АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 19 МАЯ 2023

ВСЕ СТРАХИ БО: МАМА, Я БОЮСЬ ТЕБЯ

Странствие по внутреннему миру человека, которого само осознание собственного существования приводит во всепоглощающий ужас

ВСЕ СТРАХИ БО: МАМА, Я БОЮСЬ ТЕБЯ

АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 19.05.2023
Странствие по внутреннему миру человека, которого само осознание собственного существования приводит во всепоглощающий ужас
ВСЕ СТРАХИ БО: МАМА, Я БОЮСЬ ТЕБЯ
АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 19.05.2023
Странствие по внутреннему миру человека, которого само осознание собственного существования приводит во всепоглощающий ужас
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ари Астер
Страны: США, Великобритания, Финляндия, Канада
Год: 2023

Бо Вассерман (Хоакин Феникс) — человек, что называется, маленький. Ему приходится жить в ужасающем районе, где прямо на дороге лежат искореженные тела и то и дело протыкают ножом случайных прохожих. На ужин он ест готовые блюда в пластике, разогревая их в микроволновке. Кем работает Бо, нам неизвестно, но личность его нам приятна с самого начала. В его глазах мы читаем себя: свои желания, свои боли. Однако самое главное — герой ходит к терапевту, чтобы проговорить отношения с матерью (Пэтти ЛюПон). А она у него такая, что врагу не пожелаешь.

На первый взгляд все прекрасно. Мальчиком он рос в атмосфере любви и заботы, а заработка матери хватало на все удовольствия приземленного Бо. Только это все не то: родительская любовь оказалась условной, а заточенная на получение выгоды даже в семейных делах мать — монстром во плоти.
Ари Астер не впервые рассказывает о домашних проблемах через кинопленку. Жестокая семейная драма, которую мы видели в «Реинкарнации», на этот раз не стала чем-то иным, но обрела дополнительные и весьма привлекательные характеристики. Например, даже в моменты тотального разрушения мира Бо зритель невольно смеется. Так захотел Ари Астер, который привнес «Американскую готику» курильщика в мизансцену в момент, когда мать Бо говорит о его бабушке. Или та красивая анимационная фантасмагория, по которой герой гуляет в трейлере, — способ перенести навязчивый кошмар в плоскость яркого визуального перформанса для искушенных. Дает Астер «минуту славы» и второстепенным персонажам. В такие моменты Бо остается на периферии кадра, а наше внимание оказывается направленным поверх его головы, в сторону от побитого жизнью героя Хоакина Феникса.

К слову, оба фильма проговаривают важный посыл — нельзя воспитывать в детях чувство вины. Это единственное слово «GUILTY» терапевт Бо записывает в блокноте во время сеанса в открывающей сцене. Вина уничтожает все живое в радиусе ста километров, в частности, привязанность к тем, кто близок по крови. В «Реинкарнации» мать и сын обменивались потоками грязи за ужином, сверля друг друга взглядами через стол. Привело ли это к примирению? Как бы не так.

«Все страхи Бо» в этом плане более комплексная история, ведь травму и невозможность сепарации ребенок пронес с собой сквозь годы и дополнил новыми потрясениями. На рубеже 50-летнего возраста Бо одинок, печален, тревожен и не способен распоряжаться своей жизнью. Причина тому — мать, не позволявшая принимать самостоятельные решения и оберегавшая сына от любого чиха. Для зрителя «Все страхи Бо» — это кошмар, в котором сбылось все, о чем можно тихо признаться психологу. Что все вокруг обозлены на вас, что вы — расстройство для родителей, что каждый ваш шаг могут критиковать. И именно потому, что на экране находят свое воплощение все эти страхи, фильм становится терапевтическим.
А вот через поход героя к психологу мы узнаем о нем самое главное уже в первые минуты. Бо выглядит потрясенным до глубины души, хотя внешне спокоен. Сидя на диване перед грузным доктором (Стивен Хендерсон), он кажется маленьким — стремление Астера показать эту характеристику через визуальные решения ознаменовалось успехом. Бо видится ребенком, которого привели сюда насильно. Маленький он не только в кабинете у терапевта, но и в доме у знакомой семьи. «Это мой новый брат», — шутит девочка-подросток Тони (Кайли Роджерс). «А не слишком ли он взрослый для усыновления?», — вопрошает подруга. И она чертовски права!

Причина тому — неразрывная связь с матерью, которую та установила, засыпая с Бо в одной кровати и советуя все напропалую, вплоть до того, какая женщина ему нужна. В первую минуту, когда Бо появляется на свет, прорываясь сквозь чрево матери, пуповину перерезают. Однако этого оказывается недостаточно.

Мона присутствует во всем. Когда на экране появилась упаковка из-под готового обеда, которую Бо кинул в мусорное ведро, я задалась вопросом: «Чем это кадр так важен, что занял аж несколько секунд хронометража у Ари Астера?» Не поверите, но на коробке есть логотип MW, или Мона Вассерман. Как и на микроволновке. А финальная сцена и вовсе подтверждает догадки о самобытном Шоу Трумена в голове у Бо по вине его непомерной тревожности. Родители имеют настолько серьезное воздействие на нас в нежном юношеском возрасте, что полностью формируют тот мир, в котором мы живем. Мать не контролировала Бо физически, он сам ушел в автопилот.

Цепи, которые разрубает актер в лесном театре, те, что распаивает Бо в своем красочном сне, и та, на которой висела люстра в доме матери, — все это чистый неприкрытый символизм, любимый прием Астера. Знающий стиль режиссера зритель догадывается, что большинство деталей, если не все, будут иметь значение в будущем. По этой причине смотреть интеллектуальные хорроры Астера лучше дважды.

Чем «Все страхи Бо» разительно отличаются от предыдущих фильмов Астера, так это ракурсом изучения темы. «Реинкарнация» и «Солнцестояние» постепенно снимали с реальности слои нормальности, которые прикрывали суть вещей. В картинах она оставалась полностью оголенной, и оттого созданные Астером миры нас пугали, а мы их неосознанно отвергали. За стенами дома обычной американской семьи и красивыми полями Швеции скрывалась уродливая разъедающая злоба.
Здесь же нет метаний между точкой зрения героя и более объективным взглядом на персонажа со стороны. Режиссер выводит все, что происходит у Бо в голове, вовне и утрирует через метафоры и гиперболы. Астер безжалостно относится к своим персонажам, словно они расходный материал, который не страшно потерять во имя донесения гениальной идеи. Бо — не исключение. В новой картине Астер уже не столь критично настроен против института семьи. Да, есть предубеждение относительно его функциональности, которое сквозит во всем творчестве режиссера. Вероятно, поэтому в личной жизни Астера существует только он сам.

Третий полный метр Астера — это роуд-муви по физическим просторам некой англоговорящей страны и при этом по чертогам разума героя. Потому все персонажи и события здесь, с высокой долей вероятности, могут быть выдуманы, а любые совпадения — случайны. Сопереживать некому, но если вы почувствовали что-то к Бо, то знайте — вы всего лишь на долю узнали в нем себя.


Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda