Проводящему жестокие эксперименты над людьми ученому, которые к тому же приходят в клинику доктора Вергеруса сами, спасаясь от нищеты, Бергман противопоставляет Абеля Розенберга и бывшую жену его брата Макса, ставшего жертвой опытов над человеческим сознанием, проводимых безумным доктором. Они даже в условиях бедности не утрачивают человеческое достоинство, и, если кто-то может предположить, что это оттого, что Абель и Мануэла иностранцы, то есть и местный герой — инспектор Бауэр. Он расследует таинственные смерти в Берлине и, в отличие от Вергеруса, верит в высокое предназначение человека. Инспектор-идеалист и любящие друг друга Абель и Мануэла — то здоровое зерно немецкого послевоенного общества, которое способно противопоставить мизантропии Вергеруса нравственные ориентиры.
Ученому ненавистна любовь, поскольку это чувство не вписывается в его строгую картину мира, которую выдающийся немецкий философ Фридрих Энгельс назвал «вульгарным материализмом». Мучая людей, доводя их до безумия и самоубийства, доктор самоутверждается как личность. Только причиняя кому-то страдания, доводя человека до границы животного ужаса, доктор Вергерус ощущает торжество своих идей, оправдывает свое существование в собственных глазах. Стремление почувствовать себя богом и реализовать свои идеи, невзирая на страдания как отдельных людей, так и целых наций, будет свойственно, но на более примитивном уровне, Адольфу Гитлеру, который не был теоретиком фашизма, как Муссолини, а воспринял идеи, витавшие в разряженном немецком воздухе — созданные такими учеными, как Вергерус. Страшнее маньяков, уничтожающих народы для реализации своих наполеоновских планов о мировом господстве, могут быть только идеологи, чьи мысли, как удобрения, напитали морально слабых людей стремлением к реваншизму, дабы через насилие утвердить свое «я».
Ингмар Бергман, отличавшийся, как многие гении, высокими требованиями к себе, считал «Змеиное яйцо» не вполне получившимся, хоть и не отказывался от него, как, например, от своих кинокомедий 1960-х. Бергман, даже в другой стране, получив финансовую свободу от Дино Де Лаурентиса (в декорациях Берлина 1920-х Райнер Вернер Фассбиндер будет снимать один из своих итоговых проектов, многосерийный телефильм «Берлин, Александерплац», в 1980 году), нисколько не изменил своим пристрастиям. Если на главную мужскую роль мастер взял Дэвида Кэррадайна (хотя первоначально планировал Дастина Хоффмана или Роберта Редфорда), то Мануэлу сыграла постоянная актриса Бергмана (и мать одного из его детей) Лив Ульман. Много снимавшийся в Европе западногерманский актер Хайнц Беннент блестяще справился с образом доктора Вергеруса, создав зловещего идеолога-манипулятора, этакого доктора Калигари Третьего Рейха. В 1980 году он сыграет и во втором немецком фильме Бергмана — «Из жизни марионеток».
Если Лив Ульман как обычно продемонстрировала высочайшее актерское мастерство, то вот Дэвид Кэррадайн буквально превзошел сам себя. Никогда больше он не играл с такой психологической экспрессией, на грани потери собственной идентичности, почти сливаясь с ролью заезжего циркача Абеля Розенберга, глазами которого Бергман и показывает Берлин того времени. Много позже Кэррадайн неодобрительно отзывался о работе с Бергманом, хотя и признавал его гениальность. Дело не в тяжелом характере мастера. Режиссер никогда не кричал на актеров и не кидал в них стульями, как, например, Альфред Хичкок. Просто Бергман, для которого творчество было методом самопознания, плацдармом борьбы со своими демонами, умел добиваться игры на пределе, вытаскивать интимное, сокрытое в глубинах актерских душ, и встраивать их личные страхи в образы героев. Поводом для разногласий между Кэррадайном и Бергманом послужило убийство лошади на съемках, которое режиссер первоначально задумывал осуществить прямо перед камерой, но из-за давления Кэррадайна отказался от этой идеи и лишь показал ее труп. Любопытно, что убийство животного ради искусства в «Змеином яйце» не повлекло за собой и сотой доли тех обвинений, что позднее достались Руджеро Деодато за «Ад каннибалов» (1979), хотя итальянский мастер резонно оправдывал себя тем, что аборигены все равно зверушек бы убили и съели.