Рузанна Арушанян | 2 МАЯ 2020

ВОСХОЖДЕНИЕ: СОВЕСТЬ КАК СВОБОДА

Экранизация повести Василя Быкова «Сотников», истории о нравственном выборе человека на войне

ВОСХОЖДЕНИЕ: СОВЕСТЬ КАК СВОБОДА

РУЗАННА АРУШАНЯН | 02.05.2020
Экранизация повести Василя Быкова «Сотников», истории о нравственном выборе человека на войне
ВОСХОЖДЕНИЕ: СОВЕСТЬ КАК СВОБОДА
РУЗАННА АРУШАНЯН | 02.05.2020
Экранизация повести Василя Быкова «Сотников», истории о нравственном выборе человека на войне
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Лариса Шепитько
Страна: СССР
Год: 1976

В основе картины Ларисы Шепитько «Восхождение» — повесть писателя-фронтовика Василя Быкова «Сотников».

В августе 1944 года Быков видит в группе пленных немцев человека, с которым когда-то служил в одном полку. В ходе разговора писатель узнает, что тот после ранения перешел на сторону врагов, надеясь когда-нибудь от них сбежать. Случайная встреча становится отправной точкой для создания произведения о нравственном выборе человека на войне.

И хотя сценарий фильма Ларисы Шепитько значительно перерабатывается, авторам картины удается сохранить глубину философского содержания повести. Режиссёр требует «внутреннего оправдания» и осмысленности каждого движения, жеста, слова и взгляда героев. И принимает решение найти таких артистов, которые смогли бы всецело соответствовать этому условию.

Желающих сыграть в картине талантливого режиссера объявляется много: и Андрей Мягков, и Владимир Высоцкий, мечтающий исполнить роль Рыбака. Но Шепитько отказывается от звезд кино, она хочет видеть в картине неизвестных актеров: чтобы во время просмотра зрителю не хотелось бы сравнивать их с известными персонажами — перед ним должно быть чистое поле.
На съемках фильма «Восхождение»
На роль Сотникова режиссёр ищет артиста, похожего на Иисуса Христа (хотя вслух об этом в советское время не говорили). Поиски занимают немало времени: в итоге после семи проб утверждают 25-летнего актера Свердловского ТЮЗа Бориса Плотникова.

Чтобы найти того, кто сыграет Рыбака, Шепитько просматривает более двадцати кандидатов. После долгого кастинга роль достается тогда еще неизвестному Владимиру Гостюхину. Уже на первой репетиции он поражает её своим упорным желанием влезть в «шкуру» героя.

Немало времени уходит и на то, чтобы уговорить Анатолия Солоницына сыграть следователя. Сначала актер не хочет исполнять роль второго плана, которая кажется ему куцей и неинтересной. Но убедительный разговор с Ларисой Шепитько заставляет его заинтересоваться героем и взглянуть на него с другой стороны: он неожиданно видит в лице Портнова антагониста Сотникова — человека, который находится с ним на разных концах от одной морали.
Что же касается фабулы повествования, то в фильме она сохраняется: белорусский партизанский отряд, застрявший в лесу, нуждается в продуктах. Командир решает отправить за провизией на хутор опытного и находчивого бойца — Рыбака. С ним идет измученный простудой интеллигент Сотников, объясняя свой поступок следующим образом: «Потому и не отказался, что другие отказались».

Простодушная мысль сразу располагает героя к себе, представляя его как доброго и готового прийти на помощь товарища. Однако на фоне серьезного и сосредоточенного на задании Рыбака, Сотников кажется несколько легкомысленным: будто не осознает всю опасность и ответственность их изнурительного похода.

В пути партизаны встречают немцев, и Сотников получает ранение. Рыбак после минутного раздумья решает не оставлять товарища (что же он скажет отряду!?) и тащит его на себе в лютый мороз до ближайшей избы. Но цепь благородных поступков Рыбака рассыпается, когда полицаи обнаруживают их и отправляют в участок на допрос.

Надо сказать, что первая половина фильма сформировывает у зрителя полное доверие к Рыбаку: он кажется настоящим партизаном, храбрым и решительным. Напротив, хворый, щуплый Сотников проигрывает на его фоне — кажется лишь обузой, тормозящей выполнение задания.

И только допрос у следователя обнажает сущность каждого из них.
Изможденный болезнью и пулевым ранением Сотников отказывается от предательской участи: физическая слабость не становится синонимом духовной. Партизан не выдает местоположение партизанского отряда и даже не называет свою фамилию.

«Есть вещи поважнее собственной шкуры» — говорит он.

Этот эпизод является ключевым в картине, здесь сталкиваются две позиции и два взгляда на жизнь. Предатель Портнов не понимает Сотникова:

«Где они? Ну что это? Из чего они состоят? Это чушь! Мы же конечны. Со смертью для нас заканчивается всё. Весь мир. Мы сами. Не стоит… Ради чего? Пример для потомков? Но героической смерти у вас тоже не будет. Вы не умрете, вы сдохнете как предатель. Не выдашь ты — выдаст другой, а спишем все на тебя, ясно?».
Психологическое давление следователя не ломает Сотникова, и он называет его «человеческой мразью». Портнов не обижается на оскорбление: за годы службы у немцев он насмотрелся, как при виде палача у многих разом пропадает патриотический блеск в глазах и стойкость убеждений. И он подвергает истязанию Сотникова, чтобы доказать это: «Я знаю, что такое человек на самом деле. Вы обнаружите в себе такое, что и в голову не приходило».

Но, сжав стул руками изо всех сил, Сотников выносит чудовищную пытку раскаленным железом.

Эта сцена снята так, чтобы зритель видел лицо следователя крупным планом, именно он здесь главный: самодовольство, уверенность в правоте и незыблемости своей теории неожиданно сменяется выражением сомнения и удивления. В первом же бою Портнов проигрывает Сотникову: его истины разбиваются о героическую стойкость истязуемого, стало быть не каждый — «человеческая мразь».

Поединок палача-следователя с партизаном напоминает описанное в Новом Завете искушение Дьяволом Иисуса в пустыне. Неслучайно Шепитько искала на роль Сотникова актёра, похожего на Спасителя. Не предаваясь уловкам и хитрым провокациям, герой остается верным себе и побеждает бесов.

Очнувшись в подвале после страшной пытки, Сотников открывает истину не только Рыбаку, но и себе: «Совесть — это то, что делает человека бессмертным».

Но конформисту-Рыбаку трудно это понять, он считает иначе. В его голове созревает план, согласно которому он перейдет на сторону полицаев, чтобы потом найти подходящий момент и сбежать. С первой же встречи с Портновым он идет ему навстречу, выдавая товарищей в надежде избежать пыток и смерти.

Но план не срабатывает. Выдергивая в день казни пень из-под ног Сотникова, судьба все дальше отбрасывает Рыбака от желанной свободы.
Существенная разница между фильмом и повестью заключается в отношении авторов к героям. Василь Быков не высказывает своего прямого отношения к поступку Рыбака, он оставляет слово за читателем. Шепитько идет другим путем, расставляя все точки над «и».
Так, в конце повести Рыбак собирается повеситься в туалете, но обнаруживает, что забыл попросить у полицаев ремень, отобранный у него накануне.

Конечно, в кино можно показать эту сцену, не отклоняясь от литературной основы, но тогда она становится художественно невыразительной. Достоевский как-то сказал: я боюсь только одного — оказаться недостойным моих мучений. И смысл эпизода именно в этом: даже смерть отказывается от предателя. Сначала ремень обрывается, затем петля оказывается слишком маленькой.

Долгий крупный план суровой и величественной природы в финале картины — символа свободы, лишь подчеркивает внутреннее заточение Рыбака, окончательное и бесповоротное.
Но в чем же дело? Почему интеллигент, работавший до войны школьным учителем, оказывается способным на Подвиг? И почему деревенский крепкий парень, пользующийся авторитетом среди партизанского отряда, становится трусом и предателем?
Неужели человек — не более чем продукт многочисленных условий и воздействий, будь то биологических, психологических или социальных? Не более чем случайный результат своей телесной конституции, предрасположенностей своего характера и ситуации, в которую оказался насильственно ввергнут?

Но ведь история показывает, что сотни тысяч людей, таких как Сотников, могут противопоставить внешнему давлению свое духовное Я. Под зверскими пытками, дулами пистолетов, газовыми камерами у человека отнимается все, кроме последнего — свободы, которая позволяет отнестись к обстоятельствам так или иначе. И это «так или иначе» есть у каждого. И Рыбаку, и Сотникову жизнь дает возможность осуществить этот выбор, отречься или не отречься от самого сокровенного, что окружающая действительность грозит отнять, — от внутренней свободы. Только в их власти уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством. Это последняя милость, святая роскошь, которую как награду может даровать жизнь.
Сотников понимает, что несет ответственность перед своим народом, перед каждым расстрелянным ребенком, перед каждой измученной матерью. В сцене перед казнью он улыбается мальчишке, который плачет в толпе — собственной жизнью Сотников платит за то, чтобы детские слёзы больше не проливались. Его жертва становится своеобразным «договором с небесами»: он обменивает свою жизнь на тысячи других.

Позиция, которую герой выбирает, дает ему возможность до последнего вздоха наполнять свое земное существование смыслом. Не случайно латинское слово «finis» имеет два значения: конец и цель. Если у человека есть «зачем», то он способен выдержать любое «как». Но когда смысл жизни состоит в том, чтобы сохранить ее любой ценой, когда человек всецело зависит от милости случая, как Рыбак, — такая жизнь, в сущности, и не стоит того, чтобы жить.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda