Цитируя меткое определение автора Живого Журнала, подписавшегося Unclezhorой: «На смену заигравшимся в своих эстетических исканиях представителям «нового фильма» пришли радикалы-отморозки, плевавшие на эстетическую красивость, равно как и на новаторство ради новаторства. Этим деятелям хотелось продемонстрировать все гнусности и мерзости, всю чернушную сторону жизни в социалистической Югославии. Кинуть свое злобное нонконформистское «fuck you» зажравшейся красной буржуазии».
Пока партийная корректура отошла на второй план, а правительство внимательно следило за съемками американских спагетти-вестернов на дешевых арендованных землях, несколько режиссеров, притворяясь приличными деятелями «новой волны», начинают снимать на студии «Неопланта» крайне негативистские, предельно странные картины (как говорится «в душу залез — там темный лес»). Но страннее самих картин было то, что шалость удалась — первые фильмы ЮЧВ широко прокатились по всей стране.
Их раскрыли и заклеймили «черными» позднее, взяв термин из отзывов официальных властей. Конечно же были репрессии — их фильмы клали на полку. Их лишили трибуны. Им угрожали тюрьмой, отчего многие были вынуждены мигрировать на запад. Но пока давайте поговорим о том, что же такого было в этих фильмах и кто их снимал.
Желимир Жилник — пионер Югославской «черной волны», вечный оппонент, поющий дифирамбы униженным и оскорбленным. Вот такая позиция — всегда против. Причем против всех. Мигрировав в Германию, он продолжил снимать фильмы, да так, что первый же был запрещен для показа и распространения. Он стал персоной нон-грата как в коммунистической Югославии, так и в демократической Германии.
«Ранние работы» — один из наиболее заметных на мировой арене и замеченных критиками фильм «черной волны» — он получил две премии Берлинского кинофестиваля 1969 года: Золотого медведя и Лучший фильм для молодeжной аудитории.
Фильм рассказывает историю небольшой группы молодых людей, что, начитавшись Маркса и Энгельса (они фигурируют в титрах как авторы диалогов), решают по толстовски «опроститься», то бишь отправиться в народ, дабы нести светлые идеи коммунизма. Они, как и группа идеологически настроенной молодежи в «Китаянке» Годара, аккумулируют в себе студенческое протестное течение 1968-го года. Примечательно, что Тито супротив всей элите поддержал протесты студентов.
«Ранние работы» изобилуют выразительными средствами на многих уровнях, но все они направлены на дискредитацию коммунистических идеалов. Все они прямые, бьющие кинокулаком по самому темечку, как и любые агитационные материалы. Например, в одной из сцен герой раз за разом снимает кофту, пока девушка рядом читает труды Карла Маркса — это демонстрирует бессмысленность бесконечно повторяющихся революционных лозунгов, что слышны отовсюду. Или совсем очевидное — лязгание цепей под аккомпанемент «Интернационала» обличает тиранию режима. Встречаются и совсем фарсовые моменты — когда герои декларируют красные идеи, пока коллективно испражняются.
В финале, потерпев поражение, юноши сжигают коктейлем Молотова свою подругу с символическим именем Югослава. Читайте между строк: коммунисты убили Югославию.