Другое дело, если воспринимать кино как произведение человеческой рефлексии на конкретные темы. Все документальные фильмы Вима Вендерса склонны к эссеистическому подходу изображения действительности. Иначе говоря, режиссер не делает попыток добиться недосягаемой реальности в кинематографе (эту недосягаемость создатель «Неба над Берлином» чувствует лучше всех). Способ изображения реальности у Вендерса самый честный — он признает субъективность рассказанной истории. Его дебют «Молния над водой» как раз и задал развитие такого взгляда на собственное документальное кино.
В 1979-м году умирает режиссер Николас Рэй — бунтарь, посчитавший свою смерть причиной для создания докудрамы. Замысел Lightning Over Water берет начало с идеи взаимоотношения великого мастера и его ученика — Вима Вендерса, который выступил не столько сорежиссером неординарного проекта, сколько ангелом смерти, присутствующим в самые последние дни и минуты жизни. Его «эпитафия» в картине обладает внешним сходством с поэзией игрового кино. К кирпичному панельному дому по-киношному подъезжает такси, из которого выходит Вендерс:
«Было очень рано, когда я приехал в Сохо, на угол Спринг-стрит», — повествует с нуарным пафосом его голос. Этот голос вскоре вступит в диалог с учителем Николасом Рэем, дряхлым, больным раком и чертовски брутальным стариком. Завершить свою режиссерскую карьеру фильмом-рефлексией о смерти считается уже распространенной, очевидной констатацией себя как человека искусства для каждого творческого деятеля. Но Рэй пошел дальше ваяния «нерукотворных памятников» — он создал фильм, в котором главный герой умирает. И главный герой — это есть он сам.
Вендерс раскрывает его последние дни так подробно, что хватает всего полутора часов, чтобы пронести всю жизнь Николаса Рэя перед глазами зрителей. Благодаря синтезу телеэффекта 50-ти миллиметрового изображения, съемке на домашнюю VHS-камеру, хронике фильмов умирающего режиссера, записям концертов и даже «кино в кино», личность режиссера становится объемной и безграничной, но все-таки конечной. При том, что на метод любительской съемки «с рук» Вендерс переключается именно тогда, когда чувственная близость режиссеров начинает пренебрегать рамками совместно написанного сценария; когда Николас Рэй перестает играть роль больного Николаса Рэя и начинает осознавать, что больничная палата — не натуралистично обставленный павильон киностудии.
Однако нельзя назвать метод монтажа Вендерса сугубо коллажным. Каждый стилистический переход оправдан, вплоть до раскрытия перед зрителем предлагаемых обстоятельств: черно-белый вестерн «Необузданные» 1952-го года не может быть здесь показан просто как иллюстрация творчества. Отрывок из фильма встроен в контекст истории как объект внимания сидящего в полупустом зале Вендерса в разгар предстоящей лекции Николаса Рэя о съемках этой знаковой картины.
В самом названии «Молния над водой» заложена ясная метафора, образ финала жизни режиссера, после которого последуют титры на черном фоне небытия. Героя трудно назвать символистом, но его ученик Вендерс продолжит чеканить подобные глубокомысленные символы в своем творчестве. Фильм был закончен после смерти Рэя, в июне 1979 года. Ему было 67 лет.