Философиня Алия Аль-Саджи ввела понятие «объективирующее видение» — способ, при котором создатели сознательно фокусируются на том, что можно наблюдать, измерять и считать объектом. Этот способ и стал центральным понятием male gaze — мужского взгляда. Задача «объекта» заключается в том, чтобы просто привлекать внимание — соблазнить главного персонажа, привлечь мужчин к просмотру, поднять кассу. Вспомните «Трансформеров», где после внушительной баталии внезапно появляется полуголая Меган Фокс и моментально переключает на себя внимание.
«В мире, построенном на половом дисбалансе, удовольствие от рассматривания расщепляется между активным / мужским и пассивным / женским», — написала в своем эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» Лаура Малви еще в 1975 году, использовав термин female gaze и противопоставив его мужскому взгляду. Что же такое «женский взгляд» или «фемоптика» (по мнению Oxford Reference)?
— Ответ на эссе Малви, которая решила перевернуть стрелки и сделать объектом мужчин, что тоже не есть хорошо. Ключевая задача фемоптики — показать героиню как ключевую фигуру, которая примеряет на себя ранее свойственные мужчинам функции.
— Концепция фемоптики акцентирует внимание на том, с какими общественными установками, стереотипами и давлением приходится столкнуться женщинам вне зависимости от возраста и статуса.
— Перемены привлекают к себе внимание, поэтому медиа не скупятся на фемоптику во всех ее проявлениях и дают зеленый свет «женскому взгляду».