ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 2 ИЮЛЯ 2024

ПРЕТЕНДЕНТЫ: СОГЛАСИЕ

Что необходимо для победы?

ПРЕТЕНДЕНТЫ: СОГЛАСИЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 02.07.2024
Что необходимо для победы?
ПРЕТЕНДЕНТЫ: СОГЛАСИЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 02.07.2024
Что необходимо для победы?
НАШИ СОЦСЕТИ

Теннис — это отношения.


Из фильма «Претенденты»

Режиссер: Лука Гуаданьино
Страны: США, Италия
Год: 2024

В своем предыдущем фильме «Целиком и полностью» Лука Гуаданьино наглядно показал, как любовь может поглотить человека. Порой — буквально. В «Претендентах» итальянский режиссер вновь исследует прекраснейшее из чувств, но на этот раз обращается к этой теме через вопросы соперничества.
Автор «Большого всплеска» и «Суспирии» получил международное признание благодаря успеху трилогии «Желание». Особенную роль в этом сыграл последний фильм антологии с Тимоти Шаламе в одной из главных ролей. Но влечение, взросление, секс и трудности человеческих взаимоотношений — лишь поверхностный слой работ кинематографиста. При помощи тонких метафор и изящных аллюзий Гуаданьино демонстрирует, как сложна и многообразна жизнь.

В фильме, который при беглом прочтении синопсиса можно было бы назвать спортивной драмой, находится место всему этому.

«Претенденты» живописуют жестокий мир большого тенниса, где даже самым упорным и талантливым спортсменам не гарантировано место под солнцем. Также лента — о соблазнении и о том, куда может завести искушение. Это история про сильных женщин и слабохарактерных мужчин, манипуляции и обман. Повесть о страсти и яростном увлечении своим делом, которые способны как вознести на небеса, так и обречь на горькие страдания.

Амбивалентность проявляется в самих героях, в их отношении к жизни и к профессии. Ненароком проступает она и в любовном треугольнике, который еще в прологе образуется между героями Зендеи, Майка Фейста и Джоша О'Коннора. Каждый из них олицетворяет свое, особенное отношение к миру.
Таши, которую играет звезда «Человека-паука» и «Дюны», видит только конечную цель, для нее удовольствие и наслаждение процессом — абстрактные, лишенные четких контуров понятия; жить сиюминутными ощущениями — явно не про эту утонченную и харизматичную красотку. Она по-хорошему расчетлива и цинична.

Таши — трудолюбие.

Арт невероятно одарен от природы. Нельзя сказать, что он не старается или работает вполоборота, но перманентная расфокусировка и потеря концентрации в самые ответственные моменты в конечном итоге приводят мужчину к самым печальным последствиям. Неспроста имя персонажа Фейста в переводе означает «искусство».

Арт — вдохновение.

Патрик вроде бы не очень сильно отстает от своего товарища, но ему всегда чего-то немного не хватает. Молодой человек чрезвычайно импульсивен, и именно это раз за разом его подводит. Животное естество Патрика перекрывает зов разума и нежные порывы души.

Патрик — страсть.
По отдельности каждый из персонажей выглядит сформировавшейся личностью со своими плюсами и минусами. Но никто из них самостоятельно не способен замахнуться на вершину пьедестала, будь то профессиональный спорт или личная жизнь.

Метафора о трех составляющих успеха легко угадывается, а дополнительно подтверждает ее эмоциональный и запоминающийся финал. Работая в синергии, Таши, Арт и Патрик могут достичь необходимого результата. Но вот беда — заставить их работать сообща безумно сложно!

Однако «Претендентов» можно смотреть и как ортодоксальную драму об адюльтере, и как остросюжетную историю о столкновении людей с сильными характерами, и как авторское высказывание на тему любви и семейного счастья с референсом в сторону хулиганских молодежных комедий 80−90-х.
Написанный участниками индастриал-рок-группы Nine Inch Nails Трентом Резнором и Аттикусом Россом бойкий саундтрек задает настроение, ускоряя темп при помощи электронных мелодий и замедляя его посредством обращения к инструментальным композициям.

Этот прием работает в том числе благодаря нелинейному повествованию. Гуаданьино делает флэшбэки, умышленно растягивает определенные моменты и пропускает на ускоренной перемотке другие.

Виртуозно показанные напряженные теннисные поединки (в какой-то момент мы видим происходящее от лица самого мяча), стилизация картинки под пленку с обилием «шумов», пониженной контрастностью и тонированием в оттенках коричневого, а также тщательная проработка костюмов персонажей (в кадре появляются аутентичные наряды от Uniqlo и Adidas) и то парящая где-то высоко, то падающая обратно на грешную землю камера Сайомбху Мукдипрома («Назови меня своим именем», «13 жизней») заставляют напряженно следить за разворачивающимися на экране событиями.

В них — волнение, страсть, боль, апатия, грусть, восхищение, любовь, вновь страсть, разочарование, обида и умиротворение.
Как и в предыдущих своих проектах, итальянский постановщик наделяет кадр тактильностью. Он показывает секс, не показывая его. Картина источает эротизм, при этом обнаженных тел в фильме вы почти не увидите.

В «Претендентах» Лука Гуаданьино демонстрирует, что для победы необходимо согласие. Не только утвердительный ответ на предложение о сотрудничестве, но и единомыслие, на выходе конвертирующееся в нечто большее: произведение искусства, новый амбициозный стартап, грандиозный рекорд или просто с толком выполненную рутинную работу.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda