АНТОН СМИРНОВ | 15 ИЮНЯ 2023

СУСПИРИИ: ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ СМЕРТИ

Оригинал и ремейк — чем они схожи, чем отличаются и чем завлекают

СУСПИРИИ: ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ СМЕРТИ

АНТОН СМИРНОВ | 15.06.2023
Оригинал и ремейк — чем они схожи, чем отличаются и чем завлекают
СУСПИРИИ: ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ СМЕРТИ
АНТОН СМИРНОВ | 15.06.2023
Оригинал и ремейк — чем они схожи, чем отличаются и чем завлекают
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Наверное, профессиональные критики и простые зрители еще долго будут спорить относительно ценности (и целесообразности) ремейков, в особенности, жанровых фильмов, ставших культовой классикой. Многие из новоделов действительно были лишь бледными копиями бессмертных оригиналов и потому долго в памяти не задерживались. Однако всегда существуют исключения из правил, когда ремейк, может, и не превосходит оригинал, но оказывается вполне самобытным и заслуживающим внимания произведением. Подобный случай — культовая «Суспирия» (1977) Дарио Ардженто и ее новое, весьма необычное прочтение 2018 года за авторством Луки Гуаданьино.

КОЛДОВСТВО — ЭТО НЕ ШУТКИ

К середине 1970-х режиссер Дарио Ардженто уже зарекомендовал себя в модном итальянском жанре джалло такими работами как «Птица с хрустальным оперением» (1970), «Кошка о девяти хвостах» (1970), «Четыре мухи на сером бархате» (1971) и, особенно, одной из своих лучших картин — «Кроваво-красное» (1975). Именно на съемках последней он встретил свою возлюбленную Дарию Николоди, которая помогла Ардженто создать фильм, впоследствии названный многими критиками вершиной его творчества: мистический хоррор «Суспирия», первую главу киносаги о Трех Матерях.

По словам режиссера, желание создать мистическую картину, сюжет которой выходил бы за традиционные рамки джалло с его вполне реалистичными злодеями, возникло у него во время поездки по Европе, когда он посетил Лион, Прагу и Турин. Он был очарован Волшебным треугольником — точкой, где встречались Франция, Германия и Швейцария. Однако это место привлекло режиссера не только ландшафтной красотой — именно здесь известный доктор философии, эзотерик и оккультист Рудольф Штайнер основал Антропософское общество. Ардженто не воспринимал тему оккультизма всерьез, хотя и признавался, что ему интересна сама концепция колдовства:

Мы с Дарией путешествовали по Европе в целях изучения и исследования европейского колдовства. Мы ездили в Германию, Швейцарию, Францию и Бельгию в поисках исторических примеров. Мы также пытались встречаться с ведьмами или людьми, которые называли себя ведьмами. Но правда в том, что мы никогда не встречали никого, кто утверждал бы прямо, что является ведьмой — только людей, которые говорили о колдовстве. Так что, на мой взгляд, ведьм на самом деле не существует. Но существует интересная культура колдовства, и она выражена повсюду, в книгах, романах. Есть также дома, которые в некотором роде населены привидениями, и где есть дух колдовства, особенно в Бельгии, в Брюсселе. Мы видели кое-что подобное во время нашего путешествия перед созданием «Суспирии».

Со сценарной задумкой его выручила Дария, поскольку она с детства интересовалась оккультизмом благодаря бабушке, пианистке Ивонне Каселле, якобы практиковавшей белую магию. По рассказам пожилой женщины, она в юном возрасте посещала некую музыкальную школу, где помимо уроков игры на пианино обучали черной магии. Это открытие ее настолько напугало, что она решила немедленно сбежать из жуткого учебного заведения. Хотя Николоди годами позже признала, что все эти россказни оказались выдумкой, они стали весьма ценной идеей для будущего сценария:

«Суспирия» была придумана и написана мною исключительно благодаря вдохновению историй моей бабушки.

Помимо семейных легенд, Николоди частично воспользовалась идеями Томаса Де Квинси и его труда Suspiria De Profundis, а также сказками вроде «Белоснежки и семи гномов», «Пиноккио», «Синей бороды» и «Алисы в Стране чудес», добавив к этому личный опыт в виде кошмарного сна, приснившегося ей как-то в Лос-Анджелесе. Так обрела жизнь легенда о Трех Матерях, которые являлись могущественными ведьмами и обитали в разных городах мира: Матер Лакримарум (Мать Слез) проживала в Риме, Матер Суспириорум (Мать Вздохов) обосновалась во Фрайбурге, а Матер Тенебрарум (Мать Тьмы) — в Нью-Йорке. Незавидная участь — оказаться в сатанинском логове, расположенном под прикрытием балетной школы-интерната в Германии, выпала юной американке Сьюзи Бэннион, которая приехала в Европу, чтобы обучиться искусству классического танца.

ОЖИВЛЯЯ ПЕРСОНАЖЕЙ

Известно, что режиссер сперва хотел, чтобы героиням «Суспирии» было около 12-ти лет. Но его отец (и по совместительству продюсер) Сальваторе Ардженто мудро отговорил сына от этой провокационной и явно обреченной на провал идеи, поскольку ни одна студия не позволила бы дать зеленый свет проекту, где изображены кровавые убийства детей (кстати, именно это долгое время становилось одной из основных трудностей для адекватной экранизации «Оно» Стивена Кинга). В итоге было решено поднять возраст юных персонажей женского пола до 20-ти лет, и процесс кастинга начался.

До того, как Дарио Ардженто начал приглашать на главные роли дочь Азию, в своих работах ему нравилось видеть хрупких и привлекательных девушек с невинными большими глазами, вроде Дженнифер Коннелли в «Феномене» (1984) или Кристины Марсильяч в «Ужасе в опере» (1987). Хотя главную роль мечтала заполучить сама Дария Николоди, Ардженто не видел ее в образе Сьюзи. Поначалу его внимание привлекла Тина Омон из «Казановы Феллини» (1976), а затем американка Джессика Харпер, засветившаяся в «Призраке рая» (1974) Брайана Де Пальмы и «Любви и смерти» (1975) Вуди Аллена. Примечательно, что, согласившись на роль в «Суспирии», Харпер отказалась от дальнейшей работы с Алленом, который приглашал ее в «Энни Холл» (1977). Джессика полностью сосредоточилась на изучении режиссерского стиля Ардженто, параллельно просматривая его предыдущую работу «Четыре мухи на сером бархате». Николоди была вынуждена довольствоваться ролью подруги Сьюзи, Сары, но и тут не срослось: актриса внезапно получила травму и буквально в последнюю минуту ее заменили на Клаудию Казини. Что касается остальных ролей, то актеров для их исполнения Ардженто тоже выбирал не случайно. Хозяйку школы, мадам Бланк сыграла Джоан Беннетт («Женщина в окне» (1944), «Отец невесты» (1950)), которая снималась у Фрица Ланга и чье творчество Ардженто обожал. Учительницу мисс Таннер изобразила другая именитая актриса, Алида Валли, известная любителям классических хорроров по работе в картине Жоржа Франжю «Глаза без лица» (1959). Удо Кир заполучил небольшую роль психиатра благодаря своему специфическому взгляду, а также участию в продюсерских проектах Карло Понти («Тело для Франкенштейна» (1973)) и Энди Уорхола («Кровь для Дракулы» (1974)).

Участие столь внушительного интернационального ансамбля повлекло за собой определенные производственные трудности. Дело в том, что Ардженто велел актерам произносить реплики на их родном языке, так как дублирование диалогов происходило в тон-студии, причем в той языковой версии, которая была необходима для проката в определенной стране (что являлось стандартной практикой в итальянском кинопроизводстве того времени). Актерам, не знающим иного языка, не оставалось другого выхода, кроме «слепой» реакции на чужеродную речь. В итоге голос Харпер, который так понравился режиссеру, итальянские зрители не услышали, поскольку роль Сьюзи для проката в Италии дублировала совсем другая актриса. Во время работы над английским дубляжом (и это хорошо заметно при просмотре) некоторые актеры озвучивания вообще не попадали в чужую артикуляцию, а кое-где реплики слышны даже тогда, когда люди в кадре стоят с закрытыми ртами. Однако дублировать английскую речь пришлось не всем исполнителям, поскольку для данной языковой версии задействовали производственные диалоги, записанные прямо на съемочной площадке. Благодаря этому в англоязычной дорожке картины мы слышим настоящие голоса Джессики Харпер, Джоан Беннетт, Алиды Валли, Мигеля Бозе и Флавио Буччи. Но американским критикам дубляж категорически не понравился — они называли его неестественным и сильно портящим общее впечатление от просмотра.

ТОРЖЕСТВО ФОРМЫ

«Суспирия» являет собой эталонный образчик фильма, который воздействует на зрителя вовсе не сюжетными хитросплетениями — в сценарном плане картина очень проста, если не сказать примитивна. Мотив балета использован условно, характеры заменены типажами, в функции главной героини входит лишь ситуативная реакция на события, такими же одномерными изображены и ведьмы-злодейки. Но Ардженто преследовал совершенно иную цель: воздействовать на зрителя так называемым «чистым кино», когда во главу угла поставлена исключительно аудиовизуальная составляющая. Как уже было сказано, одной из основных ориентировок в создании стиля для Ардженто оказалась диснеевская «Белоснежка» (1937), отсылок к которой в фильме множество. Сьюзи Бэннион по приезде встречает плакат на двери аэропорта с надписью «Black Forest» («Черный лес»), ведь именно через этот лес ей будет суждено пробираться к сказочно-жуткому логову коварных ведьм. Точно так же, как и принцессу из сказки, ее начнут опаивать магическим зельем, отчего девушка будет испытывать слабость и сонливость. Ей предстоит отыскивать потайные двери, разгадывать символы и тайны этого замка, постоянно опасаясь за свою жизнь. Даже первое убийство в фильме, демонстрирующие пронзенное ножом сердце, напоминает о жертве, которую хотела получить от падчерицы злая королева, дабы вечно оставаться молодой и красивой.

Этот нехитрый рассказ обволакивала атмосфера мистического сюра, волшебно-пугающего сна с нелогичными поступками, гротескными фигурами и болезненно-контрастными цветами. В отличие от многих фильмов ужасов, где авторы пытаются наполнить кадр темнотой как можно сильнее, в «Суспирии» черного цвета очень мало. У Ардженто мрак пасует перед синим, красным и желтым, который в свою очередь перетекает в зеленый, и все это движется, течет и меняется, словно в калейдоскопе. Основной тон картине задает, разумеется, красный цвет со всеми его оттенками — сочный, пульсирующий, порой неестественно яркий и даже кричащий. В психологии цвета он занимает особую позицию, поскольку оказывает наиболее сильное влияние на человеческую психику. С незапамятных времен красный вызывал у людей различные ассоциации: одни сопоставляли его с войной и враждебностью, для других он символизировал любовь. Энергетика этого цвета слишком велика, она обладает как положительным, так и отрицательным зарядом, к тому же он требует от человека дополнительных усилий для восприятия. Но красный так сильно влияет на нас еще и потому, что является частью каждого в буквальном смысле: ведь это, прежде всего, цвет человеческой крови. Усилиями Ардженто он переливается множеством оттенков и даже, прогуливаясь по комнатам и коридорам Фрайбургской школы вместе со Сьюзи, зрителю начинает казаться, будто персонажей окружает оголенная плоть.

Отказавшись от черного, Ардженто предлагает свой цвет ночи — синий. Наступление темного времени суток, по мнению мастера, не может ничего скрывать в полумраке, ведь зритель должен становиться свидетелем страшных преступлений во всей их преступной красе и отчетливо видеть, что творится за закрытыми дверьми адской школы. И если пульсирующий, как кровь из разорванной артерии, красный цвет несет вместе с агрессией ощущение жара, то синий моментально окутывает пространство и персонажей арктическим холодом. Для наилучшего достижения галлюцинаторного эффекта фильма с «вырвиглазной» колористикой, снят он был снят на пленку Eastmanсolor Kodak, а печатался на одном из древних аппаратов по обработке пленки Technicolor, который позволял создать яркую цветовую палитру. Кроме того, «Суспирии» повезло стать первой итальянской кинокартиной, при съемках которой была задействована система стабилизации изображения Steadicam, что позволило оператору Лучиано Товоли добиться исключительно плавных и ровных движений камеры.

Но эффектный визуал фильма произрастал не только из сказочных корней. При оформлении интерьеров художник «Суспирии» Джузеппе Бассан ориентировался на работы графика Маурица Корнелиса Эшера, известного своими витиеватыми гравюрами и литографиями, а также Обри Бердслея, одного из ярчайших представителей английского эстетизма и модерна конца XIX века, причем конкретные его работы можно заметить непосредственно в кадре. Ну, а поскольку съемки картины проходили в Европе, недостатков в роскошных архитектурных объектах создатели не испытывали. Например, декорация фасада Балетной Академии была скопирована с Дома Кита (Haus zum Walfisch), находящегося во Фрайбурге, а наибольшее количество представленных в кадре реальных зданий и достопримечательностей было обнаружено в Мюнхене. В результате, сцену прибытия Сьюзи во Фрайбург снимали в мюнхенском аэропорту, здание института, где она встречалась с доктором Мэнделом, «играет» штаб-квартира немецкого автогиганта BMW, бассейн балетной академии изображали интерьеры Мюллеровых городских бань, а в сценах со слепым пианистом и его смертью в кадр попали ресторан «Хофбройхаус» и Королевская площадь (Кёнигсплац).

Конечно, «Суспирия» Ардженто не была бы в полной мере тем, чем она является, без классического саундтрека, напоминающего бесконечно повторяющуюся зловещую мелодию из какой-то дьявольской шкатулки. Эта звенящая, ввинчивающаяся в мозг музыка, призванная поддерживать подсознательное ощущение нарастающей тревоги, была написана группой Goblin еще до «Суспирии» и очень часто включалась прямо на съемочной площадке для поддержания необходимого настроения. Популярность композиций была так высока, что их не раз использовали гонконгские кинематографисты, например, Юэнь У-Пин в «Танце пьяного богомола» (1979) или Цуй Харк в своей комедии ужасов «Мы собираемся съесть вас» (1980). На сайте музыкального онлайн-журнала Pitchfork главная тема «Суспирии» вообще была признана одной из лучших композиций, выпущенных во второй половине 1970-х.

Премьера «Суспирии» на больших экранах состоялась зимой в Италии, 1 февраля 1977-го. В мае того же года было объявлено, что студия 20th Century Fox планирует выпустить ее в прокат США, но продюсеры долго колебались, поскольку их беспокоила излишняя жестокость ленты. Тем не менее фильм все же оказался на североамериканских экранах в июле 1977 года, хотя для получения рейтинга R из него пришлось вырезать около восьми минут. Но это не сказалось на относительном коммерческом успехе «Суспирии» в Америке, где она смогла собрать около двух миллионов долларов, став таким образом самым кассовым фильмом Ардженто в прокате США. Пускай в год выхода не все отзывы критиков были восторженными, ныне эта картина неизменно включена во всевозможные списки лучших хорроров и ее смело называют вершиной творчества Дарио Ардженто, показавшего высший класс работы с цветом, светом, звуками и образами.

РЕМЕЙК: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

С наступлением нового миллениума жанровое кино испытало острый кризис. Особенно это касалось триллеров и хорроров: часто использованные приемы нагнетания страха себя исчерпали, а умы сценаристов редко производили на свет что-либо действительно креативное. Однако в 2002 году в прокат вышел ремейк знаменитого японского хоррора «Звонок» (1998), собравший отличную кассу, и продюсеры задумались о том, а почему бы им не рассказать классику жанра на новый лад? «Ксерокопии» известных хоррор-хитов прошлого века посыпались словно из рога изобилия — «Омен» (2006), «Ужас Амитивилля» (2005), «Техасская резня бензопилой» (2003), «Попутчик» (2007), «Дом восковых фигур» (2005). Многие из них хорошо шли в прокате и приносили солидную прибыль, но строгим критикам они совсем не нравились, поскольку выглядели лишь бледным подобием культовых творений. Именно поэтому желание кого-либо из режиссеров «освежить» очередную классику априори встречалось со скепсисом. Однако в 2007 году пока еще не слишком известный итальянский режиссер Лука Гуаданьино сумел убедить Дарио Ардженто и Дарию Николоди заключить с ним так называемое «опционное соглашение» относительно прав на «Суспирию». В кинопроизводстве это — контракт, согласно которому права на исходный материал как бы сдаются в аренду потенциальному продюсеру. Это, в свою очередь, предоставляет ему возможность полностью приобрести права на материал, если он выполнит условия контракта и снимет на его основе фильм. Получив согласие мэтра, Гуаданьино начал искать кандидата на пост режиссера и предложил эту вакансию весьма неожиданному лицу — создателю «Ананасового экспресса» (2008) Дэвиду Гордону Грину.

Грин объявил о грядущем ремейке в 2008 году, заявив, что пишет сценарий, которому он дал эпитет «оперный». Несмотря на то, что фанаты встретили новость враждебно (некоторые даже публиковали в Сети гневные очерки под названием «Оставьте „Суспирию“ в покое»), съемкам был дан зеленый свет. В том же году прозвучали заявления, что в число продюсеров будет входить Натали Портман и, возможно, она сама исполнит главную женскую роль. На этом проект внезапно затормозил, и многие из-за отсутствия свежих новостей посчитали, что идея ремейка «Суспирии» провалилась. В 2011 году в интервью Грин сообщил, что сценарий фильма у него уже есть:

Фильм, над которым я сейчас работаю, — это ремейк «Суспирии», ленты Дарио Ардженто. Это будет очень весело. Я написал его вместе со звукорежиссером, поэтому он действительно спроектирован с необычной точки зрения. Мы подошли к этому не с перспективы традиционного повествования, а опираясь на нарратив через звук. Для меня это забавный эксперимент, и мне интересно посмотреть, как оно сработает.

Грин составил и свой список актеров. На роль Сьюзи он выбрал восходящую звездочку Изабель Фурман, поскольку она поразила его актерским перевоплощением в триллере «Дитя Тьмы» (2009). В остальных ролях он видел более именитых европейских звезд вроде Изабель Юппер, Джанет Мактир и Микаэля Нюквиста. Будущий фильм был профинансирован и полностью готов к съемкам, однако увидеть «Суспирию» по версию Грина зрителю так и не удалось, поскольку создатели столкнулись с рядом юридических и экономических конфликтов. Сам режиссер считал, что всему виной были творческие разногласия со студией и так объяснял свою точку зрения:

Я хотел, чтобы это был фильм ужасов. А понятие «фильм ужасов», особенно в ту пору, когда мы работали над этим проектом, означало что-то вроде «Пилы» или «Паранормального явления». Одним словом, кровавую и бюджетную картину. Модель «экономного» фильма меня совсем не устраивала, поскольку я хотел снять элегантный хоррор с бюджетом в 20 миллионов долларов, да еще и созданный парнем, что никогда не работал над хоррорами, понимаете, о чем я?

Но всем разочарованным поклонникам не стоило отчаиваться, поскольку несостоявшаяся «Суспирия» от Дэвида Гордона Грина вовсе не означала поставленный на ремейке крест. К тому же режиссер хитро намекнул, что работа над переосмыслением скоро начнется, правда, с другим постановщиком во главе проекта [1]:

Я надеюсь, что это скоро произойдет. С участием великого итальянского режиссера, с которым я завтракал на прошлой неделе.

Внимательные фанаты знали, о ком идет речь, поскольку помнили, кто изначально пытался приобрести права на «Суспирию» лично у Дарио Ардженто — Лука Гуаданьино.

ГУАДАНЬИНО VS АРДЖЕНТО

В сентябре 2015 года на 72-м Венецианском кинофестивале Лука Гуаданьино объявил о своих планах насчет ремейка «Суспирии». К тому времени из малозаметного независимого постановщика он уже превратился в режиссера-визионера с мировым именем, снявшего такие картины как «Я — это любовь» (2009) и «Большой всплеск» (2015), а в дальнейшем он упрочит репутацию выдающегося мастера своим подлинным шедевром, романтической драмой «Назови меня своим именем» (2017). Для работы над фильмом Гуаданьино решил привлечь проверенную команду, с которой он уже работал над «Большим всплеском»: сценарий новой «Суспирии» взял на себя американец Дэйв Кайганич, а главные роли закрепились за Дакотой Джонсон и Тильдой Суинтон.

Гуаданьино руководствовался принципами грамотного понимания сути хорошего ремейка — он не хотел, чтобы его «Суспирия» была лишь «ксерокопией» фильма Ардженто, а пытался создать свое собственное детище, основанное на идеях оригинала. В первую очередь, в противовес картине Ардженто, Гуаданьино требовался сложный сценарий и потому Кайганич в качестве места действия выбрал Берлин 1977 года. Этот временной отрезок был примечателен рядом важных политических событий, известных в истории как «Немецкая весна», включая активную деятельность немецкой леворадикальной организации «Фракция Красной армии» и захват самолета авиакомпании «Люфтганза». События фильма начинаются сразу после угона самолета и пытаются намекнуть на развитие гораздо более масштабных тем, одна из которых — реакция молодежи второй половины ХХ века на отрицание поколениями их предков виновности Германии во Второй мировой войне. Дэйв Кайганич рассказывал, что Гуаданьино не беспокоил факт резкого дистанцирования его версии от фильма Ардженто. Он хотел добиться от будущего сценария более практичного подхода к мистицизму:

Я часто теряю интерес к ужасам, если они не касаются реальных людей в реальном мире. Когда Лука спросил, не хочу ли я присоединиться к нему в работе над этим фильмом, я сказал: «Я стану использовать довольно практичный подход, если вы согласны на такое». Я хотел бы описать, как что-то подобное могло вообще произойти, как это будет работать, какова иерархия шабаша. Ну, знаете, все те вопросы, которые обычно не представляют интереса для типичного фильма ужасов. И Лука поддержал меня.

Гуаданьино также помнил о коллективном фильме «Германия осенью» (1978) (где одним из режиссеров был Райнер Вернер Фассбиндер), который отлично воссоздавал атмосферу эпохи. Это требовало особого визуального стиля, что стало следующим отступлением от концепции Ардженто. В отличие от мастера джалло, использовавшего максимально сочную, яркую цветовую палитру, Гуаданьино погрузил события своего детища в мрачный, промозглый и холодный мир «пятидесяти оттенков серого». Наиболее контрастно это смотрелось после солнечной летней Италии, выглядевшей настоящей открыткой в фильме «Назови меня своим именем», над которым Гуаданьино трудился примерно в том же временном отрезке:

Я хотел снять два фильма за один год. И снял их. Над первым я трудился в мае-июне, а затем снимал «Суспирию» в октябре, ноябре и декабре. Через пару недель мы заканчиваем съемки в Германии. Действие происходит в Берлине, в 1977 году, когда город был разделен на Восток и Запад. Это фильм — о вине и о материнстве. В его цветовой палитре нет цветов оригинала. Это полная противоположность «Назови меня своим именем». «Назови меня своим именем» — светлая, теплая и летняя картина, а «Суспирия» — картина зимняя, злая и по-настоящему мрачная.

За камерой на проекте Гуаданьино вновь стоял оператор Сайомбху Мукдипром, который старался обходиться без корректирующих фильтров и чаще полагался на старые добрые методы вроде замедленной съемки или обильных зумов. В качестве источника вдохновения он изучал операторскую технику Михаэля Балльхауса, который долго работал с Райнером Вернером Фассбиндером.

Съемки начались в Италии в октябре 2016 года. В качестве здания Танцевальной академии Маркос была использована заброшенная гостиница Grand Hotel Campo Dei Fiori, что расположена в городе Варезе. Кайганич утверждал, что это место произвело на него крайне удручающее впечатление:

Мы снимали в очень неуютном месте: это был заброшенный отель на вершине горы в городе Варезе в Северной Италии, и этот отель был заброшен в течение многих лет, но не был снесен. На вершине этого здания работала группа антенн, которые придавали всей конструкции ощущение, что она каким-то образом наэлектризована. Это было действительно ужасное чувство, поэтому я приходил на съемочную площадку и желал уйти оттуда как можно скорее. Все это привело к множеству странных вещей, странных совпадений, странных маленьких происшествий. Создавалось коллективное ощущение того, что каждый съемочный день наполнял всех в команде страхом. И я думаю, вы можете прочувствовать этот момент в фильме.

Хотя здание было построено на вершине горы, съемочная группа сделала все от себя зависящее, чтобы казалось, будто Академия ведьм расположена вдоль Берлинской стены. Для того, чтобы интерьеры вызывали у зрителя «вневременное» ощущение, художник-декоратор фильма Инбал Вейнберг украсила помещения мебелью из разных десятилетий. Особое внимание было уделено дизайну логова ведьм, названному Гуаданьино и его командой «материнским домом». Для съемок кульминационной сцены жуткого шабаша в этом месте использовали лоджию в отеле, арочные пространства в которой режиссер решил завесить заплетенными волосами. Члены съемочной группы потратили недели, сплетая нити из конопляного волокна в косы и создавая скульптурные массы, похожие на волосы. Вейнберг рассказывала:

Мы знали, что собираемся использовать эти большие стены, и мы пытались определить правильную текстуру, а не просто перекрасить их. Идея использовать волосы принадлежала Луке. Концептуально мы решили, что текстура стены — это волосы жертв.

При всех достоинствах «Суспирии» Ардженто, грим в сценах убийств отнюдь не был ее сильной стороной, зато Гуаданьино позволил современным мастерам показать свое искусство во всей красе. Специалист по практическому гриму Марк Кулье старался использовать максимальное количество практических спецэффектов, лишь изредка прибегая к легкой цифровой ретуши. По его словам, наиболее трудоемкими стали сцена убийства Ольги (Елена Фокина) и финальный эпизод шабаша. Для того, чтобы создать эффект ломающихся в танце конечностей, были изготовлены протезы руки, ноги и ребер, а также зубной слепок. В то время как настоящие рука и нога Елены Фокиной были удалены из кадра при помощи компьютера, сама она старалась выполнить большинство сложных движений лично, поскольку актриса — профессиональная танцовщица и акробатка. Но больше всего протезов и различных грим-эффектов требовала финальная сцена, поскольку одна только Тильда Суинтон исполняла сразу три роли, каждой из которых требовался собственный уникальный образ.

Другим существенным отличием от «Суспирии» Ардженто стал мотив танцев. Пускай в фильме 1977 года в школе ведьм обучали балету, этот вид искусства в кадре практически не фигурировал, поэтому Гуаданьино решил исправить подобную оплошность. Размышляя над ключевой ролью танца в сюжете, Дэйв Кайганич захотел отметить творчество экспрессионистских танцовщиц Мэри Вигман и Пины Бауш, оказавших на него огромное впечатление, как и легендарная Айседора Дункан. Кайганич решил, что важным концептуальным моментом для всего фильма станет современный танец, поэтому во время написания сценария он внимательно наблюдал за работой немецкой танцовщицы и хореографа Саши Вальц. В фильме наиболее сложные танцевальные эпизоды ставил бельгиец Дамьен Жале — Гуаданьино предложил ему сотрудничество после того, как увидел его балет «Медузы», поставленный в Лувре среди античных скульптур. Именно своеобразная пластика «Медуз» была положена в основу кульминационного шестиминутного танца студенток академии Маркос, Volk, поскольку его хореография требовала чего-то хаотичного, ритуального. Так как в дэнс-номерах все исполнительницы, кроме Дакоты Джонсон и Мии Гот, были профессиональными танцовщицами, этим двум девушкам пришлось потратить немало времени, чтобы освоить азы этого искусства. Дакота начала тренироваться еще за год до начала съемок, проводя два часа в танцевальной студии каждый день, а ранней осенью 2016-го она вместе с Мией репетировала хореографию на натуре в Варезе, в течение шести-восьми часов в день.

Последнее, что сильно отличает ремейк «Суспирии» от оригинала — музыка. В фильме Ардженто саундтрек от группы Goblin, который напоминает жуткую мелодию из безумной музыкальной шкатулки, оказался одним из главных составляющих фильма, его незаменимой тканью. Гуаданьино очень долго упрашивал британского музыканта, вокалиста и гитариста группы Radiohead Тома Йорка написать музыку к его версии «Суспирии», но тот никак не хотел соглашаться. В свое время он отклонил предложение написать саундтрек для «Бойцовского клуба», мотивируя отказ чрезмерным стрессом при промоушене альбома ОK Computer, но многомесячные уговоры Луки сломили сопротивление Йорка. Музыкант сразу же отказался от любых кивков в сторону оригинального саундтрека и предпочел искать вдохновение в музыке к фильму Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982), а также прослушивал современных электронных исполнителей вроде Джеймса Холдена. Йорк писал свои партитуры и периодически просматривал сценарий, в итоге потратив на всю работу почти полтора года, к которой был также привлечен Лондонский современный оркестр.

В ПОИСКАХ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ

Как и Ардженто, Гуаданьино подбирал актеров не просто по личной симпатии — международный кастинг также имел особое значение. Ангела Винклер снималась у Фолькера Шлёндорфа («Жестяной барабан» (1979)) и Михаэля Ханеке («Видео Бенни» (1992)), Рене Саутендейк являлась главной звездой «Четвертого мужчины» (1983) Пола Верховена, Сильви Тестю олицетворяла хрупкую Францию, а Ингрид Кавен вообще была супругой Фассбиндера, что окончательно укрепляло задуманную Гуаданьино концепцию — сделать «Суспирию» похожей на «Горькие слезы Петры Фон Кант» (1972). Нашлось место и для исполнительницы роли Сьюзи из оригинального фильма — Джессика Харпер здесь играет супругу доктора Йозефа Клемперера, Анке Майер, погибшую в нацистском концлагере. Вокруг образа доктора Клемперера, вернее, исполнителя, оживившего этот образ, развернулась настоящая мистификация. В марте 2017 года в Сети появились фотографии пожилого мужчины на съемках ремейка «Суспирии», которого идентифицировали как Тильду Суинтон в сложном возрастном гриме. В феврале 2018 года Лука Гуаданьино заявил, что это полностью фейковая новость, поскольку в этой роли снялся актер-дебютант Лутц Эберсдорф, являющийся в реальной жизни психоаналитиком:

Они сфотографировали моего актера Лутца Эберсдорфа и утверждали, что это была Тильда в гриме. Я не знаю, зачем и кто конкретно это сделал.

Кастинг-директор Стелла Савино также настаивала на этой версии [2]:

Я подтверждаю, что Тильда Суинтон исполнила роль мадам Бланк, в то время как портрет доктора Клемперера изобразил Лутц Эберсдорф, психоаналитик и непрофессиональный актер.

Все раскрылось осенью 2018 года, когда Тильда Суинтон сообщила изданию The New York Times, что доктора Клемперера сыграл Лутц Эбесрдорф, а Лутца Эберсдорфа сыграла она, причем актриса сама же написала его биографию для сайта IMDb. На вопрос о том, для чего все это было задумано, Тильда ответила так:

Я бы сказала, что, прежде всего, ради развлечения. Как говорила моя бабушка, девиз, с которым нужно жить и умереть — скучно ничего не делать. Мы не преследовали цели кого-то одурачить. Гений Марка Кулье несомненен, и мы всегда старались, чтобы в образе Клемперера что-то оставалось непроясненным.

Изучая авторскую задумку Гуаданьино, понимаешь, что и этот ход был полностью оправдан. Образ доктор Клемперера благодаря исполнению Суинтон фактически не противоречит идее сугубо женского кастинга, а андрогинный имидж актрисы прекрасно отражает женское начало, присутствующее в каждом человеке. Сам доктор является типичным портретом Свидетеля, вынужденного наблюдателя за зверствами, которые совершаются людьми, облеченными властью. Здесь проступает один из главных мотивов «Суспирии» Гуаданьино, предлагающей новый, комплексный взгляд на деяния ведьм, что олицетворяют собой типичных сильных мира сего, в чьих руках власть полностью извращена и позволяет вершить злодеяния. Именно поэтому Сьюзи, которая в итоге оборачивается разрушительной Матерью Суспириорум, не проявляет никакой жалости к этим женщинам, не сумевшим построить на постнацистском пространстве ничего, что дарит жизнь. Призванные созидать, они лишь сеют зло и кошмары, пробуждая в человеке темные стороны его «я», которые однажды направятся против них самих. Здесь также проявляется воплощенная метафора необходимости формирования в обществе чувства коллективной вины и стыда за бездействие, позволившее свершится многим ужасам, о которых мы читаем в учебниках, но понимаем, что исторические ошибки мало кого учат.

Не менее жестко Гуаданьино препарирует тему материнства, когда пытается изучить взаимоотношения внутри матриархата и демонстрирует, как женщины способны поступать с другими женщинами. В его понимании это нечто вероломное, сила, которая приводит своих детей в этот мир, но впоследствии обрекает на гибель от своих же рук. Здесь это учительницы, которые должны воспитывать своих студенток, но в итоге безжалостно избавляются от них ради достижений собственных мрачных целей, или сама Матерь Суспириорум, обезглавливающая мадам Бланк, что поклонялась ей и считала Сьюзи своей фавориткой. При этом режиссер не заводит смыслы фильма в депрессивный тупик: по его мнению, насилие порой должно свершиться, чтобы наконец проявилось добро. Лишь заслуженно покарав виновных и помиловав достойных, человечество способно сделать шаг вперед в собственном развитии, и тогда свинцовые тучи однажды рассеются, а мир вновь обретет краски.

МУЧИТЕЛЬНАЯ ДИЛЕММА

В год выхода ремейк «Суспирии» вызвал бурные дискуссии в прессе, но поначалу критики никак не могли прийти к общему знаменателю, поскольку оценки фильма Гуаданьино были строго полярными. Дарио Ардженто не оценил усилий коллеги и, похоже, совсем не понял, что Лука пытался сказать своей работой:

Я посмотрел «Суспирию» в кинотеатре: я не в восторге, там мало страха, нет музыки, они предали дух оригинального фильма, я остался не удовлетворен.

Одни критики придерживались того же мнения, описывая картину как слишком запутанную, перегруженную смыслами и персонажами, не всегда пугающую и чрезмерно длинную. Другие напротив сравнивали ее с лучшими представителями «умного хоррора», приводя в пример «Изгоняющего дьявола» (1973), картины Дэвида Кроненберга или произведения Говарда Лавкрафта. В любом случае, произошло главное — лента заставила о себе говорить.

Кто знает, насколько долго «Суспирия» Гуаданьино задержится в истории кино? Но как образчик хорошего ремейка и одновременно самостоятельный арт-хоррор она определенно удалась. Возможно, сценарий картины действительно чрезмерно усложнен и порой даже претенциозен, но это лишь о говорит о высокой планке режиссерских стремлений ее создателя и о смелости, с которой он решается на реализацию задуманного. Если понять (и, главное, принять) правила игры Луки Гуаданьино, то новая «Суспирия» снесет крышу напрочь. Помимо жуткой, параноидальной атмосферы и духа 70-х режиссер отлично прорисовал портреты ведьм, которые уже не являются карикатурой на нацистских надзирательниц, как это было у Ардженто, а изображены когортой безумных, но сугубо реалистичных старых дев, словно олицетворяющих собой самые отталкивающие формы, которые может принимать феминизм. Королевой здесь, конечно, становится Тильда Суинтон. Как тонко было подмечено в прессе, редкая из актрис, умеющая делать «мертвые глаза» — кроме нее в роли мадам Бланк невозможно представить кого-то еще. Само кино построено как постепенно набирающий силу акт сатанизма с его сюрреалистической абсурдностью и вгоняющим в дрожь смехом отвратительных героинь, вызывающих в памяти параноидальные триллеры Романа Полански или жуткие урбанистические кошмары Анджея Жулавского.
Потому итог таков: «Суспирия» Луки Гуаданьино — это не только почтительная дань оригиналу, но и яркое, эффектное, стильное и пугающее кино, самая большая заслуга которого — наличие большого количества авторских идей при полном нежелании копировать оригинал. Безусловно, доля претенциозности в нем есть, но она является частью стиля и без нее картина не произвела бы такого бурного эффекта. В любом случае «Суспирию» Гуаданьино будут долго обсуждать. Одни примут с восторгом, другие станут плеваться, третьи вообще останутся в подвешенном состоянии — однозначного мнения по ней не будет никогда. Но, с другой стороны, раз фильм вызывает подобный резонанс и никого не оставляет равнодушным, не это ли является признаком настоящего события в мире кинематографа? Ведь наличие ремейка ни в коем случае не обесценивает оригинал, тем более, что вместо одного хорошего фильма публика получила сразу два. Ну, а если после первого просмотра вы сами все еще колеблетесь и чувствуете, что фильм не выходит из головы, то дайте себе шанс разобраться в отношении к нему и попробуйте посмотреть кино еще раз. Оно того заслуживает.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
Made on
Tilda