геннадий гусев | 31 ДЕКАБРЯ 2019

ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ: ОБАЯТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ

Поиски счастья, миф об американской мечте и повседневная утопия в культовой рождественской трагикомедии Фрэнка Капры

ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ: ОБАЯТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 31.12.2019
Поиски счастья, миф об американской мечте и повседневная утопия в культовой рождественской трагикомедии Фрэнка Капры
ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ: ОБАЯТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 31.12.2019
Поиски счастья, миф об американской мечте и повседневная утопия в культовой рождественской трагикомедии Фрэнка Капры
– Тот, у кого есть друзья, уже многого добился в жизни.
Из фильма «Эта замечательная жизнь»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Фрэнк Капра
Страна: США
Год: 1947


Один из величайших актёров в истории кино Джеймс Стюарт создал на экране ряд запоминающихся образов. Критики уважают его за недотёпу-идеалиста из фильма «Мистер Смит едет в Вашингтон» и обаятельного юродивого из ленты «Харви», а зрители любят за наивного романтика Джорджа Бейли из постановки Фрэнка Капры «Эта прекрасная жизнь».

Картина автора «Потерянный горизонт» является экранизацией повести Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок», которая рассказывала об одном из жителей Бедфорда, из-за многочисленных неприятностей решившего покончить жизнь самоубийством, но в самый последний момент увидевшего ангела-хранителя, который и спасает мужчине жизнь. Затем божественное существо показывает, что было бы с близкими и друзьями Джорджа Бейли, если бы тот не родился.

Фильм существенно расширил оригинальную историю, а также наделил её новыми смыслами. Но как так получилось, что вполне себе ординарная история благочестивого гражданина, образцового сына и брата, а также примерного семьянина превратилась в поучительную, многовариантную постановку о цене счастья?
Во-первых, первооснова произведения Капры – миф об американской мечте. США – страна иммигрантов, переплывших Атлантический океан в поисках лучшей жизни и равных возможностей. Право на личное счастье, свободу предпринимательства, мысли и творчества с неизменным символом в виде Статуи Свободы всегда почиталось на родине Уолта Уитмена и Авраама Линкольна.

«Эта замечательная жизнь» воспевает духовные и материальные ценности жителей Соединённых Штатов Америки. Демонстрируя взаимоотношения героев в форме обаятельной социальной утопии, создатели вводят в повествование ангела-хранителя главного героя (забавный Генри Треверс) и меняют мелодраматический тон повествования на комедийно-трагический. Противопоставляя доброй сказке суровую реальность, история упрощается, в абсолют возводятся условности и допущения.

Персонажи второго плана – многочисленные друзья и знакомые мистера Бейли – оказываются марионетками в руках кукловодов, а неожиданные сюжетные повороты выглядят самыми настоящими роялями в кустах. Но что бы смотрелось неуместно в ленте с прозаическим сюжетом о сложностях семейных отношений, выглядит вполне оправданно в полотне, где смелая фантазия вмешивается в привычное течение жизни. Потому и волшебство, опускающееся на Землю в финальной трети ленты – вовсе не искусственно встроенная в сюжетную канву деталь, а полноценная часть истории героя Джеймса Стюарта.

Во-вторых, родившийся на Сицилии и эмигрировавший в США в возрасте шести лет Капра в «Этой замечательной жизни» разработал не только смысловую, но и идеологическую составляющую истории. Введённый в 1930-м году кодекс Хейса, утвердивший в кино ряд запретительных мер нравственного характера, способствовал такому подходу постановщика.
Религиозные мотивы – заботящийся о своих детях-людях всевидящий Бог – смешиваются в постановке с темами семьи, любви и социального неравенства, а сама история приобретает черты эксцентрической комедии – сказывается предыдущий опыт кинематографиста. Режиссёр, в начале 20-х работавший с Маком Сеннетом и сделавший Гарри Лэнгдона всенародно любимым комиком, привнёс в постановку юмор – сдержанный и уместный.

Но работа Фрэнка Капры так сильно запомнилась его современникам и последующим поколениям зрителей не только потому, что следовала правилам классического Голливуда. Как ни удивительно, «Эта замечательная жизнь» игнорировала некоторые постулаты кинопроизводства того времени. Драма мечтателя Джорджа Бейли, у которого вроде бы есть всё, о чём можно мечтать – красавица-жена Мэри (Донна Рид), четверо детей, своё дело и частный дом – начинается тогда, когда в его голове появляются сомнения.

Тотальное несовпадение умозрительного идеала и сказочной действительности приводит к потрясающему и в то же время простому открытию: счастье – не то, что рисуешь в своём воображении, а то, что видишь каждый день. Это умение радоваться восходу и заходу солнца, не переключаясь на тоску, отчаяние, злость и апатию.
Колебания героя в условиях утопического мира – вот одна из главных особенностей этой жизнеутверждающей истории. Перефразируя одну отечественную песню, про картину Фрэнка Капры можно сказать: «Так не бывает в жизни, пусть будет хотя бы в фильме».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda