БОРИС СОРОКИН | 17 ИЮНя 2024

ДЗЕНБОКСИНГ: ПОСЛЕДНЯЯ ВЫЛАЗКА ИЗ СОВЕТСКОГО КИНОПОДПОЛЬЯ

Искренняя насмешка или руководство к действию?

ДЗЕНБОКСИНГ: ПОСЛЕДНЯЯ ВЫЛАЗКА ИЗ СОВЕТСКОГО КИНОПОДПОЛЬЯ

БОРИС СОРОКИН | 17.06.2024
Искренняя насмешка или руководство к действию?
ДЗЕНБОКСИНГ: ПОСЛЕДНЯЯ ВЫЛАЗКА ИЗ СОВЕТСКОГО КИНОПОДПОЛЬЯ
БОРИС СОРОКИН | 17.06.2024
Искренняя насмешка или руководство к действию?
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссеры: Глеб Алейников, Александр Дулерайн
Страна: Россия
Год: 1998

«Дзенбоксинг» — это самобытный пример постсоветского нью-эйджа, пелевинская смесь (псевдо)восточной духовности и массовой культуры. Ученый-китаист представляет в студии телепрограммы «С Другой Стороны» древний манускрипт с пророчеством от мастера боевых искусств. Два наглых ведущих передачи «Смысл Жизни» убеждают зрителей в его (смысла) отсутствии. Реклама кричит, чтобы ее заметили. Титулованные кикбоксеры наблюдают за всем этим со стоическим спокойствием. В офисе сидит бизнесмен и пытается вернуть вкус к жизни посредством поисков в сети Интернет. Они тоже вращаются вокруг известного вида единоборств.
Фильм появился на излете так называемого «параллельного кино», став последней режиссерской работой одного из его архитекторов, Глеба Алейникова. Соавтором выступил Александр Дулерайн, а сценаристом и сопродюсером Борис Юхананов — люди, сыгравшие не последнюю роль в истории позднесоветского авангарда. Начавшись в середине 1980-х годов как андеграундное явление, полностью исключенное из государственной системы кинопроизводства, «параллельное кино» уже к началу 1990-х получило широкое признание. Параллельщики удовлетворяли возросший в годы «перестройки» запрос на советское неформальное искусство как внутри страны, так и за рубежом. Но в какой-то момент, утратив остроту и актуальность, они все же должны были выйти в тираж.

И вот тут пришло чувство. Чувство, что меня спасет слово. Мое слово — КИКБОКС.


Из фильма «Дзенбоксинг»

«Дзенбоксинг» сочетает стиль и интонации, свойственные «параллельному кино», с разговором о современной медиасреде. Это видеоколлаж из нескольких частей и пересекающихся между собой историй. Все они объединены темами телевещания, кикбоксинга и просветления.
Передачи и ролики стремительно переключаются между собой. Параллельный монтаж уступает методу нарезок. Однажды Уильям Берроуз решил применить эту дадаистскую технику стихосложения к телеэфиру: вместо комбинации в случайном порядке вырезанных из газеты строк он включил телевизор, поставил видеомагнитофон на запись и произвольно стал переключать каналы. Случайные слова и кадры «склеивались», возникали произвольные смыслы. «Дзенбоксинг» — это калейдоскопическая воронка, в которую закручиваются совпадения с каждым последующим переключением. Все смыслы сливаются в один большой смысл — смысл, который одни герои отрицают, а другие отчаянно ищут.

Всех их связывает одно — они занимались кикбоксом. Их жизни соприкоснулись, создав аккорд из тех, что образуют некую гармонию, всегда скрытую, но никогда специально. Аккорд, превращающий жизнь в истории, которые могут стать мифами, но никогда не кажутся правдой. И тогда кикбоксинг превращается в дзенбоксинг.


Из фильма «Дзенбоксинг»

Фильм тонко улавливает дух времени, но качество сигнала — результат многолетней настройки. С середины 1980-х Глеб Алейников и его брат Игорь, испытав влияние соц-арта и московского постконцептуализма, активно занимались деконструкцией советских мифологем и медиальных практик.

Например, они посвятили целых два фильма образу трактора в культуре соцреализма: «Трактора» (1987) и «Трактористы 2» (1992). Если второй фильм попросту пародировал музыкальную комедию Ивана Пырьева, помещая ее события в современные реалии, то задача «Тракторов» была куда амбициозней. Объектом их иронии становились конвенции советской документалистики и один из ключевых ее элементов — авторитет дикторского голоса. На протяжении многих лет он оставался для советских граждан безальтернативным источником априорно достоверной информации о мире. Теперь же этот голос вещал о хтонической природе гусеничных машин, аккумулирующих сексуальную энергию благодаря их близости к земле.

В фокусе «Дзенбоксинга» были уже другие ценности и способы их сформулировать. Он обращался к культурному ландшафту новой России, за считанные годы проделавшей путь от фетишизации тракторов до озабоченности моющими средствами, хлебцами и печеньем в золотистой упаковке. Навязчивая реклама, неискренность телеведущих, попытки вызвать эмоциональную реакцию у зрителя любой ценой — все это было подано в свойственной Алейниковым гротескной манере, временами переходящей в фарс. Впрочем, отголоски соцреализма заметны и здесь. На фоне слайд-шоу из фотографий счастливых работниц сидят ведущие не самой жизнерадостной программы «Смысл Жизни».
Кроме того, в «Дзенбоксинге» можно обнаружить множество характерных для «параллельного кино» формальных приемов и техник. Где-то рассинхронизированы изображение и звук, где-то сплит-скрин превращает экран в подобие разбитого зеркала. Все так же много титров, которые теперь соответствуют телевизионным параметрам — все они яркие, подвижные, избыточные. Такова и 3D-анимация. Она подчеркивает виртуальность «заэкранного» пространства, увлекая зрителя на «Другую Сторону» через таинственный CGI-туннель.

Эта перенасыщенность — как будто при знакомстве с новой монтажной программой захотелось использовать все эффекты разом — никак не отменяет цельности и технической слаженности фильма. И тем не менее, его ждал провал. Об этом красноречиво говорят воспоминания Глеба Алейникова:

В фильме снялся суперстар того периода Дмитрий Певцов с Ольгой Дроздовой. И фильм был выпущен огромным тиражом на VHS-кассетах с Певцовым на обложке, он был расхватан дистрибьюторами за несколько дней. Но произошло чудо — через пару недель почти весь тираж нам вернули, и временный офис снова наполнился огромным количеством коробок.

Тем более иронично, что оба режиссера всего через несколько лет сами сделали карьеру на развлекательном телевидении. Глеб Алейников стал продюсером канала «СТС», а Александр Дулерайн — «ТНТ». Вот уж где хватало незамысловатых спекуляций на эмоциях и навязчивой экспрессии. Между фразой «потому что мы любим вас» из телезаставки в начале фильма и ТНТшным слоганом «почувствуй нашу любовь» разницы нет практически никакой. Чего на перечисленных каналах не было, так это нелепых попыток учить зрителя жизни. По крайней мере, в этом вопросе вчерашние параллельщики оказались предельно последовательны.
Был ли «Дзенбоксинг» искренней насмешкой или же в нем было зашифровано руководство к действию — загадка. Определенно лишь то, что ему удалось стать поистине образцовой маргиналией, связующим звеном между внесистемным андеграундом прошлого и массовой культурой настоящего. В каком-то смысле сам этот фильм и есть ответ на вопрос, заданный в его конце: «Как победить воина, который еще не родился, если ты уже умер?»

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda