Несколько месяцев назад я в профессиональных целях совершила киномарафон, состоявший из почти десятка классических эротических триллеров. На просмотре первого я подумала, что сильная героиня, скручивающая всех мужчин вокруг в морские узлы — явный прорыв для кинематографа того времени. И только к седьмому поняла, что суккубы в человеческом обличии — образ, сотканный из страхов.
Есть одна особенность у женских персонажей, созданных мужчинами. Зачастую они используют свою сексуальность для достижения целей, лицемерят и обводят вокруг пальца, а еще абсолютно всегда красивы. Последний пункт виновника не называет: например, в «Роковом влечении» герой Майкла Дугласа явно пренебрегал служебными обязанностями из-за привлекательной злодейки. И в других фильмах марафона этот сюжет повторялся, но сейчас не об этом.
Женщины хотят видеть сильных героинь на большом экране — они их получают. Тех самых, которые идут по мужским головам и остаются победительницами. Что же не так?
Представьте среднестатистического зрителя, который смотрит «Основной инстинкт». Сначала он подумает, что Шерон Стоун неотразима, а потом поймет, что ее красота и правда убийственная. Майкл Дуглас прокалывается уже во втором фильме, и паттерн вырисовывается четче: женщина, которая сдвинет горы, сделает дело путем обмана или крови, а то и все вместе. Это клише переходило из фильма в фильм, где менялись лишь декорации. Щелчок — и зритель никогда не захочет столкнуться с сильной женщиной, будь она хоть Девой Марией по натуре.
Но так было на закате прошлого века. Времена меняются, действительно сильных женщин на экране становится все больше, общепринятые морали терпят метаморфозы. На практике выясняется, что в светлое будущее возьмут не всех, да и не все туда хотят. Видимо, этическая эволюция, как и любая другая, все еще не дело каждого.