АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 27 МАРТА 2023

НА ЛИНИИ ОГНЯ: ЧЕЛОВЕК НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Драматический триллер, рассказывающий о противостоянии двух внутренне похожих «одиноких волков»

НА ЛИНИИ ОГНЯ: ЧЕЛОВЕК НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 27.03.2023
Драматический триллер, рассказывающий о противостоянии двух внутренне похожих «одиноких волков»
НА ЛИНИИ ОГНЯ: ЧЕЛОВЕК НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 27.03.2023
Драматический триллер, рассказывающий о противостоянии двух внутренне похожих «одиноких волков»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Вольфганг Петерсен
Страна: США
Год: 1993

Для актера и режиссера Клинта Иствуда триллер «На линии огня», вышедший на экраны в 1993 году, стал своеобразным подведением итогов, несмотря на то что в режиссерском кресле сидел другой человек — немец Вольфганг Петерсен. На долгие годы эта работа стала последней для Иствуда, в которой он снялся как актер, но не был при этом постановщиком. Конечно, лента Петерсена — не последний экшн в фильмографии Иствуда, но точно один из первых, где его типичный образ одинокого ковбоя, сформировавшийся еще во времена спагетти-вестернов Серджио Леоне, претерпел трансформацию.

Как ни тяжело сознавать, но ковбой состарился и ныне ему сложно быть героем. Фрэнк Хорриган, персонаж Иствуда, понимает, что годы уходят, и теперь работа в охране президента уже не для него. В последнее время он трудится в должности детектива секретной службы, проверяя вместе с напарником возможные риски для президента и устанавливая личности тех, кто может иметь недобрые намерения относительно главы государства.
По сравнению с пафосным ура-патриотическим боевиком «Падение Олимпа» Антуана Фукуа, в ленте Петерсена служба в охране президента показана без всякой романтики и напоминает рутину, ведь секретные агенты изо дня в день делают одно и то же. Фрэнк Хорриган когда-то имел идеалы, верил в важность своей профессии, но постепенно она превратилась для него из служения в просто работу, необходимую для зарабатывания денег. Президента, которого он защищал в 1963 году, убили, семейная жизнь распалась, а коллеги считают Хорригана ворчливым стариком и только и ждут, когда же он уйдет на пенсию.

Однако судьба, которая никогда не была благосклонна к Хорригану прежде, неожиданно преподнесла ему две встречи. Первая — с секретным агентом Лили Рейнес, с которой у него внезапно начался роман, хотя, казалось, что сердце Хорригана давно покрылось коростой и не способно на любовное чувство. А вторая встреча — с бывшим агентом ЦРУ Митчем Лири, чья жизнь точно так же не сложилась, и который задумал убить президента.

В отличие от многих триллеров и боевиков, в работе Петерсена Хорриган и Лири не являются антагонистами в привычном смысле. Фильм немецкого режиссера — не очередной рассказ о добре с кулаками, а в первую очередь драма о двух внутренне одиноких героях, которые волею случая становятся противниками, несмотря на множество общих черт между ними. Они оба отдали свои лучшие годы государству, когда-то верили, что правительство всегда право, из-за чего принесли ему в жертву личную жизнь, интересы. Однако государство, словно зловредный кот, наигравшись с их жизнями, выбросило вон, как ветошь. Лири сократили из ЦРУ, в системе которого он занимался наиболее «грязной» работой, а Хорриган хоть и сохранил свое место в секретной службе, но «слава» неудачника, не сумевшего спасти президента от пули, преследовала его долгие 30 лет.
Легко представить себе, что Хорриган и Лири, встретившись при иных обстоятельствах, стали бы друзьями. В этих героях есть и доброе, и злое, так что их противостояние не кажется шаблонной борьбой добра со злом. Оба персонажа выписаны максимально подробно, представлены в драматическом противоречии их характеров.

Хорриган — состарившийся, разочаровавшийся в жизни бывший идеалист, который каждое утро встает на работу, потому что привык так делать. Да у него и нет в жизни другого занятия, разве что игра на фортепиано, но, как справедливо говорит ему Митч Лири, этого мало, чтобы заполнить душевную пустоту. Сам же Митч, оставшись не у дел после сокращения из ЦРУ, стремится применить свои навыки для устранения президента. Этот порыв — и акт отчаяния, и вызов засасывающей его пустоте, образовавшейся после того, как Митча отстранили от единственного дела, которое он умел делать хорошо. Он не питает иллюзий, что останется в живых после совершения преступления, да Митч и сам хочет умереть. Для него убийство первого лица государства — своеобразный суицид, который он хочет совершить как солдат, забрав с собой своего врага.

Дело, конечно, не в личных качества американского гаранта Конституции. Образ президента не просто так отодвинут на третий план — мы фактически ничего не знаем об этом человеке, кроме того, что у него есть жена, и он занимает должность главы исполнительной власти. Митч в лице президента покушается на саму систему, сначала использовавшую его навыки убийцы, а затем выкинувшую за ненадобностью, ведь политический курс так непостоянен, а власть предержащие никогда не берут на себя ответственность за свои решения. Они убеждены, что всегда можно использовать наивных идеалистов, вроде Митча и Хорригана, которые поверят рассуждениям политиков о священной родине в кольце врагов.

Лири и Хорриган — это пара «друзья-враги». Умом персонажи понимают, что не должны доверять друг другу, ведь они находятся по разные стороны баррикад. Однако каждый из них чувствует родственную душу в противнике. Ведь кто, кроме Лири, может понять одиночество Хорригана, его усталость от жизни, апатию, ибо он сам испытывает похожие ощущения. Но и для Лири ворчливый Хорриган — единственный человек, с которым он может поговорить по душам, даже несмотря на то, что прекрасно знает, что телефон Хорригана прослушивают в надежде вычислить местонахождение Лири.
Герой Иствуда также не имеет особого повода любить систему, которой он служит. Он прямо заявляет, что предпочитает не знакомиться с людьми, которых охраняет, так как боится в них разочароваться. Лири справедливо говорит, что его желание убить президента придало жизненный импульс Хорригану, ведь он получил возможность переиграть свою судьбу, доказать, прежде всего, самому себе, что он не тот неудачник-агент, которым его многие считали. Что он способен спасти президента, пусть, возможно, нынешний глава Белого дома и не так хорош, как Кеннеди.

Но главное, что Хорриган получает шанс доказать, что по-прежнему верен тем идеалам, которые исповедовал в молодости. Пускай государство несправедливо, пусть люди, населяющие его верхние этажи, никогда не берут на себя ответственность. Однако, что станет с обществом, если каждый человек будет считать личную обиду достаточным основанием для насилия? Тем более Лири в своем одержимом движении к цели слишком многих людей вокруг себя сделал разменными монетами. Их жизни для него ничего не значат так же, как его собственная не имеет ценности в глазах бывших нанимателей, выбросивших его сразу, как только он перестал быть им нужен.

Отношения с агентом Рейнес — еще одно отличие Хорригана от Лири. Если в глазах бывшего агента ЦРУ только смерть имеет значение, то герою Иствуда есть ради чего жить. Он впервые задумывается уйти со службы, смиряясь с тем, что для этой работы он уже слишком стар. У него осталось только одно незаконченное дело — Лири. Если Хорриган спасет президента, то сможет отпустить прошлое и примириться с собой, признав, наконец, что он сделал то, что мог в случае с убийством Кеннеди.

Нельзя не отметить, что режиссер изящно смешивает реальность и вымысел. Используя кадры кинохроники, он сопоставляет одно из самых резонансных нападений на первое лицо государства, вокруг которого не утихают конспирологические споры, с действиями Лири, человеком из системы, мстящим государству за утрату смысла жизни. Митч Лири, с одной стороны, вызывает сочувствие и даже симпатию, но режиссер также не дает зрителю забывать, что этот персонаж фанатик, который презрел все законы, общественные и человеческие, ради достижения высшей для себя цели. Он сам превратился в подобие государственного молоха, возведя насилие в особую форму морального долженствования.
Клинт Иствуд изобразил Хорригана в своей обычной манере — как человека сдержанного, флегматичного, но в то же время мучающегося из-за невыполненного долга. Его противника Лири великолепно сыграл лицедей-хамелеон Джон Малкович, убедительный в любой ипостаси. Актерский дуэт Иствуда-Малковича получился практически идеальным, хоть многочисленные номинации за актерскую работу получил лишь Малкович. Впрочем, Иствуд едва ли остался в обиде, ведь годом ранее его драматический вестерн «Непрощенный» стал главным фаворитом премии «Оскар», а впереди у бывшего одинокого ковбоя будет статуэтка за спортивную драму «Малышка на миллион».

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda