АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 4 МАЯ 2023

ГОЛГОФА: КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯТОГО ОТЦА

История жертвы Христа повторяется в наши дни, когда священник, знающий свою участь, примиряется с судьбой и продолжает помогать прихожанам

ГОЛГОФА: КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯТОГО ОТЦА

АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 04.05.2023
История жертвы Христа повторяется в наши дни, когда священник, знающий свою участь, примиряется с судьбой и продолжает помогать прихожанам
ГОЛГОФА: КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯТОГО ОТЦА
АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 04.05.2023
История жертвы Христа повторяется в наши дни, когда священник, знающий свою участь, примиряется с судьбой и продолжает помогать прихожанам
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джон Майкл Макдона
Страны: Ирландия, Великобритания
Год: 2013

«Голгофа» — второй полнометражный фильм Джона Майкла Макдоны, ирландца по происхождению, который мощно дебютировал в 2011 году с лентой под названием «Однажды в Ирландии». Все творчество этого постановщика, начиная с короткометражки «Вторая смерть» (2000), — национально-ориентировано, если можно так выразиться; связано с ирландской тематикой. Не стала исключением и его сценарная работа «Банда Келли» (2003), главный герой которой, Нед Келли, выходец из семьи ирландских эмигрантов в Австралии.
Ирландия — католическая страна. В жизни большинства ирландцев религия играет более значительную роль, нежели просто часть культурного кода. К примеру, лишь в 1996 году в Ирландии официально разрешили разводы — и то только после того, как одна из сторон докажет, что в течение четырех лет супруги живут раздельно. Неудивительно, что когда британским кинематографистам приходит в голову идея высказаться на тему религии, то они вспоминают про Республику Ирландию (а не про Северную Ирландию, где большинство населения — протестанты). В 2002 году шотландец Питер Муллан снял скандальную историческую драму «Сестры Магдалины» о приютах для «падших женщин», отличавшихся жестокими нравами. В этой мощной гуманистической картине католическая церковь изображалась не с лучшей стороны, что ожидаемо вызвало протест Ватикана.

В 2000-е католический мир потрясло более серьезное испытание, чем ушедшие в прошлое приюты святой Магдалины. Сразу несколько священников в разных странах были обвинены в педофилии, а церковное руководство — в том, что покрывало их. В США на основе педофильского скандала с Бостонской архиепархией была снята оскароносная драма «В центре внимания» (2015), где в подробностях воссоздавалось журналистское расследование случаев растления детей со стороны святых отцов. В этом контексте режиссер Джон Майкл Макдона и задумал снять фильм о хорошем священнике, справедливо решив, что другие кинематографисты не упустят случая поглумиться над католической церковью. Не то чтобы постановщик был очень верующий, хотя, как и многие ирландцы, получил религиозное воспитание. Скорее, он решил противопоставить пошлости и цинизму современной жизни что-то идеалистическое. То, во что он сам верил в детстве, что воспринял всем сердцем на воскресных мессах.

Но что будет, если соль перестанет быть соленой, как говорил Христос? Если даже в церкви погибло духовное начало, то, значит, мир обречен угасать в огне цинизма и равнодушия. Отец Джеймс в блестящем исполнении любимого актера Макдоны Брендана Глисона — хороший священник. Он не святой, у которого, как говорят сами христиане, «нет первого этажа», а вполне земной человек. Отец Джеймс стал священником уже в зрелом возрасте, после смерти своей жены, вырастив дочь. Немолодой человек, живущий в небольшом поселении в Ирландии, который под старость осуществил свою мечту и стал служителем бога. Он старший священник в небольшой сельской церкви и не делает ничего экстраординарного, чтобы можно было называть его святым. Но, может, в наше время честный, живущий по библейским заповедям человек, это уже что-то необычное?
Лента Макдоны начинается с прекрасного пролога, когда в исповедальне к священнику садится некий человек, который говорит, что его насиловал предшественник Джеймса, когда он был церковным служкой. Пережитая травма подвигла его к решению убить священника, но вовсе не того, кто издевался над ним в детском возрасте, тем более он и так умер. Нет, его целью является убийство хорошего священника, словно специально для того, чтобы новая сакральная жертва смыла бы с католической церкви ее собственные грехи. На вопрос таинственного прихожанина, что отец Джеймс скажет на то, что через неделю умрет, священник отвечает, что пока у него нет ответа, но к воскресенью он найдет подходящие слова.

Что бы вы сделали, узнав, что вас хотят убить и жить вам осталось всего неделю? Пошли бы в полицию или же уехали в другой город? Вот и отец Джеймс рассказывает об угрозе в свой адрес сначала епископу, затем полицейскому инспектору, даже раздумывает над отъездом в Дублин, но тем не менее всю неделю занимается своими священническими делами, как будто ему ничего не грозит. Если советская лента Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976) некорректно сравнивала подвиг партизана Сотникова, который отказался сотрудничать с нацистами, даже для спасения жизни других пленных, с крестной жертвой Христа, то в ленте Макдоны такое сравнение не только оправдано, но как бы само собой разумеется. Ведь каждый священник призван быть как Христос.

В богочеловеке Иисусе на протяжении всего его пути проявлялись как человеческая, так и божественная природы. Как вочеловечившееся божество он испытывал страх и молил Господа в Гефсиманском саду пронести чашу страданий мимо него, если это возможно, но как второе лицо Троицы, безначальный и беспредельный создатель тварного мира, Христос наперед знал, кто предаст его из учеников, кто отречется от него в темной ночи, и что только его добровольная жертва способна смыть грехи с мира, погруженного в пучину зла.

Спустя 2000 лет человечество ничем не отличается от того состояния, в котором оно пребывало до рождения Христа. Но у людей теперь есть средство для спасения, и это основанная им церковь. Вот только личная святость тех, кто облачается в церковные одежды, ныне встречается куда реже, чем в древние времена. Церковь стала подвержена всем грехам мира — корыстолюбию, похоти и равнодушию. Отец Джеймс не святой, по-человечески он сомневается, боится, жаждет, чтобы бог избавил его от необходимости быть сакральной жертвой. Но он всегда помнит, ради чего стал священником. Для усиления параллелей с новозаветной историей режиссер окружает своего святого отца двенадцатью прихожанами, один из которых задумал его убить. Отец Джеймс узнал по голосу этого человека, но не выдает его ни епископу, ни полиции, и даже в разговоре со своим будущим убийцей ни словом не говорит о том, что знает, кто он. Ему важно, чтобы человек сам передумал совершать грех.
Режиссер идеально выстраивает «Голгофу» на стыке двух на первый взгляд разных жанров: черной комедии, от которой в диалогах героев присутствует циничный юмор, и религиозно-философской драмы о выборе жизненного пути. Отец Джеймс видит проблемы своих прихожан и по мере сил старается помочь им. Жители небольшого поселка полны равнодушия и не верят в добрые начала других людей. Например, инспектор полиции мало того, что циник, склонен к насилию, но еще и гей. Свой содомский грех он не только не скрывает, но как бы бравирует им, приглашая в свой дом священника в тот момент, когда там находится его любовник Лео. Даже собственная дочь отца Джеймса несчастлива, запуталась в своих любовных отношениях и только и думает о самоубийстве как быстром избавлении от всех проблем. Размышляет об этом и писатель-отшельник в исполнении всегда убедительного М. Эммета Уолша, верящий в то, что уже слишком стар для творчества.

Священник никого не отталкивает, пробует поговорить даже с Лео, который зарабатывает на жизнь, занимаясь сексом за деньги. Он понимает, что его прихожане утратили вкус жизни, дезориентированы в равнодушном мире, где никому ни до кого нет дела. Их грехи — следствие их душевной слабости, безверия, отсутствия стремления изменить свою жизнь к лучшему. Добровольная жертва святого отца — то, что может спасти их, показать, что идеалы христианства живы. Не только 2000 лет назад, но и сейчас перед человеком стоит один выбор — совершать грех или нет. Жертва священника — огонь, способный возжечь веру. Не столько даже в религиозном смысле (Макдона говорил в интервью, что не считает свою картину религиозной), сколько веру в себя, в свои силы измениться к лучшему. Неслучайно отец Джеймс постоянно подчеркивает в разговорах с прихожанами, что бог не делает чудес без произволения самого человека.

Чудо в фильме Макдоны исключительно земное, не связанное с воскрешениями мертвых или же исцелениями. Но в то же время и небесное — неслучайно в финальной нарезке режиссер показывает, какое воздействие оказала смерть священника на его паству. Задумался даже Лео, запечатленный искусным постановщиком в позе «Мыслителя» Родена, впервые размышляя о бессмысленно проживаемой жизни.

Перемена произошла и в убийце, современном Иуде. Совершив предательство, не вняв просьбам священника остановиться, пока не поздно, он погубил свою душу. Убийство хорошего священника не принесло ему внутреннего успокоения, как он желал. Напротив, в немой финальной сцене встречи в тюрьме с дочерью отца Джеймса его лицо выражает отчаяние и опустошение. Фиона наконец-то научилась прощать, о чем ей говорил в последнем разговоре отец Джеймс. Ее готовность поговорить с убийцей своего отца свидетельствует о том, что она осознала ту истину, которую старался донести до нее священник. Прощение излечивает душу, дает умиротворение. Ведь именно из-за нежелания забыть сексуальные домогательства предшественника отца Джеймса его убийца вверг себя в еще более тяжкий грех. Фиона, скорее всего, простит его, но сможет ли он сам себя простить или же, как Иуда, покончит с собой, не в силах жить с предательством того, кто верил, что он может стать лучше, если захочет?
Кому-то, как писателю, для того, чтобы избавиться от греховных мыслей о самоубийстве, не хватает всего лишь доброго слова. «Я уверен, что книга получилась прекрасной. Вы очень хороший писатель», — сказал отец Джеймс пожилому отшельнику, направляясь на свою Голгофу. Другому, как, например, циничному богачу, не знающему, куда девать деньги, недостает обличительного слова, которое подвигнет его задуматься о том, как он относится к людям. Отец Джеймс к каждому прихожанину старается найти свой подход. Порой он не выдерживает, даже напивается и дерется в баре, но неизменно осознает свою вину, готовый утешить и ободрить.

Отец Джеймс не святой из агиографической литературы, а просто настоящий священник. Раз и навсегда вняв словам Спасителя о жертвенном пути следовать за ним, отец Джеймс, несмотря на человеческие слабости и сомнения, смело взошел на свою Голгофу. Ведь для верующего человека смерть — это всего лишь встреча с богом, конец земного пути и начало вечного бытия. Но мученическая кончина способна заставить задуматься окружающих, как в ранние века христианства, когда люди массово жертвовали собой, только бы не нарушить заповеди, так и в наше время. Ведь если есть те, кем владеют другие мотивы, кроме похоти, тщеславия и жажды наживы, значит, мир не погиб в пучине греха. Человек — это не раб в руках фатума. У него есть свободная воля, и он сам определяет, как ему жить.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda