ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 13 МАЯ 2024

ЗЛО НЕ СУЩЕСТВУЕТ: ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Лес обретает лицо, человек — теряет

ЗЛО НЕ СУЩЕСТВУЕТ: ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 13.05.2024
Лес обретает лицо, человек — теряет
ЗЛО НЕ СУЩЕСТВУЕТ: ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 13.05.2024
Лес обретает лицо, человек — теряет
НАШИ СОЦСЕТИ

Вода всегда течет вниз.


Из фильма «Зло не существует»

Режиссер: Рюсукэ Хамагути
Страна: Япония
Год: 2023

С точностью документалиста Рюсукэ Хамагути живописует будни маленькой деревеньки близ Токио. Вот кряжистый Такуми (Хитоси Омика) рубит дрова. Вот он же наполняет канистры речной водой. А вот его дочь Хана (Рё Нисикава) заходит в лес намного дальше, чем следует.

Совсем скоро в поселении появятся чужаки. Вместе с ними придут и неприятности. Но вот удивительно: начнутся они главным образом не у коренных, а у пришлых. Или все с точностью до наоборот?
В новом фильме Хамагути природа обретает собственное лицо: едва уловимое, но вполне определенное. На нем нет ни следа злобы. Но не чувствуется и радости от предстоящей с людьми встречи.

Местные это понимают. Они заботятся не только о себе. Аборигены привыкли думать и о том, что их окружает. Или опять обман?

Как бы то ни было, оленья тропа — не то, чем кажется. Это не угроза и не награда — данность. И с ней необходимо считаться. А лес — то, что может спасти тебя в холодную зимнюю ночь. Но также — то, что может убить.

Автор работает на контрасте и противоречиях. Заставляющие вспомнить «Вампира» Карла Теодора Дрейера открывающие картину кадры — лучшее тому подтверждение. Дикая красота. Страшная и великолепная в своем безразличии.

Разница между человеком и природой, искусственным и естественным, шумом и тишиной, светом и тенью на первый взгляд не бросается в глаза, до того мастерски Хамагути соединяет эти разнородные категории в своей неспешной истории. Но не заметить единство и борьбу противоположностей невозможно. В них — суть вещей. Жизнь.
Эмоции кажутся приглушенными и будто бы даже ненастоящими. Конечно, это не так. Первозданный мир лишен морально-нравственной шкалы. Невозможно измерить с позиции «хорошо» или «плохо» то, как, например, сокол охотится на змей, сусликов или лягушек.

Упрощая сюжетную линию и формально сужая восприятие происходящего на экране, Хамагути на деле утяжеляет смысловую нагрузку. Что это: загадочная восточная душа или возведенное в абсолют мастерство большого художника?

Градации черного и белого — дело рук человека. Но вместе с любовью, дружбой и альтруизмом люди несут в себе ложь, лицемерие и ненависть.

С одной стороны, все отрицательные поступки можно оправдать главным — борьбой за выживание. Беда в том, что мы очень часто обманываем и убиваем не ради спасения самих себя, а по необъяснимой прихоти или забавы ради. Не от невозможности поступить иначе, а от удобства не делать по-другому.

Именно это демонстрирует в своем фильме автор «Счастливого часа». Новая картина Хамагути одновременно похожа и не похожа на его недавний хит «Сядь за руль моей машины».
С одной стороны, «Зло не существует» значительно уступает в хронометраже предыдущей работе постановщика. Лента короче, стремительнее, конкретнее.

История деревенских жителей тонально и идейно заметно отличается от зарисовок из жизни театрального режиссера Юсукэ, даром что в обеих картинах Хамагути максимально замедляет темп повествования и отстраненно наблюдает за своими героями.

С другой стороны, оба фильма — изящные и тонкие. Это скрупулезные работы-исследования по изучению природы человека: его чувств, эмоций и образа жизни. Минималистичные постановки, из которых словно бы вырезано все лишнее; основные мысли в них подаются преимущественно невербально, между строк. Они настигают зрителя в нежном дуновении ветра, глубоком вдохе протагониста, назойливом жужжании электропилы или неожиданном гудке мобильного телефона.

Конфликт в «Зло не существует» начинается, когда в деревню приезжают горожане. Девственно-чистое место выбрано ими неслучайно, ведь один богатый предприниматель купил здесь землю и теперь планирует основать глэмпинг — небольшую сеть мини-отелей, люксовый отдых на природе со всеми удобствами.

Очень скоро выяснится, что организация нового объекта принесет множество проблем местным жителям. Никто и не планирует о них заботиться.

Подчиненные бизнесмена Маюдзуми (Аяка Сибутани) и Такахаши (Рюдзи Косака) отправятся к Такуми, чтобы заручиться его поддержкой и помочь своему боссу добиться желаемого. Они марионетки или самостоятельные фигуры на доске? Получится ли у них осуществить задуманное? Или, возможно, у природы есть свои ответы и на эти вопросы?
Медитативная притча обернется экохоррором, а первоначально неопровержимые истины будут подвергнуты самым взыскательным проверкам. Статичная созерцательная камера Ёсио Китагавы не займет ничью сторону, а резкие повороты сюжетной линии покажутся вполне органичными и обоснованными. В конце концов, никому не под силу изменить непреложные законы природы.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda