АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ
20 ИЮЛЯ 2021

ЖВАЛЫ: БЖ-БЖ-БЖ

Рецензия на фильм Квентина Дюпьё, также известного как Mr.Ozio, который жужжит сам по себе и подчиняется ни от кого не зависящей логике
Режиссер: Квентин Дюпье
Страна: Франция, Бельгия
Год: 2020

Кажется, мир кино уже видел всевозможные ужасы с насекомыми: города атаковывали полчища пауков, на подростков нападали мутировавшие огромные клещи, советских солдат, охотящихся за драгоценным хрустальным черепом, муравьи утаскивали в свое гнездо, военные выводили ос-убийц, а талантливый ученый Сет Брандл изобрел телепортатор и решил провести эксперимент на себе — думаю, процесс превращения героя в муху забыть невозможно. В случае с новым фильмом Квентина Дюпье одним из центральных персонажей также выступает насекомое, а если быть точнее — муха, но в отличие от своих предшественников-убийц — Доминик (да-да, у нее есть имя!) отнюдь неплохой. Итак, о чем это я?
Главный герой «Жвал» Маню — бездомный. Укутанный в одеяло, как в спальный мешок, он ночует на пляже и время от времени перебивается случайными заработками, выполняя поручения обеспеченных знакомых. Один из них просит доставить Маню небольшой желтый чемоданчик некому Мишель Мишелю — по условию, его нужно перевозить только в багажнике. Возможность заработать 500 евро заставляет героя угнать чью-то машину (по счастливой случайности, ее дверь оказалась незапертой) и вместе со своим дружком с автозаправки Жан Габом отправиться на дело. Дальше история могла бы пойти по проторенной дорожке какого-нибудь роуд-муви с оттенками криминала, где на пути героям попадутся и копы, и гангстеры, если бы не одно но: в багажнике друзья обнаруживают гигантскую муху и решают ее приручить, чтобы позже она грабила для них отделения банков. Так сюжет сворачивает в неожиданную, но очень привлекательную плоскость.

Что, в конечном счете, отличает кинематограф Дюпье от множества других фильмов, так это то, что все его фильмы не поддаются логике. Чувство абсурда сопровождает зрителя, когда он наблюдает за шиной, бесцельно катящейся по дороге и убивающей все на своем пути, или девочкой по имени Реальность, которая находит видеокассету во внутренностях кабана, убитого ее папой. Как в свое время писал мой коллега Олег Прекраснов, француз не отрицает наличия небрежности в работе над некоторыми своими фильмов и утрированной глупости — по его же словам, есть разные подходы к созданию фильмов, и зачастую он просто хочет развлечься.
Дюпье называют Бунюэлем нашего времени или французской версией Дэвида Линча, но если наш любимый американский дед иногда идет на уступки и дает подсказки к разгадке своих историй, то Mr. Oizo — никогда. В этом смысле «Жвалы», пожалуй, самая доступная для понимания работа Квентина. Здесь он все также продолжает развивать свою концепцию тотальной беспричинности и абсурдности мира, но делает это легко, весело и непринужденно — экран пышет летними пейзажами Лазурного берега, юмор сочится наружу, а Маню и Жан-Габ, словно те самые Ллойд Крисмас и Харри Дан, тешат себя наивными мечтами и по каждому удобному и не очень случаю дают друг другу «быка». Что означает жест? — друзья лишь недоуменно пожмут плечами и скажут, что оно просто есть. Мир просто есть, жизнь просто есть, кино просто есть — в этой непретенциозной мысли и заключается главное волшебство «Жвал».
Двигают ленту актеры. Грегуар Людвиг и Давид Марсе стоически отыгрывают роль полных придурков, а Адель Экзаркопулос уверенно держит повышенный тон — как у них получается не смеяться, большая загадка — зритель то и дело хватается за животики и уносится в мир велосипедов-пони и 3D мух, ловко уплетающих кошачьи консервы. Дюпье совсем не волнует, должна ли его лента идти по жанровым канонам роуд-муви, хоррора, триллера, боевика, а ее герои — хоть немного испытать угрызения совести. «Жвалы», в лучших традициях Mr. Ozio, жужжат сами по себе и подчиняются ни от кого не зависящей логике — читать дальше этого просто нет смысла.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda