НАСТЯ РОМАНОВА | 5 АПРЕЛЯ 2024

МОНСТР: КТО ЖЕ ТЫ, ЧУДОВИЩЕ?

Фантом правды, законы лжи, страх инакового

МОНСТР: КТО ЖЕ ТЫ, ЧУДОВИЩЕ?

НАСТЯ РОМАНОВА | 05.04.2024
Фантом правды, законы лжи, страх инакового
МОНСТР: КТО ЖЕ ТЫ, ЧУДОВИЩЕ?
НАСТЯ РОМАНОВА | 05.04.2024
Фантом правды, законы лжи, страх инакового
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссер: Хирокадзу Корээда
Страна: Япония
Год: 2023

В начале фильма мать-одиночка Саори и ее сын Минато наблюдают с балкона своей квартиры, как огонь охватывает здание напротив, клубы дыма поднимаются вверх и вверх. Минато балансирует руками на выступе, его ноги застряли в промежутках между вертикальными решетками балкона. Мы видим, как он высовывается, пытаясь приблизиться к огню, но мать хватает его сзади и говорит быть осторожным, чтобы не переступить через край. Такова метафора новой картины режиссера Хирокадзу Корээды «Монстр» — фильм все время балансирует между правдой и ложью, добром и злом, обвинением и оправданием.
«Монстр» — фильм о секретах и ​​о том, почему мы их храним. Трудно рассказать об этих секретах, не испортив фильм, но один аспект подобного повествовательного приема становится очевидным очень быстро. История рассказана последовательно, по порядку, но с разных точек зрения. Таким образом, даже если вы думаете, что понимаете концепции, сшитые воедино в фильме, вы возвращаетесь к исходной точке, но на этот раз со всей информацией о персонаже, которого только что покинули, и с горой предвзятых представлений о другом персонаже, с которым вам предстоит встретиться. Магия «Монстра» заключается в том, как сценарий тонко меняет жанр, заставляя нас то осуждать героев, то сопереживать им. Фильм состоит из трех частей: мистика, character study и подростковая драма. Гениальность сценариста Юдзи Сакамото заключается в том, что все три события происходят одновременно. Фильм длится чуть больше двух часов, но кажется длиннее. Единственным недостатком непрямого повествования в ленте является то, сколько терпения оно требует от нас, чтобы по-новому определить, где и какова кульминация фильма. «Монстра» уже сравнивали со «Столкновением» Пола Хаггиса, а также лихо закрученными мрачными детективами Киёси Куросавы. Другим очевидным объектом сравнения является «Расёмон», картина Акиры Куросавы 1950 года, которая привлекла внимание мировой общественности к японскому кинематографу. Оба фильма рассказывают одну и ту же историю с точки зрения разных персонажей, каждая из которых приводит к разным выводам. Однако расхождения во взглядах в «Расёмоне» базируются на том, что у каждого персонажа есть основания лгать о совершенном убийстве. Однако Корээда пытается найти свой собственный подход в этом многоголосье. Хотя в «Монстре» сохраняется «расёмоновская» структура, общий эффект ближе к аллегории слепых, описывающих слона, прикасаясь к различным частям его тела. Есть все основания полагать, что точки зрения в этой истории приводят нас к единой истине, сложить которую мы должны самостоятельно.
Интересно, что точка входа в трехстороннее повествование этого фильма изначально определяется глазами взрослых. Корээда опровергает представление о том, что взрослые будут иметь наибольшую власть и контроль над ситуацией, показывая, что чаще всего родители и учителя являются несчастными пешками в системе, которая на самом деле создана не для защиты человека, а скорее для сохранения устойчивости самой системы. Когда Саори идет к директору за ответами о том, почему у ее сына идет кровь из уха, а также за почему ее ребенка оскорбляют в школе, единственное, что могут сделать директор и обвиненный в насилии учитель, — это пространно извиниться и глубоко поклониться. А мать будет сидеть в недоумении и пытаться воззвать к человечности. Жизнь детей в подобной системе, где правде предпочитают ложь, чтобы сохранить годами выработанный инстинкт выживания в социуме, тоже мимикрирует под поведенческие паттерны взрослых. Фильм показывает, как дети создают свои собственные миры и свою собственную правду. Корээда находит мягкость в том, как Минато и Ёри застряли между взаимной нежностью, жестокостью сохранения лица перед другими одноклассниками и несправедливостью быть детьми в мире, контролируемом взрослыми.
Называть фильм «Монстр» — отвлекающий маневр. Зрители могут поверить, что в нем есть настоящий монстр — большой, физический. Действительно, в некоторых сценах Минато, кажется, даже ищет физическое воплощение чудовища. Однако это сделано специально. Как бы странно это ни прозвучало, но слово «монстр» может в определенном контексте стать утешительным. Классификация чего-либо как бесчеловечного не только освобождает нас от признания самых сложных аспектов нашей общей эмпатичности, но также подтверждает простоту бесконечно сложной вселенной, которая продолжает расширяться, независимо от того, как сильно мы хотим объять ее. «Монстр» — точка в конце предложения; это разрешение для нас самих демонизировать то, чего мы не понимаем. Вы думаете, что «Монстр» сосредоточится на школьных издевательствах и боли одинокого материнства, но он движется в другом направлении и исследует хрупкость детей в мире взрослых. В конце концов, главное послание фильма: монстр — это не человек, не мистическое существо; это чудовищность взаимного непонимания, неспособности понять и услышать другого, принять инаковое.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda