артхаусным боевиком, в котором используется полиэкран, двойная экспозиция и представлена непоследовательная повествовательная структура.
T — TRIBUTE
Blaxploitation копируют, вспоминают и восхваляют. Спайк Ли («Делай как надо») и Джон Синглтон («Boyz n the Hood») сосредотачиваются на городской жизни чернокожего населения США. Фанат направления Квентин Тарантино («Джеки Браун») многократно обращается к визуальным приемам, эстетике и патетике blaxploitation. Скотт Сандэрс в 2000 году снимает пародию «Черный динамит». А рэпер 50 cent зачитывает строчки из трека "PIMP".
9
ДЖОНАТАН КАПЛАН / США / 1974
TRUCK TURNER
В ритме фанка и соула бывший футболист и нынешний охотник за головами, колоритный и непробиваемый Тёрнер улепётывает от (или на самом деле ищет?) проблем с криминалом. За похождениями сверх-героя 70-х следует динамичная камера и оператор, который берет невероятные по абсурдности и очаровательной нелепости планы.
Айзек Хейз записывает саундтрек и играет главную роль.
V — VIOLENCE Цензура ослабла, а публика жаждет откровений — запретные профанная лексика, насилие и секс стали обыденностью на экранах грайндхаусов и в фильмах blaxploitation.
10
МАЙКЛ Л. ФИНК / США / 1976
VELVET SMOOTH
Противостояние детектива, криминального босса и политической системы, которая постепенно поглощается преступным миром.
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОДБОРКОЙ
Мы будем рады любому распространению этой подборки.
Понравилась подборка?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.