Ная гусева | 11 МАЯ 2022

ПРОТРИТЕ ОЧКИ: ФЕМОПТИКА

Метаморфозы женского взгляда, который от перевернутых стрелок объективизации приходит к реалистичному изображению жизни женщин

ПРОТРИТЕ ОЧКИ: ФЕМОПТИКА

НАЯ ГУСЕВА | 11.05.2022
Метаморфозы женского взгляда, который от перевернутых стрелок объективизации приходит к реалистичному изображению жизни женщин
ПРОТРИТЕ ОЧКИ: ФЕМОПТИКА
НАЯ ГУСЕВА | 11.05.2022
Метаморфозы женского взгляда, который от перевернутых стрелок объективизации приходит к реалистичному изображению жизни женщин
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
«А обязательно ли в этом вашем поиске себя, оскорблять и обесценивать мужской взгляд, причем местах, где это вас не касается? Нам нравится вот так, мы — основная ЦА героических фильмов и боевиков, режиссеры делают их для нас. А вот основная ЦА мелодрам — женщины и там чаще всего представлен именно женский взгляд на женские же проблемы».
/ Авторская пунктуация и грамматика сохранены /

По мнению анонима, попавшегося мне под статьей об истории женского кино, героические фильмы предназначены для мужчин. Не хочется его расстраивать, но образы альфа-самцов в классических боевиках привлекали женскую аудиторию, а большая часть супергеройского фансервиса создана немалой частью фанаток.

Женское имя в графе «режиссер» почему-то все еще вызывает тонны недовольных комментариев от мужчин, которые уверены, что фильм будет просто ужасным. Однако катастрофы из раза в раз не происходит: например, Кэти Янь в «Хищных птицах» просто переодела Харли Квинн, за что ей огромное спасибо, а Кейт Шортланд решила спустить Наташу Романофф с каблуков на землю и показать, как три badass-women могут задать жару и без могучего Красного Стража.

Женский взгляд вообще не принято воспринимать всерьез. «Феминистки опять за свое», — льется из комментариев и рецензий диванных экспертов.

Ровно год назад меня хорошенько разозлила «Аферистка», после чего родилась статья о «невестах Франкенштейна». И сейчас в качестве профилактики пришло время поговорить о том, чем же так плох «мужской взгляд» в кино, так ли его много, и чем он мешает.

«Головокружение», 1958
Философиня Алия Аль-Саджи ввела понятие «объективирующее видение» — способ, при котором создатели сознательно фокусируются на том, что можно наблюдать, измерять и считать объектом. Этот способ и стал центральным понятием male gaze — мужского взгляда. Задача «объекта» заключается в том, чтобы просто привлекать внимание — соблазнить главного персонажа, привлечь мужчин к просмотру, поднять кассу. Вспомните «Трансформеров», где после внушительной баталии внезапно появляется полуголая Меган Фокс и моментально переключает на себя внимание.

«В мире, построенном на половом дисбалансе, удовольствие от рассматривания расщепляется между активным / мужским и пассивным / женским», — написала в своем эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» Лаура Малви еще в 1975 году, использовав термин female gaze и противопоставив его мужскому взгляду. Что же такое «женский взгляд» или «фемоптика» (по мнению Oxford Reference)?

— Ответ на эссе Малви, которая решила перевернуть стрелки и сделать объектом мужчин, что тоже не есть хорошо. Ключевая задача фемоптики — показать героиню как ключевую фигуру, которая примеряет на себя ранее свойственные мужчинам функции.

— Концепция фемоптики акцентирует внимание на том, с какими общественными установками, стереотипами и давлением приходится столкнуться женщинам вне зависимости от возраста и статуса.

— Перемены привлекают к себе внимание, поэтому медиа не скупятся на фемоптику во всех ее проявлениях и дают зеленый свет «женскому взгляду».
«Клео от 5 до 7», 1962
Если отойти от словарных определений, женский взгляд очевидно уходит от объективизации и обращается внутрь героинь: к их переживаниям, самоощущению и эмоциям. И на самом-то деле главная его задача — антиобъективизация, которая так сильно въелась в головы зрителя. Здесь женский взгляд становится уже кинематографической техникой, а не просто особенностью восприятия.

Вспомнить ту же Фиби Уоллер-Бридж, которая поменяла, казалось бы, привычным образам гендеры — и все заиграло новыми красками. Например, в «Дряни» Уоллер-Бридж сама исполнила главную роль вечно попадающей в неприятности саркастичной девушки с уклоном в нимфоманство. А в сериале «Убивая Еву», где Уоллер-Бридж работала над сценарием, одна из главных героинь — психопатка-убийца, при этом весьма обаятельная. Что-то напоминает, не правда ли?

Сколько режиссерок, столько и проявлений фемоптики. Благодаря увеличивающемуся количеству сильных главных героинь на экране можно вывести задачи, которые стоят перед женским взглядом.

Первостепенная — главная героиня не является приложением к кому-то, а играет сама за себя. Справляется со своими проблемами и делает это натурально во всех смыслах. Проще говоря, представляет из себя женщину, которую мы можем встретить на улице.

Неудивительно, что фильмы, съемочная команда которых почти или полностью состоит из женщин мужской аудитории кажутся гиперболизированными и нереалистичными. Естественно, ведь в фокус наконец попадают проблемы женщин и изображают их те, кто сталкивается с тем же в повседневной жизни.
«Дрянь», 2016
Что мы имеем на сегодняшний день? В 2020 году женщины сняли рекордное количество фильмов, главные героини наконец перестают пугать (только если это не их прямая задача) и получают новый взгляд.

Перефразируя Озона, все идет хорошо. Осталось одно «но» в виде мужчин по всему миру, которые годов с 60-х привыкли видеть на экране себя любимых в окружении красоты и беззащитности. Поэтому на «Дрянь» выливается дрянь. Поэтому шутки про феминисток почему-то все еще считаются смешными определенной частью аудитории.

Женский взгляд меняется, от перевернутых стрелок объективизации приходя к реалистичному изображению жизни женщин. Меняется и процентное соотношение мужчин и женщин в продакшене. Процесс метаморфоз в данном случае — долгий и очень болезненный, подвергаемый критике, насмешкам и недоверию. Все что могут сделать зрители со своей стороны — обращать внимание на фильмы, созданные женщинами, не только из-за их создательниц, а воспринимать как обычное кинопроизведение. Режиссеркам, сценаристкам, продюсеркам и другим деятельницам киноискусства хочется пожелать удачи и терпения в борьбе с еще чертыхающимся патриархатом.

Редактор: Лена Черезова

Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda