ВАСИЛИСА БОЛДЫШЕВА
17 СЕНТЯБРЯ 2019

ЗОРЯНА ХОРОБРАЯ: ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВИТСЯ СЛОЖНОЙ

Элита Клавиня, столкновение цивилизаций и эстетика деревни в новой заметке по мотивам показа «Послания к человеку»
Режиссер: Элита Клавиня
Страна: Латвия
Год: 2019

15 сентября на фестивале «Послание к человеку» состоялась международная премьера дебютного полнометражного документального фильма Элиты Клявини, журналистки и ведущей актрисы Нового Рижского театра Алвиса Херманиса. Изначальная задумка картины – документальное наблюдение за жизнью молодой девушки, ожидающей ребенка – получила более глубокое развитие. Как сказал куратор международного конкурса Алексей Медведев, «новичкам везёт». Начав снимать фильм о юных родителях, Элита стала свидетелем глубокой семейной драмы.

В самом начале фильма зритель становиться свидетелем самого интимного события - появления на свет второго сына Зоряны. Это ещё теснее сближает зрителя с героями. И потому – больнее воспринимается семейный раскол. Сначала молодой отец, а затем и Зоряна переезжают в Ригу, живут в общежитии и работают в Hesburger. Труд такого рода не менее изнурительный, чем деревенский; он, как сказала Элита, «высасывает кровь из работников». Зато в общежитии можно каждый день принимать душ. Мама Зоряны переживает из-за того, что дочь с её мужем становятся, по сути, городскими рабами. Когда же родители решают забрать в Ригу и детей, семейный конфликт усугубляется – мать отказывается обнять дочь на прощанье.

Для режиссера было важно запечатлеть столкновение двух цивилизаций, двух образов жизни. Хутор – красота природы, чистота среды и воля. Город – удобства, скученность и унификация жизни. И всё же, основная тема фильма – рождение новой семьи и преодоление жизненных трудностей.

Василиса Болдышева, автор «Кинотекстов» и этой заметки, побывала на специальном показе и пообщалась с Элитой.
Как Вы нашли героиню?
Я искала очень молодую девушку, ожидающую ребёнка. В наши дни юные матери – редкость. Услышав о Зоряне Хороброй, я подумала, что одно только её имя заслуживает целого фильма, а когда познакомилась с девушкой, стало ясно, что её надо снимать. Начинается фильм, и зрителей будто за руку вводят в тесный, жарко натопленный дом: Зоряна с мужем, её мама, кошки, собака, козы, маленький ребёнок и большой живот Зоряны. Эта дружная семья живет на хуторе, их источники существования – тяжелый труд по содержании коз и небольшое государственное пособие. Никаких удобств.
Есть ли у вас личный опыт сельской жизни?
Я не городская и до переезда в Ригу жила в деревне, доила коров и хорошо знакома с хуторской жизнью, эти съёмки были для меня приятным опытом возвращения в родную среду.
Сильно ли Вы как режиссёр влияли на нарратив? Как часто Вы говорили своим героям, что делать?
Возможно, Вы не поверите, но в этом фильме я не влияла на нарратив. Я очень долго снимала своих героев, они привыкли ко мне и не обращали внимания на камеру. Я просто очень долго наблюдала, и даже мой профессор в киношколе сказал, что ничего из этого не выйдет, так как это все какая-то медитация. Я просто ездила и что-то снимала. Так продолжалось довольно долго, и, казалось, никаких перемен не будет – только дети, кошки, собачки и все такое. Но мне интуиция говорила, что надо оставаться там. И события начали происходить сами – встал вопрос о Риге. Да, может быть, есть одна-две сцены, на которые я повлияла. Например, я знаю, что Зоряна играет на скрипке, поэтому я попросила, чтобы она сыграла. Она не хотела, но сделала это для меня. Но на нарратив в целом я не воздействовала. Даже когда герои увозили детей в Ригу, они не предупредили меня. Даже не знаю почему. Может, они не хотели, чтобы я снимала. Я узнала про это всего за 4 часа. У меня вечером был спектакль, и была сломана машина, так что пришлось очень быстро реагировать, чтобы отснять их отъезд. Так что это было для меня сюрпризом. Свою главную роль я видела в том, чтобы организовать готовый материал, который я снимала как игровой фильм. Я делала документальный фильм, но мне нравилось думать про героев как про актеров. Может, в этом и проявился мой актерский опыт.
В сцене отъезда и прощания, которая и без того смотрится очень тяжело, работает телевизор, идёт фильм «Старая, старая сказка», из которого доносятся слова: «палач у нас есть настоящий и, между прочим, очень хороший». Пытались ли Вы с помощью этих слов привнести социальную критику в фильм? Должен ли зритель соотносить что-то или кого-то с образом палача?
Я Вас разочарую, но в тот момент я не рассчитывала на создание особого смысла. Эта передача по телевизору шла случайно. Мне, конечно, очень нравится, что Вы находите в фильме больше смыслов, чем я вкладывала изначально. Но это может быть и так.

Редактор: Лена Черезова

Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Made on
Tilda