АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 24 НОЯБРЯ 2020

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР: НАПАДЕНИЕ=АТАКА

Двухчасовая работа Вонга Кар-Вая, созданная на основе поиска, изучения закрытых провинциальных школ кунг-фу, техник, а также жизни Китая

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР: НАПАДЕНИЕ=АТАКА

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 24.11.2020
Двухчасовая работа Вонга Кар-Вая, созданная на основе поиска, изучения закрытых провинциальных школ кунг-фу, техник, а также жизни Китая
ВЕЛИКИЙ МАСТЕР: НАПАДЕНИЕ=АТАКА
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 24.11.2020
Двухчасовая работа Вонга Кар-Вая, созданная на основе поиска, изучения закрытых провинциальных школ кунг-фу, техник, а также жизни Китая
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Вонг Кар-Вай
Страна: Гонконг, Китай
Год: 2013

Направление силы и энергии, сохранение спокойствия и чистоты принципов. Без лишних движений. Нападение = атака.

Так можно было бы описать открывающие кадры фильма «Великий Мастер» Вонга Кар-Вая. Впервые на экраны он вышел в 2013 году, — за готовой двухчасовой работой стоит долгая история поиска, изучения закрытых провинциальных школ кунг-фу, техник, а также жизнь страны. Жизнь Китая в период монархии, республики, Второй мировой и Гражданской войн.

«Великий Мастер» — это история про реального человека, который сумел сохранить и передать редкую технику стиля кунг-фу «Вин-Чун», художественный и одухотворенный рассказ о мастере китайских боевых искусств Ип Мане.
Идея создания фильма про Ип Мана у режиссера появилась в 1999 году, но для кунг-фу в сердце Кар-Вая всегда был отведен не маленький уголок, а целая уютная комнатка. До того как Кар-Вай начал работать над созданием фильма «Великий Мастер», о боевых искусствах он знал только в теории. Затем началось трехгодичное путешествие по китайским провинциям и знакомство с настоящими великими мастерами. Однако главное место в сюжете занимает один мастер — Ип Ман. Тем, кто интересуется кунг-фу, он наиболее известен как учитель Брюса Ли, а для самих китайцев, постигающих «искусство смерти», как владыка уникальной техники «Ви-Чун».

Именно Ип Ман в свое время открыл это учение широкому кругу поклонников кунг-фу. Ранее стиль «Вин-Чун», как и многие другие, передавались в виде титула — по наследию, от мастера одной школы — ученику. Ип Ман начал обучать боевому искусству в возрасте 56 лет. Без средств к существованию он все еще оставлял за собой право отбирать учеников. Он придерживался следующего принципа — сложно найти хорошего учителя, но еще труднее учителю найти хорошего ученика. В 1972 году Ип Ман тяжело заболевает и в последние дни жизни записывает основные движения «Вин-Чун» как дар будущим поколениям. Именно эту документальную съемку обнаруживает режиссер и начинает продумывать план съемок.
В «Великом Мастере» отображены главные принципы кунг-фу. Это не настольное видео для практики. Фильм не поможет научиться смертельно опасным приемам, но откроет портал в понимание, что за каждым движением стоит целая философия, постигнув которую, для ученика открывается невообразимая сила «Вин-Чун». Мы же, зрители, можем прикоснуться к сложному учению, наполненному загадками и предсказаниями через тонкое видение Вонга Кар-Вая. Даже ничего не понимая в боевых искусствах, не зная исторических перипетий Китая и не интересуясь философией кунг-фу, сидящий в темном зале кинотеатра сможет постигнуть гармонию через свет, тишину, медленно падающие хлопья снега и долгие многозначительные взгляды главной героини — Чжан Цзыи. Камера не отрывается от ее лица так долго, как это возможно, чтобы соблюсти рамки камерных приличий, дать насладиться зрителю (режиссеру) ее красотой и вновь продолжить борьбу.

Теперь, после погружения в бэкграунд «Великого Мастера», можно рассказать и о фабуле. 1930-й год. Мастера кунг-фу грезят об объединение всех школ и направлений кунг-фу в одну. План рушат война, голод и неустанная смена режима. А тут еще и любовная линия вырисовывается: дочь мастера с севера влюбляется в одного из мастеров с юга. Техника «64 ладони», искусная борьба между ними, которая больше напоминает беспечный полет птиц и месть, овладевающая героиней и не дающая ей покоя.
Так нам открывается еще и метафорическая борьба человека. Разумеется, с самим собой. И если девушке удается выиграть бой и получить заветное отмщение, то покоя и победы в жизни она так и не обретает.

В одной из сцен фильма перед нами предстает молодой человек, наблюдающий за таинством обучению боевому искусству. С мальчишкой можно сравнить Вонга Кар-Вая и нас, зрителей, пытающихся разобраться в сложной и глубинной философии учения. Если не получится понять двусмысленные изъяснения героев в фильме — не страшно. «Великим мастером» можно наслаждаться как картиной в художественной галерее и покинуть кинотеатр чуть более возвышенным, чем до просмотра.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda