олег прекраснов | 28 АПРЕЛЯ 2020

КВЕНТИН ДЮПЬЁ:
СТРАННО И СМЕШНО

Обзор творчества самобытного французского режиссера, почерк которого строится на абсурдистском юморе и сюрреалистическом повествовании
КВЕНТИН ДЮПЬЁ:
СТРАННО И СМЕШНО
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 28.04.2020
Обзор творчества самобытного французского режиссера, почерк которого строится на абсурдистском юморе и сюрреалистическом повествовании
КВЕНТИН ДЮПЬЁ:
СТРАННО И СМЕШНО
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 28.04.2020
Обзор творчества самобытного французского режиссера, почерк которого строится на абсурдистском юморе и сюрреалистическом повествовании

Я обычно не пытаюсь что-то специально придумывать, просто доверяюсь своим инстинктам и даю идеям полную свободу.

Квентин Дюпьё

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Французский электронный музыкант Квентин Дюпьё занял режиссерское кресло в 2002-м году, когда выпустил «Нефильм» (с англ. «Nonfilm») — картину странную, как и её название. Сюжет строился на истории киноактёра, который не понимает, в каком фильме снимается, и случайно убивает часть съёмочной группы.

Режиссёрский почерк Дюпьё строится на абсурдистском юморе и сюрреалистическом повествовании. Как пишет Александр Павлов, автор книги «111 опытов о культовом кинематографе», культовое кино, в том числе, может быть странным. Фильмы французского постановщика, безусловно, таковыми и являются — Дюпьё строит собственные кинематографические вселенные, включающие в себя причудливых персонажей и не менее причудливые сюжеты.

Например, в завязке картины «Шина» (другой вариант перевода «Покрышка», с англ. «Rubber») 2010-го года из багажника автомобиля вылезает полицейский (почему бы и нет?) и обращается напрямую к зрителю со словами «все великие фильмы содержат в себе элемент беспричинности, потому что в жизни многие вещи не имеют причины». Через минуту на экране появляются зрители, смотрящие фильм в бинокль, и высказывают недовольство по поводу его скучного начала. Они ещё не знают, что им придётся наблюдать за ожившей шиной, которая убивает всё живое силой мысли и даже влюбляется в девушку. В данной работе мы наблюдаем слом 4-й стены между экраном и зрителем: кино внутри кино, обращения персонажей в камеру. Интересно, как режиссер смешивает жанры: комедию он сочетает с хоррором и доводит происходящее на экране до крайностей: «Шина» в данном случае является как издевкой над зрителем, так и попыткой его развлечь.
«Шина», 2010
У главного героя Дольфа Спрингера в ленте «Неверно» (с англ. «Wrong», 2012) пропадает собака; как выясняется, ее украла странная организация, чтобы владелец осознал свою любовь к питомцу. Название фильма говорит о многом: Дольф просыпается в 7.60, а не 8 утра; приходит в офис на работу, с которой его уволили несколько месяцев назад. Ах да, в офисе постоянно идёт дождь и поют сверчки. Ну, собственно, почему бы и нет, ведь «многие вещи не имеют причины». Пальма во дворе героя беспричинно превращается в ель, а девушка из доставки пиццы, с которой Дольф говорил по телефону, оказывается нимфоманкой и не видит разницы между парнями. Уже через год Дюпьё выпускает ленту «Неправильные копы» (англ. «Wrong Cops»), выросшую из персонажа-полицейского из фильма «Неверно»: новая работа вновь демонстрирует зрителям зеркальное отражение реальности.

Главные герои не расследуют преступления — в процессе поиска очевидного убийцы женщина-коп говорит, что ей наплевать, ведь сдох не её сосед. Люди в форме свободно торгуют на улице наркотиками (внутри дохлых крыс и рыб), просят у девушек номер телефона, чтобы затем встретиться и попросить показать грудь, а Мэрилин Мэнсон, которому на момент выхода картины было 45 лет, играет любящего техно подростка со странным именем Дэвид Долорес Фрэнк. В творчестве Дюпьё при желании можно усмотреть и сатирический элемент — если в «Шине» высмеивались фильмы ужасов и кинематограф в целом, то в «Неправильных копах» — действия законников. Так или иначе, постановщик не критикует и не закладывает в фильмы мораль, лишь играясь и создавая абсурдные и смешные ситуации на основе реальной жизни. Помимо того, Дюпьё сам пишет саундтреки, музыка в его работах может являться и частью сюжетной линии — в «Копах» один из персонажей сочиняет электронную музыку и постоянно просит всех послушать её. К слову, удивляет наличие в титрах фильма имени продюсера Сергея Сельянова и его компании «СТВ».
«Неверно», 2012

Кто сказал, что я вообще должен работать во время съёмок?

Квентин Дюпьё

Джейсон — кинооператор кулинарного шоу, которое снимает неизвестно кто и неизвестно для чего, но это и неважно: у Джейсона есть идея для собственного фильма о телевизорах-убийцах, уничтожающих человечество, и он идёт рассказывать о ней продюсеру. Сны внутри сна внутри другого сна — звучит сложно, однако то, что происходит в ленте «Реальность» (2014), выглядит необычно и смешно. Снова у Дюпьё присутствует тема кинематографа, как и, например, в «Шине» или «Нефильме»: главный герой получает согласие продюсера, но при одном условии — Джейсон должен найти должный крик, который будет звучать во время смерти людей от волн телевизоров-убийц — на этой идее построено несколько смешных гэгов.

Сны и реальность перемешиваются и создают в этом синтезе причудливые сцены — у Квентина можно найти схожие приемы; в картине «На посту» (2018), по сюжету которого обычного, ничем не примечательного человека с именем Фугайн подозревают в убийстве мужчины. Во время допроса комиссара полиции Бурона герой вспоминает произошедшие события; в материю флешбэков вторгаются персонажи из настоящего — сам Бурон, видящий всё то, о чём рассказывает Фугайн, и нелепо умерший в полицейском участке одноглазый полицейский. Финальный сюжетный твист и вовсе сводит действие к театральной постановке — поднимаются декорации, зрители хлопают, а на сцену выходят все задействованные в фильме актёры. Если у Бунюэля сюрреализм сочетался с политическим, фрейдистским или классовым контекстом, то у Дюпьё он имеет развлекательную и юмористическую подоплеку. Так или иначе, француза с Бунюэлем роднит сочетание реальности и сна в сюжетах и повествовании.
«На посту», 2018
Последняя вышедшая на данный момент лента режиссёра «Оленья кожа» (2019) возвращает нас к теме «вещи-убийцы» и повествовательному минимализму. Картина может иметь несколько трактовок, каждая из которых будет правдивой постольку-поскольку. Это, одновременно, история человека, который сходит с ума от одиночества и непонимания миром, и автопортрет самого Дюпьё. Главный герой в исполнении оскароносного Жана Дюжардена покупает дорогую кожаную куртку и получает в подарок видеокамеру. Представляясь незнакомцам кинорежиссером и действительно задумав снять фильм, герой начинает разговаривать со своей курткой, а потом она начинает разговаривать с ним и предлагает уничтожить все куртки на Земле.

"Оленья кожа" привела Дюпьё к новому взгляду на свой кинематографический мир — если ранее Дюпьё намеренно играл со зрителем, утрировал и повышал уровень условности, то в последней работе он обращается к относительно реалистической истории о двинутом мужчине средних лет (напрашивается трактовка, отсылающая к кризису среднего возраста). К слову, фирменный юмор и забавные ситуации никуда не исчезли, что приводит француза к некоему магнум опусу в карьере и безупречной лаконичности.
«Оленья кожа», 2019

— Мне нравится этот маленький мир, в котором мы существуем с моими маленькими фильмами.

Квентин Дюпьё

Дюпьё не отрицает наличия небрежности в работе над некоторыми своими фильмов и утрированной глупости — по его же словам, есть разные подходы к созданию фильмов, и зачастую он просто хочет развлечься. Режиссируя собственные сценарии и делая к ним музыку, француз нередко выступает и оператором, например, в «Неправильных копах», или «Оленьей коже». Обретя множество поклонников по всему миру (того же Мэрилина Мэнсона), Квентин уже стал культовым автором, а его работы показывают на самых престижных кинофестивалях мира.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda