ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 10 АПРЕЛЯ 2019

КУЛЬТОВЫЕ МЮЗИКЛЫ
СЕРЕДИНЫ 70-Х

Визуальный, стилистический и содержательный анализ уникального явления середины 70-х годов прошлого века
КУЛЬТОВЫЕ МЮЗИКЛЫ СЕРЕДИНЫ 70-Х
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 10.04.2019
Визуальный, стилистический и содержательный анализ уникального явления середины 70-х годов прошлого века
КУЛЬТОВЫЕ МЮЗИКЛЫ СЕРЕДИНЫ 70-Х
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 10.04.2019
Визуальный, стилистический и содержательный анализ уникального явления середины 70-х годов прошлого века
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Бунт против устоявшихся кинематографических форм состоялся в середине 70-х годов с приходом экранизаций рок-опер — «высокая» и «низкая» культуры смешались в безумный коктейль из эпатажных визуальных образов и рок-н-ролла; на пятки модернизма наступал постмодернизм. Первым из экспериментов считается успешный «Иисус Христос — суперзвезда». Разберем основные черты трёх культовых мюзиклов, вышедших в течение одного года: «Призрака рая», «Шоу ужасов Рокки Хоррора» и «Томми».
«Шоу ужасов Рокки Хоррора» / 1975
ВИЗУАЛЬНОСТЬ
Каждая из картин отличается броским и ярким визуальным рядом. В «Призраке рая» Брайана Де Пальмы не последнюю роль играют образы птиц: главный герой, молодой и одаренный композитор (Уильям Финли), носит маску в форме хищной птицы; логотип музыкального лейбла Death records выполнен в виде птицы; у персонажей птичьи имена — Феникс (Джессика Харпер, звезда «Суспирии») и Свон, с английского Лебедь (автор музыки к фильму Пол Уильямс). Нередкое использование полиэкрана — разделения экрана на ячейки — придает ленте оттенок комиксовости.

В «Шоу ужасов Рокки Хоррора» выделяются вульгарность и сексуальность персонажей. В старом и большом доме фрики-инопланетяне устраивают танцы, совращая безобидных новобрачных Брэда (Барри Боствик) и Джэнет (Сьюзан Сарандон). Хозяином действа предстает доктор Фрэнк (Тим Карри) — ученый-трансвестит с Транссексуалии, что на планете Трансильвания. Яркие цвета, китчевые персонажи — если в «Призраке рая» это мир шоу-бизнеса и рок-музыкантов, то в «Шоу ужасов Рокки Хоррора» показано странное общество во главе с пришельцем-транссексуалом, мир похоти и разврата, ссылающийся на жанр сексплотейшена. Примечательна сцена, когда главные герои поднимаются в лифте и видят фигуру Фрэнка — красная ткань, прикрывающая резервуар с Рокки позади Фрэнка, приобретает вид кровавых крыльев.

В «Томми», британской ленте визионера Кена Рассела, под одноименную рок-оперу The Who нам рассказывают историю молодого человека (Роджер Долтри, вокалист The Who), ставшего глухонемым и слепым после убийства родного отца его матерью и отчимом. Постановщик-хулиган через ряд экспрессивных и психоделичных образов, словно взятых из сознания самого Томми, показывает зрителю жестокость мира по отношению к герою (издевающийся сводный брат; пьющий и озабоченный дядя, которого сыграл барабанщик The Who). Даже повзрослев, внутри парень остается ребенком, по-детски воспринимая окружающую действительность.
КУЛЬТУРНЫЕ ОТСЫЛКИ
В кинематографе, музыке и других искусствах рано или поздно появляются новые направления; в рамках постмодернизма происходит переосмысление прошлого, которое либо цитируется, либо пародируется в различных формах. Мюзикл — жанр, в котором помимо музыки и танцев мы также можем наблюдать множество референсов и цитат к культурным явлениям разных эпох. Так, название «Призрак рая» отсылает нас к «Призраку оперы» Гастона Леру. Одна из песен героя-композитора называется «Фауст» и ссылается на произведение Гёте, а главный антагонист фильма, словно в «Портрете Дориана Грея», сохраняет жизненную молодость, старея лишь на пленке. Картина также высмеивает индустрию шоу-бизнеса, где боссы музыкальных лейблов думают об успехе и деньгах, не чураясь кражи чужих произведений.

Де Пальму часто обвиняли в копировании и подражании фильмам Хичкока, поэтому забавляет отсылка к «Психо» — пока рокер Биф поет и моется в душе, Призрак медленно подходит к нему с ножом, но использует в итоге вантуз.

Как и «Призрак рая», «Шоу ужасов Рокки Хоррора» не обходит стороной отсылки к популярным фильмам и сценам. Более того, на них построена структура фильма. В самой первой, заглавной песне зрителю дают понять, что история будет связана с классическими хоррорами и фантастическими картинами — «День, когда Земля остановилась», «Человек-невидимка», «Кинг Конг» и другие. Главные герои в завязке фильма едут в машине, но сворачивают не туда и вынуждены идти в огромный и жуткий особняк за помощью — клише жанра ужасов. Трансвестит Фрэнк впервые появляется в кадре в костюме, похожем на фрак Дракулы, и по сюжету оживляет Рокки — вместо страшного чудовища Франкенштейна симпатичного блондина.

Картина с любовью ирониризует как над классическими хоррорами, так и жанром мюзикла в целом — большую часть времени герои полуголыми танцуют под зажигательные песни. В движениях Фрэнка также можно увидеть сходство с манерами Фрэдди Меркьюри.

В «Томми», помимо участников The Who», не последние роли играют ставшие на тот момент знаменитыми Тина Тернер, Элтон Джон и легендарный гитарист Эрик Клэптон. Церковь, где поклоняются статуи Мэрилин Монро (которую в итоге разрушает Томми), является образом идолопоклонничества в современном мире. Кумиром молодежи станет и сам Томми, когда обретет свободу и попробует научить ей людей, но те не смогут повторить путь главного героя, понять его, и ополчатся против него. Лента говорит как о влиянии окружения на неокрепший ум, так и о важности родительского воспитания.
Моя красотка, моя душа — с рок-н-роллом и жизнь хороша!

Из фильма «Шоу ужасов Рокки Хоррора»
КОНТРАСТ МИРОВ
Вместе со зрителями киноперсонажи из относительно нормального мира попадают в водоворот гротеска, вычурности, и вместе с изменением окружения меняются сами. В «Призраке рая» Уинслоу Лич — невинный композитор — увлечен музыкой, он хочет творить и любить, но из-за обмана главы музыкального лейбла, укравшего произведение героя, попадает в тюрьму и теряет человеческий облик. Он перерождается в мстительного Призрака дворца под названием «Рай». Владелец же лейбла предстает неким демоном, кровью подписавшим договор с дьяволом.

Парочка молодоженов из серой и зашоренной жизни попадают в странный мир альтернативных наслаждений и эротики, где рушатся любые стереотипы и дозволено все; герои «Шоу ужасов Рокки Хоррора» становятся такими же фриками, как и обитатели особняка. Стоит заметить, что в самом начале ленты, до того, как героиня Сьюзан Сарандон поймает свадебный букет, мы видим актера Тима Карри без грима в рясе священника и слугу по имени Рифф-Рафф (его сыграл Ричард О'Брайен, автор мюзикла).

Маленький Томми, обычный мальчик, после ужасных событий, произошедших с его отцом, замыкается в себе и теряет голос, зрение и слух — режиссер погружает зрителя во внутренний мир уже повзрослевшего главного героя, по-детски воспринимающего окружающую действительность.
Ты ничего не видел и не слышал, никому не скажешь и ничего не знаешь.

Из фильма «Томми»
Как рок-оперы изменили представления о музыке и ее возможностях, так и рок-мюзиклы расширили представления о кинематографе, а также повлияли на своих преемников — в 1982 году вышла «Стена» по одноименному концептуальному альбому Pink Floyd, в 1979-м — «Квадрофения» тех же The Who. Представленные культовые фильмы и сейчас смотрятся интересно благодаря обыгрыванию клише, отсылкам к культуре и контркультуре, вычурным визуальным образам. Нельзя забывать про безграничную творческую фантазию, а также прекрасный музыкальный вкус.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda