АРТЕМ ШИПУНОВ | 6 ФЕВРАЛЯ 2019

АМЕРИКАНСКИЙ BLAXPLOITATION:
ШАФТ

АМЕРИКАНСКИЙ BLAXPLOITATION: ШАФТ

АРТЕМ ШИПУНОВ | 6.02.2019
АМЕРИКАНСКИЙ BLAXPLOITATION: ШАФТ
АРТЕМ ШИПУНОВ | 6.02.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Гордон Паркс
Страна: США
Год: 1971


За 48 лет, прошедших со дня выхода на экраны, этот фильм стал настоящим феноменом американской кинокультуры, породив римейк, череду сиквелов, а также массу подражаний, отсылок в других картинах. Но у современного российского зрителя он вряд ли вызовет что-то кроме улыбки. И в этом нет ничего удивительного, ведь «Шафт» – весьма посредственный даже для своего времени криминальный боевик, с примитивным сюжетом, переигрывающими актёрами и слабо поставленными экшн-сценами. Однако, ценность «Шафта» совсем не в этом, а в том особом культурном контексте, который сопровождал появление картины на экранах.

А чтобы целостно это понять, нужно попробовать себя в роли американского кинозрителя 1971 года.

«А что дикого в фильме «Шафт»? То, что там снимается чёрный парень?».
восьмилетний Квентин Тарантино, впервые познакомившийся с жанром Blaxploitation.
На самом деле, в этой цитате будущего классика и скрывается ответ на вопрос о сверхпопулярности «Шафта» в США. Да, именно чёрный парень в главной роли сделал из рядового, в общем-то, боевика своеобразную киноикону. Но обо всём по порядку.

Конец шестидесятых ознаменовался для Соединённых Штатов мощным внутриполитическим кризисом. Причин было много: неудачная война во Вьетнаме, социальное расслоение, провалы в экономике. Но особой проблемой стало обострившееся противостояние на расовой почве. Ведь, хотя рабство отменили ещё сто лет назад, нищета, наркомания и заранее предопределённая роль «прислуги» оставались уделом подавляющего большинства чернокожего населения страны. Вот на эту благодатную почву и легли проповеди пастора Мартина Лютера Кинга и агитация партии «Чёрных пантер», призвавших американских негров к слому «белого Вавилона» – существовавшей веками системы расовой несправедливости. А вдохновлённое негритянское население Америки начало действовать по всем фронтам.

Важно понимать, что неравенство на расовой почве пронизывало все области американской культуры тех лет, в том числе – кино, которое оставалось прерогативой белого истеблишмента, отводившего чернокожим персонажам, в лучшем случае, роли комичных сайдкиков. В рассматриваемую эпоху в Голливуде начался пик популярности так называемых «rogue cop movies» – фильмов о крутых, но совершенно безбашенных полицейских, больше доверявших своему пистолету, чем правовым нормам. По сути, это был классический американский вестерн, перенесённый во времени на сто лет вперёд. И герои, и актёры их игравшие, пришли в «rogue cop movies» именно из прерий Дикого Запада. Первым был Стив МакКуин в 1968-ом, исполнивший роль Фрэнка Булитта в одноимённом фильме, с которого всё и началось, а следом за ним появился «Грязный Гарри» – Клинт Иствуд. И по генезису, и по именам актёров нетрудно догадаться – эти фильмы снимались белыми, про белых и для белых. По ним то и нанесла свой первый удар восставшая чёрная культура в лице простого нью-йоркского детектива Джона Шафта в исполнении Ричарда Раундтри.
Да, «Шафт» – больше политический жест, чем художественный фильм. Именно этим и объясняется его вопиюще нарочитая, прямолинейная брутальность и гиперсексуальность, которыми создатели ленты попросту манифестируют в зрительный зал: «Смотрите, засранцы, да наш чёрный парень даже круче ваших холёных крутых белых!». В наши дни такой подход кажется комичным, но неискушённому чернокожему зрителю семидесятых было нужно именно это. И «Шафт» выстрелил. А за этим выстрелом последовали другие, породившие целый жанр «чёрных фильмов» – Blaxploitation, а заодно навсегда изменившие американское кино. Ведь именно после триумфа «Шафта» началось превращение образа крутого чёрного главного героя в «культурную норму», подарившую миру таких звёзд, как Дэнзел Вашингтон и Самюэль Л. Джексон (кстати, исполнившего роль племянника Шафта в римейке 2000 года).

Автор: Артем Шипунов
Редактор:
Лена Черезова

Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda