Если вам нужны ответы, то звоните сначала не Мани Хагиги, а Дэвиду Линчу, Хичкоку или Достоевскому. Собственно «Вычитание» и ощущается как эдакий «Малхолланд Драйв», снятый Хичем и отредактированный Федором Михайловичем. Кстати, в данном случае мы поминаем классика русской литературы не в качестве автора «Двойника» (а на двойниках и их противопоставлении «Вычитание» и зиждется), а как знатного нагнетателя, и без всякой мистики умевшего вогнать в ужас — в экзистенциальный хоррор, где персонаж боится не тихо умирать, а продолжать жить, когда незачем мечтать, незачем любить, молчат окружающие люди, но не молчат унылые, обшарпанные дома.
И ведь действительно, серой реальности мы боимся почище всяких там доппельгангеров. Тем более, что завтрашний день всегда в тумане, а двойники, невесть откуда взявшиеся и невесть чего от своих «оригиналов» требующие, являлись в искусстве много и часто. Обычно в таких сюжетах конфликтующие стороны — клоны и их изначальности — для разрешения разногласий прибегают к математической операции «вычитание». К «вычитанию» человека. Фильм Хагиги этой арифметики придерживается и особо ее не усложняет. Только лишь прикручивает к истории аспект полового влечения и чувства вины. Накал страстей — результат мелких актерских штришков. Операция «умножение» превращает двух лицедеев в четырех очень разных и очень круто сыгранных персонажей, символизирующих темные и светлые начала каждого из них.
Чердак у героев протекает капитально. И фигурально, и буквально: в квартире одной из семей-дубликатов из-за бесконечного ливня основательно капает с потолка. Выстроенная в фильме реальность будто бы конвульсирует синхронно с включением/выключением лампочки в тамбуре многоквартирного дома, и не подозревающие о существовании друг друга люди-близнецы на пару с предметами-близнецами и сценами-близнецами хитро тасуются как на монтажном столе, так и во внутрикадровом пространстве. Хагиги четко и по таймингу стегает свой собственный фильм, чтобы тот топтался в считанных сантиметрах от входа в запутанный кафкианский лабиринт, но не позволяет «Вычитанию» окончательно сдаваться волшебству раздора и ступать внутрь.
«Вычитание» не шутит с реальностью, а через фантазию лишь укореняет давление действительности. Это удивительная кинонаходка, обладающая эффектом оздоровительного поджопника для психики, плетущейся в непрекращающемся ливне каждодневных стрессов и потерявшей счет прожитым на автомате «дням сурка». Везде обман и намерение совершить подлог. Тут на руку «Вычитанию» играют суровые законы исламской республики Иран: согражданам Хагиги нельзя демонстрировать в кино такие «непотребные» вещи, как непокрытые женские головы или горячие поцелуи, поэтому тут важен каждый жест и каждый взгляд, а самая обычная сантехническая шайба может исполнить роль набирающей обороты эротической метафоры.