Как же я люблю, когда деятели кино признаются в любви к кинематографу на языке этого самого кинематографа. Это всегда очень лично, ярко, завораживающе. Вендерс хватает камеру и отправляется в Токио, в совершенно другой, во многих частностях и общностях противоположный западному укладу мир.
«Токио-Га» пропитан ощущением дежавю. Пересматривая фильмы Одзу, Вендерс в деталях изучил Токио, так что, когда режиссер очутился там, каждая улица, каждый человек в метро показались ему знакомыми и близкими.
«Токио-Га» — это эдакое гонзо-исследование всего вокруг. Скрупулезный отчет об увиденном: вот казино, метро, фабрика по изготовлению макетов еды, дети играют на улице, а вот уже молодежь пытается закосить под западных тинейджеров. Формат, во многом похожий на бесконечные кино-дневники польского режиссера Йонаса Мекаса, где на протяжении многих часов закадровый голос комментирует сколоченные воедино осколки хроники, кусочки собственной жизни, между которыми возникают некоторые рифмы. Такому формату свойственна рефлексия.
У Вендерса ее хоть отбавляй. Конечно, с одной стороны, это завывания старика про «у нас была великая эпоха» — раньше и сгущенка слаще, и трава зеленее, у нас было «вот это» бесконечно вечное, а сейчас обмельчал народ. Но до чего же это трогательно, искренне и с любовью сделано.
Панихида по утраченному времени свойственна и фильмам Одзу, но это не бесконечные жалобы, а, скорее, фиксация, разочарованный вздох человека, глядящего на то, как стремительно меняется привычный ему мир. «Почти 40 лет Одзу снимал фильмы о том, как меняется жизнь японцев. О медленной деградации японской семьи и вместе с тем деградации национального самосознания. В них прямо не говорится о европеизации или американизации японского образа жизни. Но пронзительно ощущается ностальгия по медленно уходящему в прошлое традиционному укладу», — звучит закадровый голос.