АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 4 АВГУСТА 2023

ЭПИДЕМИЯ: БЛОКБАСТЕР С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Захватывающий экшен, затрагивающий тему трудного морального выбора между воинским долгом и врачебной необходимостью

ЭПИДЕМИЯ: БЛОКБАСТЕР С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 04.08.2023
Захватывающий экшен, затрагивающий тему трудного морального выбора между воинским долгом и врачебной необходимостью
ЭПИДЕМИЯ: БЛОКБАСТЕР С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 04.08.2023
Захватывающий экшен, затрагивающий тему трудного морального выбора между воинским долгом и врачебной необходимостью
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Вольфганг Петерсен
Страна: США
Год: 1995

12 августа исполнится год с момента, как закончилась жизнь Вольфганга Петерсена. В западногерманский период творчества он прославился такими проблемными лентами, как «Последствия» (фильм посвящен ЛГБТ-отношениям) и «Подводная лодка» (о немецких подводниках времен Второй мировой). На перспективного режиссера быстро обратил внимание Голливуд. С середины 1980-х и до 2006 года он трудился на американском континенте, снимая остросюжетное кино разных жанров. Вслед за номинированным на «Оскар» триллером «На линии огня» Петерсен выпустил «Эпидемию», созданную в типично американском стиле фильма-катастрофы.

Расцвет картин о техногенных авариях и природных катаклизмах пришелся на 1970-е как ответ на новый этап научно-технической революции. Облегчив свой труд при помощи всевозможных механизмов, человечество парадоксально почувствовало себя уязвимым. Ведь если, не дай бог, не сработают системы пожаротушения или же опоры зданий не выдержат землетрясения, люди окажутся один на один с беспощадной природной стихией.

На появление «Эпидемии» оказали влияние многочисленные случаи обнаружения ранее неизвестных вирусов. Возбудители лихорадок Ласса и Эбола были открыты учеными в 1969 и 1976 годах, в 1980-е в США был обнаружен вирус иммунодефицита. Свободные границы государств, развитие индустрии пассажирских перевозок и падение пуританских нравов привели к тому, что человечество в XX веке столкнулось с большим количеством новых болезней. Остросюжетное кино не могло не откликнуться на угрозы, пришедшие как будто из первобытного мира, дабы поколебать уверенность людей в том, что наука познала все тайны мироздания.
Фильм Петерсена далеко не так прост, как может показаться при невнимательном просмотре. На фоне не осложненных какими-либо серьезными идеями «Дневного света» и «Пика Данте» (разве что имеющих банальный месседж — не следует игнорировать предупреждения специалистов), «Эпидемия» выделяется довольно сложной композицией. Развивая идею Мика Джексона о глобальных связях государств, высказанную в «Нитях», Петерсен проводит контраст между вспышкой странной болезни где-то в далекой Африке и беззаботной жизнью в развитой стране. Но стоит одной маленькой мартышке попасть в США, как этот симпатичный приветливый зверек с черно-белой раскраской становится причиной высококонтагиозной эпидемии. Американская медицина, столкнувшись с симптомами неизвестной болезни, откровенно пасует. В одной из сцен режиссер изображает растерянного главврача городской больницы Седар Крик, который лихорадочно перелистывает справочник по эпидемиологии, пока в коридоры клиники прибывают все новые и новые пациенты, которым медики не в состоянии помочь.

Главный герой картины — военный врач Сэм Дэниэлс. Кажется, что он изъездил все отдаленные уголки нашей планеты и знаком со всеми возбудителями инфекций. Но странная эпидемия в маленьком городке Седар Крик даже его ставит в тупик. Люди массово заражаются и так же быстро умирают. По уровню смертности болезнь превосходит все известные науке лихорадки. Контактировать с людьми и даже просто находиться на открытом воздухе становится опасно, а в «высоких кабинетах» уже подумывают о применении крайних мер для предотвращения распространения вируса по стране.

Пролог фильма отсылает к первой известной эпидемии Эбола в Заире, произошедшей в 1976 году. Вирус Мотаба схож с Эболой по своим характеристикам — он так же вызывает высокую смертность и до мутации не передавался воздушно-капельным путем. Военным офицерам Билли Форду и Дональду МакКлинтоку этот вирус представляется идеальным бактериологическим оружием. Вакцинировав собственную армию, можно распространить заболевание на вражеской территории, добившись военной победы малой кровью своих солдат.

Однако природа хитрее, чем думает человек. Спустя 30 лет вирус возвращается в Заир и с контрабандно вывезенным из джунглей капуцином попадает в США. Высшие армейские чины не желают использовать против вируса Мотаба имеющуюся у них вакцину, боясь рассекретить биологическое оружие. Им проще уничтожить целый город, чем признать свою ответственность за произошедшее.
Основные персонажи «Эпидемии» — военные врачи, вынужденные лавировать между воинским долгом и клятвой Гиппократа. Герой Дастина Хоффмана Сэм Дэниэлс — блестящий вирусолог, однако он постоянно норовит выйти из подчинения своего непосредственного начальника Билли Форда. Некоторая недоговоренность сценария относительно прошлого Дэниэлса отлично компенсируется за счет психологически точной игры Дастина Хоффмана. Его персонаж не только свою врачебную специальность, но и военную практику воспринимает как службу людям. Он не желает учитывать соображения секретности или же изменчивую политику, ибо главное для него — победить болезнь.

Но высшее военное командование — поголовно политики. Для них люди — не более чем сопутствующие потери, а тайное биологическое оружие — их козырь в подковерной борьбе. Прав не тот, кто живет по офицерскому уставу. Кодексом можно пренебречь, если скрыть от политиков в Вашингтоне информацию о вакцине. Ведь иначе придется признавать, что красивые отчеты, которые они столько лет писали «наверх», на самом деле не имеют ничего общего с реальностью. Вирус Мотаба невозможно контролировать, а значит секретная программа его использования в военных целях будет свернута. Армейским чинам наплевать, что вирус способен мутировать, и их вакцина со временем становится столь же бесполезной, как апельсиновый сок, с которым антивирус сравнивает майор Солт, вирусолог из команды Дэниэлса.

Бездушие и цинизм военной машины, для которой люди лишь расходный материал в большой политической игре, режиссер прекрасно воплотил в образе генерал-майора Дональда МакКлинтока, с блеском сыгранного опытным Дональдом Сазерлендом. Персонаж Сазерленда начисто лишен эмоций. Его не трогает массовая гибель жителей города от санкционированной им бомбардировки Седар Крик. С подчиненными он разговаривает надменно, поджав тонкие губы, и разве что в общении со старым товарищем Билли Фордом в его голосе появляется хоть какая-то теплота. В отличие от Сэма Дэниэлса, генерал МакКлинток выше человеческих жизней ставит интересы страны, которые он понимает весьма своеобразно. Для него они состоят в том, чтобы скрыть свою ответственность за эпидемию вируса Мотаба в США. Ради того, чтобы сохранить в тайне биологическое оружие, произведенное на основе этого вируса, МакКлинток готов обмануть даже президента, добившись разрешения на бомбардировку мирного американского города.

Вольфганг Петерсен, конечно, не обличает американскую армию. Режиссер, родившийся в семье морского офицера, затрагивает в «Эпидемии» сложную и больную тему интересов государства, которые порой не только не сочетаются, но и прямо противоречат интересам граждан. Сделав основных персонажей одновременно военными и врачами, Петерсен усилил проблему морального выбора. Особенно драматична ситуация начальника Дэниэлса генерала Билли Форда (в его роли всегда убедительный Морган Фриман). Как и МакКлинток, он лично участвовал в создании биологического оружия на основе вируса Мотаба и так же, как его товарищ, не хочет, чтобы их разработка стала достоянием гласности.
Однако в душе Форда не до конца умерло человеческое начало. Он не забыл, что он не только военный, но и врач, и его долг — помогать людям. Дружеские диалоги Форда и МакКлинтока — блестящий философский спор о выборе и чести, об относительности морали и государственных интересах. Иными словами, может ли быть что-то важнее человеческой жизни? Разве нельзя объединить военную и врачебную этику? Ведь солдаты тоже служат обществу, защищают народ от врагов. Так и врач оберегает пациентов от болезней. Если поставить абстрактные интересы государства выше человеческих жизней, то скоро мы придем к моральности и даже разумности бомбардировок собственных городов, что и проявилось в решении МакКлинтока убить все население Седар Крик ради сохранения тайны биологического оружия.

В персонаже Фримана Билли Форде борются, с одной стороны, желание поступить по совести, а с другой — необходимость следовать приказам вышестоящего начальства, даже если ты с ними не согласен. Режиссер блестяще выдерживает амбивалентность личности Форда, интригу его морального выбора до конца фильма. Финальная самоидентификация героя с определенным моральным поведением становится, как говорили греки, deus ex machina. Однако зритель не испытывает раздражения от неожиданного разрешения почти невыполнимой миссии Сэма Дэниэлса помешать пилотам сбросить бомбу на маленький городок Седар Крик.

Именно устами Билли Форда Петерсен подводит зрителя к главной идее фильма: никогда не стоит вступать в сделки с совестью, оправдывая себя тем, что таков приказ. Если армия служит народу, то и действовать она должна в интересах народа. Поэтому демарш Сэма Дэниэлса, многократно нарушившего всевозможные распоряжения своих командиров, но исключительно для того, чтобы помочь людям, морально оправдан. Он не предатель, как его назвал генерал МакКлинток в одной из сцен, а человек, движимый желанием защитить американских граждан от смертельного вируса. Но только не ценой убийства сотен женщин, стариков и детей. Ведь если эти люди не государство, то тогда что такое власть?
Из-за таких офицеров, как МакКлинток, превратно толкующих свой же устав, армия превращается в пораженный вирусом оппортунизма институт власти, служащий не обществу, а тем, кто его возглавляет. МакКлинток сам подобен вирусу Мотаба. Пока болезнь безжалостно мучает людей в маленьком городке Седар Крик, генерал в тиши «высоких кабинетов» решает судьбу сотен людей, здоровых и больных, и только ради того, чтобы общественность не узнала о причастности армейских чинов к разработке бактериологического оружия на основе неуправляемого вируса.

Закончить картину Петерсена можно было бы словами выдающегося моралиста Иммануила Канта о том, что «к человеку нужно относиться как к цели, но никогда — как к средству». Однако режиссер зафиналил свою ленту кадрами счастливых любящих улыбок Сэма Дэниэлса и его бывшей жены Робби Кеот, заразившейся вирусом Мотаба при выполнении врачебного долга. Выделив антитела из крови капуцина, Дэниэлс первым делом ввел противоядие Робби. Это ли не прекрасная визуализация евангельской заповеди «возлюби ближнего своего»!

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
И.К. Фест, «Гитлер. Биография» (1973)
Made on
Tilda