Ная гусева | 21 АПРЕЛЯ 2021

НЕВЕСТЫ ФРАНКЕНШТЕЙНА: ИЗ ЧЕГО СОБРАНЫ ЖЕНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Метаморфозы этической революции в исследовании экранных образов женщин из фильмов последних лет

НЕВЕСТЫ ФРАНКЕНШТЕЙНА: ИЗ ЧЕГО СОБРАНЫ ЖЕНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

НАЯ ГУСЕВА | 21.04.2021
Метаморфозы этической революции в исследовании экранных образов женщин из фильмов последних лет
НЕВЕСТЫ ФРАНКЕНШТЕЙНА: ИЗ ЧЕГО СОБРАНЫ ЖЕНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
НАЯ ГУСЕВА | 21.04.2021
Метаморфозы этической революции в исследовании экранных образов женщин из фильмов последних лет
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Несколько месяцев назад я в профессиональных целях совершила киномарафон, состоявший из почти десятка классических эротических триллеров. На просмотре первого я подумала, что сильная героиня, скручивающая всех мужчин вокруг в морские узлы — явный прорыв для кинематографа того времени. И только к седьмому поняла, что суккубы в человеческом обличии — образ, сотканный из страхов.

Есть одна особенность у женских персонажей, созданных мужчинами. Зачастую они используют свою сексуальность для достижения целей, лицемерят и обводят вокруг пальца, а еще абсолютно всегда красивы. Последний пункт виновника не называет: например, в «Роковом влечении» герой Майкла Дугласа явно пренебрегал служебными обязанностями из-за привлекательной злодейки. И в других фильмах марафона этот сюжет повторялся, но сейчас не об этом.

Женщины хотят видеть сильных героинь на большом экране — они их получают. Тех самых, которые идут по мужским головам и остаются победительницами. Что же не так?

Представьте среднестатистического зрителя, который смотрит «Основной инстинкт». Сначала он подумает, что Шерон Стоун неотразима, а потом поймет, что ее красота и правда убийственная. Майкл Дуглас прокалывается уже во втором фильме, и паттерн вырисовывается четче: женщина, которая сдвинет горы, сделает дело путем обмана или крови, а то и все вместе. Это клише переходило из фильма в фильм, где менялись лишь декорации. Щелчок — и зритель никогда не захочет столкнуться с сильной женщиной, будь она хоть Девой Марией по натуре.

Но так было на закате прошлого века. Времена меняются, действительно сильных женщин на экране становится все больше, общепринятые морали терпят метаморфозы. На практике выясняется, что в светлое будущее возьмут не всех, да и не все туда хотят. Видимо, этическая эволюция, как и любая другая, все еще не дело каждого.
«Аферистка», 2020
В прошлом месяце в широкий прокат вышла «Аферистка» — комедия, в которой нет ничего смешного. На самом же деле, с первых минут фильма его героиню за ее манипуляции над пожилыми людьми хочется наказать. Розамунд Пайк не впервой играть не самых приятных персонажей: после «Исчезнувшей» женатая часть зрителей присмотрелась к своим избранницам, а теперь и уровень доверия к социальной опеке может резко упасть.

Однако проблема не в блистательной игре Пайк. Режиссер фильма Джонатан Блейксон создал хтоническую тварь из всех противоречий, которые не может принять большое количество людей. «Наверняка обидно, что тебя уделал кто-то с вагиной, да?» — заключает героиня. Совсем нет. Обидно, что единственный мужской персонаж в фильме, связанный с русской мафией и продающий девушек в сексуальное рабство, подстраивающий смерти людей и портящий дорогие эклеры милосерднее героини, которая в итоге все равно оказывается проигравшей. Только вот образ роковой женщины, которая зарабатывает на стариках, дополняется феминизмом и нетрадиционной сексуальной ориентацией. Целых три пункта, по которым героиню может возненавидеть как минимум российский зритель. «Неудивительно, что она [героиня] вызвала отвращение с самого начала», — написал кто-то в Твиттере, и отвращение чувствую уже я.
«Земля кочевников», 2020
Еще в январе в прокат вышел режиссерский дебют актрисы Эмиральд Феннел «Девушка, подающая надежды». Феннел в фем-триллере чувствует себя уже не рыбой в воде, а акулой — она выступила сценаристом и продюсером второго сезона сериала «Убивая Еву». В фильме у нас есть привычная смесь пьянящей красоты и неожиданной жестокости, но обыгрывается она по-другому. Это не история о жертве, которая выбрала путь мести — точнее не только об этом. Насилие со стороны женщины в картине не оправдывается. Это история равной ответственности, приходящей с равноправием. Между «Аферисткой» и «Девушкой, подающей надежды» есть разница — режиссеры, и во втором случае им стала женщина. Создается ощущение, что женщины пытаются объяснить и доказать свое равенство, в то время как мужчины обрастают хитином из страхов перед сильным противоположным полом.

Стоит вспомнить хотя бы несколько фильмов, про которые слышали если не все, то многие. Хлоя Чжао сняла удивительную «Землю кочевников», где героиня Фрэнсис МакДорманд проходит не только долгий путь кочевника, но и учится жить одна, без увлечений своего мужа и его самого. Это дорога, отправной точкой которой стала свобода. Конца ей просто не существует. Грета Гервиг практически все свои фильмы посвятила женщинам, которые покорили сердца зрителей: «Милая Фрэнсис», «Леди Берд», «Маленькие женщины». И везде героини сталкиваются с несправедливыми гендерными предрассудками, которые ломают по крайней мере для себя самих.

Тем временем в британском сериале «Корона» главный монарх страны Елизавета II на экране появляется меньше, чем принц Филипп.

Или последняя часть «Мстителей», где на несколько секунд в кадре появились практически все супергероини — эту сцену фанаты назвали одной из самых эпичных. И это все, что дали большинству женских персонажей. Даже Черная Вдова получит сольный фильм лишь этой весной, хотя персонаж умер в основном таймлайне. Фильм, кстати, снимет Кейт Шортланд.
«Милая Фрэнсис», 2012
В последние годы Голливуд стал объектом пристального внимания из-за отсутствия представительства и разнообразия. Такие движения, как #OscarsSoWhite и #MeToo вызвали серьезную необходимость вовлечения большего количества женщин и меньшинств в киноиндустрию как на экране, так и за его пределами. Но не все готовы сидеть и ждать, пока Голливуд изменится. Доктор Марта М. Лозен (Martha M. Lauzen) в своем докладе 2019 года «Это мужской мир: Портреты женских персонажей в фильмах 2018 года» рассмотрела процентное соотношение женских и мужских персонажей в кассовых фильмах. В статистику вошли демографические характеристики персонажей, лидерские позиции и важная связь между изображением на экране женских персонажей и закулисной занятостью сценаристок и режиссерок. И вот лишь несколько пунктов:

Женские голоса не слышны.

— Процент женщин как говорящих персонажей: 35%
— Процент мужчин как говорящих персонажей: 65%

Не хватает женщин-руководителей.

— Процент женщин-лидеров в фильмах: 26%
— Процент мужчин-лидеров в фильмах: 76%

Все больше историй женщин-протагонистов…

— Процент главных героинь: 31%
— Процент главных героев: 52%

…Но мало женских персонажей в целом.

— Процент главных женских персонажей: 36%
— Процент основных мужских персонажей: 64%

Таких пунктов в докладе достаточно — все они заставляют думать, что мы живем в каменном веке, вокруг которого есть иллюзия современности.

Беспринципные, лживые, лицемерные, безжалостные есть как женщины, так и мужчины. Так почему экранные женские образы исключительных хтонических тварей не остались где-то там на глубине, а продолжают всплывать? Лучшее, что могут сделать режиссеры для зрителей и индустрии — выбросить из головы шаблоны и проработать наконец свои травмы со специалистом. Иначе бояться придется уже настоящих женщин.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda