Лента Макдоны начинается с прекрасного пролога, когда в исповедальне к священнику садится некий человек, который говорит, что его насиловал предшественник Джеймса, когда он был церковным служкой. Пережитая травма подвигла его к решению убить священника, но вовсе не того, кто издевался над ним в детском возрасте, тем более он и так умер. Нет, его целью является убийство хорошего священника, словно специально для того, чтобы новая сакральная жертва смыла бы с католической церкви ее собственные грехи. На вопрос таинственного прихожанина, что отец Джеймс скажет на то, что через неделю умрет, священник отвечает, что пока у него нет ответа, но к воскресенью он найдет подходящие слова.
Что бы вы сделали, узнав, что вас хотят убить и жить вам осталось всего неделю? Пошли бы в полицию или же уехали в другой город? Вот и отец Джеймс рассказывает об угрозе в свой адрес сначала епископу, затем полицейскому инспектору, даже раздумывает над отъездом в Дублин, но тем не менее всю неделю занимается своими священническими делами, как будто ему ничего не грозит. Если советская лента Ларисы Шепитько
«Восхождение» (1976) некорректно сравнивала подвиг партизана Сотникова, который отказался сотрудничать с нацистами, даже для спасения жизни других пленных, с крестной жертвой Христа, то в ленте Макдоны такое сравнение не только оправдано, но как бы само собой разумеется. Ведь каждый священник призван быть как Христос.
В богочеловеке Иисусе на протяжении всего его пути проявлялись как человеческая, так и божественная природы. Как вочеловечившееся божество он испытывал страх и молил Господа в Гефсиманском саду пронести чашу страданий мимо него, если это возможно, но как второе лицо Троицы, безначальный и беспредельный создатель тварного мира, Христос наперед знал, кто предаст его из учеников, кто отречется от него в темной ночи, и что только его добровольная жертва способна смыть грехи с мира, погруженного в пучину зла.
Спустя 2000 лет человечество ничем не отличается от того состояния, в котором оно пребывало до рождения Христа. Но у людей теперь есть средство для спасения, и это основанная им церковь. Вот только личная святость тех, кто облачается в церковные одежды, ныне встречается куда реже, чем в древние времена. Церковь стала подвержена всем грехам мира — корыстолюбию, похоти и равнодушию. Отец Джеймс не святой, по-человечески он сомневается, боится, жаждет, чтобы бог избавил его от необходимости быть сакральной жертвой. Но он всегда помнит, ради чего стал священником. Для усиления параллелей с новозаветной историей режиссер окружает своего святого отца двенадцатью прихожанами, один из которых задумал его убить. Отец Джеймс узнал по голосу этого человека, но не выдает его ни епископу, ни полиции, и даже в разговоре со своим будущим убийцей ни словом не говорит о том, что знает, кто он. Ему важно, чтобы человек сам передумал совершать грех.