НИКИТА ПОДКУЙКО | 6 СЕНТЯБРЯ 2022

ТОКИО-ГА: СОМНАМБУЛИЧЕСКИЙ ТРИП В ПОИСКАХ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ

Немец, снявший «Алису в городах» и «Париж, Техас», с камерой наперевес бродит по столице Японии — вотчине великого режиссера Ясудзиро Одзу

ТОКИО-ГА: СОМНАМБУЛИЧЕСКИЙ ТРИП В ПОИСКАХ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ

НИКИТА ПОДКУЙКО | 06.09.2022
Немец, снявший «Алису в городах» и «Париж, Техас», с камерой наперевес бродит по столице Японии — вотчине великого режиссера Ясудзиро Одзу
ТОКИО-ГА: СОМНАМБУЛИЧЕСКИЙ ТРИП В ПОИСКАХ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ
НИКИТА ПОДКУЙКО | 06.09.2022
Немец, снявший «Алису в городах» и «Париж, Техас», с камерой наперевес бродит по столице Японии — вотчине великого режиссера Ясудзиро Одзу
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Вим Вендерс
Страны: США, ФРГ
Год: 1985

Говоря о кинематографе, всегда хочется начать немного загодя. Фрейд считал, что все наши проблемы следует искать в детстве. Я же полагаю, что рассуждать о кино нужно с его ярмарочного рождения, если не раньше. Человек всегда стремился запечатлеть окружающую действительность, некоторые сюжеты — от наскальной живописи (Платонова пещера!) через фрески на сводах соборов (вот это средневековое «жизнь есть сон») к Его Величеству кинематографу (мозаика, составленная из времени).

Искаженная — выразительными средствами, дефектами пленки, наслаивающимися на изображение, или различием культурных кодов — реальность как первооснова кинематографа. Реальность кино, стремящаяся мимикрировать под действительность, по экспоненте отхапывающая куски материального мира, безапелляционно остается в параллели.

«Я не знаю ни одного режиссера, который бы так близко подошел к сущности и цели кинематографа. Создать образ человека нашего столетия — образ подлинный, правдивый, полный, в котором человек не только узнает себя, но, возможно, заново переосмыслит свою жизнь». Нет, это не Глен Гульд берет интервью у Глена Гульда про Глена Гульда. Речь о Ясудзиро Одзу. Речь произносит Вим Вендерс.
Как же я люблю, когда деятели кино признаются в любви к кинематографу на языке этого самого кинематографа. Это всегда очень лично, ярко, завораживающе. Вендерс хватает камеру и отправляется в Токио, в совершенно другой, во многих частностях и общностях противоположный западному укладу мир.

«Токио-Га» пропитан ощущением дежавю. Пересматривая фильмы Одзу, Вендерс в деталях изучил Токио, так что, когда режиссер очутился там, каждая улица, каждый человек в метро показались ему знакомыми и близкими.

«Токио-Га» — это эдакое гонзо-исследование всего вокруг. Скрупулезный отчет об увиденном: вот казино, метро, фабрика по изготовлению макетов еды, дети играют на улице, а вот уже молодежь пытается закосить под западных тинейджеров. Формат, во многом похожий на бесконечные кино-дневники польского режиссера Йонаса Мекаса, где на протяжении многих часов закадровый голос комментирует сколоченные воедино осколки хроники, кусочки собственной жизни, между которыми возникают некоторые рифмы. Такому формату свойственна рефлексия.

У Вендерса ее хоть отбавляй. Конечно, с одной стороны, это завывания старика про «у нас была великая эпоха» — раньше и сгущенка слаще, и трава зеленее, у нас было «вот это» бесконечно вечное, а сейчас обмельчал народ. Но до чего же это трогательно, искренне и с любовью сделано.

Панихида по утраченному времени свойственна и фильмам Одзу, но это не бесконечные жалобы, а, скорее, фиксация, разочарованный вздох человека, глядящего на то, как стремительно меняется привычный ему мир. «Почти 40 лет Одзу снимал фильмы о том, как меняется жизнь японцев. О медленной деградации японской семьи и вместе с тем деградации национального самосознания. В них прямо не говорится о европеизации или американизации японского образа жизни. Но пронзительно ощущается ностальгия по медленно уходящему в прошлое традиционному укладу», — звучит закадровый голос.
Вендрес с киноаппаратом бродит по улочкам Токио в попытках отыскать корпускулы мира из фильмов Одзу, но на ум приходит очевидная метафора. Современный Токио словно показанная ранее бутафорская еда, которую в качестве иллюстрации выставляют на витринах уличных забегаловок и ресторанов. Оболочка осталась той же: формально Токио — по-прежнему Токио, но вот внутренность парафиновая, как признак победившего глобализма. Традиции, национальные особенности конвергентно растворились друг в друге.

Вендерс встречается с людьми, которым выпала честь поработать с Одзу. Он жадно спрашивает их о мастере. Артист, сыгравший почти во всех фильмах Ясудзиро, начиная с немых, вспоминает о методах работы Одзу с актерами. Как тот раздавал четкие указания и терпеливо дожидался их исполнения, на что уходило до 20-ти репетиций и такого же количества дублей. Японская дисциплинированность напоминает мне перфекционизм Сергея Эйзенштейна, который порой расходовал всю пленку, заложенную на целый день, на съемку одной лишь сцены (например, падение попа в «Броненосце „Потемкине“»). Увлеченность Эйзенштейна Азией и его «монтаж иероглифов» мог бы усилить ассоциацию, если бы русский режиссер увлекался Японией — у него в фаворитах был Китай.

Оператор же показывает артефакты, позволяющие точнее понять подход Одзу к кинематографу. Например, секундомер, выполненный по заказу режиссера. Так, красная стрелка показывает, сколько пленки было отснято в стандартном формате 35 mm. Средняя — секунды. Третья — в формате 16 mm. Это позволяло Одзу выполнять точный хронометраж в секундах и кадрах.
К слову, о скрупулезности японцев, вшитой в менталитет. В последние полгода я с головой нырнул в коллекционирование растений — отдаю предпочтение суккулентным, время от времени заказываю из частных коллекций. Так вот, разница между условно российской (или американской) теплицей и японской — невероятная. В Японии все до одури аккуратно и точно: все чисто, все засохшие листья удалены пинцетом (если говорить об эхевериях, которые по мере роста сбрасывают нижние листья), подсветка — ровно восемь часов в день. Нормально делай — нормально будет, как говорится.

Ближе к концу фильма на экране внезапно тульпой появляется Вернер Херцог. Я прямо-таки подпрыгнул от восторга. Словно два Атланта встретились в мультивселенной Marvel. Начало и конец закольцовывают неторопливые фрагменты из фильмов Одзу. «Токио-Га» заканчивается так же, как и многие ленты японского постановщика — белым иероглифом на фоне серой ткани. Финал. На могиле Одзу, всю жизнь стремившегося к аскетичности изображения и сюжета, нет ни имени, ни даты. Только один иероглиф, похожий на тот, что всплывает в конце произведений Ясудзиро. Он означает «ничто» и «пустота».

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda