ВАЛЕРИЯ КАРПОВА
12 МАРТА 2020

ОЧЕНЬ ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ: РЕШЕНИЕ ЗА СКОБКАМИ

Альманах «женского кино», посвященного размышлением об отношениях женщин друг с другом и мужчинами вчера, сегодня и завтра
Страна: Россия
Год: 2020


«Очень женские истории» — сборник из пяти новелл, исследующих женский мир, в котором мужчина в играет второстепенную роль. Во всех историях их авторы разгадывают заковыристый кроссворд женского счастья и ищут ответ на сакраментальный вопрос «чего хочет женщина?». Но в первую очередь, фильм посвящен взаимоотношениям женщин в различных заданных условиях. По словам создателей картины, мужчина в кадре — не более, чем реквизит: когда на поле боя выходят две женщины, они становятся сильнее мужчины и разыгрывают свою собственную партию без участия противоположного пола.
ФИГУРА ПЕРВАЯ: СОПЕРНИЦЫ
Эта тема препарируется сразу в двух частях альманаха, позволяя рассмотреть ее со всех сторон. В «Уроке рисования для взрослых» Лики Ятковской жена решает подружиться с любовницей. Сюжет не новый и многократно вдоль и поперек использованный, но «о любви так много песен сложено, я спою тебе еще одну». Что побудило обманутую Веру в исполнении Любови Толкалиной сблизиться с юной Любой (Лукерья Ильяшенко)? Конечно же, обыкновенное любопытство, необыкновенная ревность и главное — жажда мести: изящной, филигранно выверенной и означающей окончательную победу. Где же во всей этой истории мужчина? За кадром и за скобками. Ни одна из героинь большой и искренней любви к изменнику не питает — одна прожигает молодость, а другая лелеет уязвленное самолюбие. Борьба здесь разворачивается не за Казанову средних лет, а за чувство собственного достоинства.

«Выставка» Анны Сарухановой также сталкивает лбами двух соперниц: девушку, от которой ушли и ту, к которой ушли. Опять же: кто именно ушел — не представляет большого значения. Полина Виторган и Анфиса Черных помещены в контекст мира современного искусства, где живые инсталляции замирают в причудливых позах посреди голого бетона и неоновой подсветки. А вот так замерев на четверть часа в обнимку с той, с которой не хотелось бы находиться даже в пределах одного города, хочешь — не хочешь, а разговор завяжешь. А там вдруг выяснится, что делить вам давно нечего и незачем. А если так, то есть ли смысл продолжать вражду? Не лучше ли улыбнуться друг другу и отправиться на непринужденную прогулку под летним дождем? Именно к такому решению и пришли героини фильма, объявив этим единственный в сборнике хэппи-энд.
ФИГУРА ВТОРАЯ: ПОДРУГИ
Единственный мужчина в режиссерском составе «Очень женских историй», Антон Бильжо, представил свой взгляд на женскую дружбу в короткометражке «Стиралка». В понимании режиссера дружба эта безотказна, бесконечна, неразумна и состоит преимущественно из необоснованной жертвенности. Подруга (Анна Слю) хочет развлечься, переходя все грани разумного и подвергая близкого человека угрозе изнасилования просто от скуки и сумасбродства? А ну и что с того, настоящий друг все стерпит (зачем?), простит и быстро придет в былую норму с помощью пары бокалов красного и утренней медитации. Есть ли в этой истории мужчина? Конечно, в образе амебы. Он занят исключительно своими проблемами, жену воспринимает в качестве предмета мебели и о чувствах ее нисколько не заботится. Впрочем, возникает вопрос: а есть ли чувства у героини в исполнении Дианы Дэлль? По крайней мере, в кадре ее невозмутимое, ничего не выражающее лицо, ни разу не искажается даже тенью какой-либо эмоции.
ФИГУРА ТРЕТЬЯ: СЕСТРЫ
С этой истории Наташи Меркуловой и родилась идея всего фильма, части которого были сняты в разное время и по признаку «женского» кино соединены в одно целое. Короткометражка получилась очень честная, без надуманных проблем и вымученных деталей, с пронзительной актерской игрой Виктории Толстогановой и Виктории Исаковой. Сюжет предельно прост: младшая сестра злоупотребляет алкоголем и пускается во все тяжкие, а старшая сестра самоотверженно пытается остановить несущийся под откос поезд. Между ними когда-то была настоящая близость, тепло и вагон общих воспоминаний, но в настоящем остались только взаимные обиды и непробиваемая стена непонимания. Их больше не объединяет фамилия, одна кровь, отчаянное желание помочь и спасти, продиктованное, правда, не столько неизбывной любовью, сколько чувством вины — единственное, что у них осталось. Дескать, на правах старшей сестры не уберегла, как когда-то в детстве бросила одну на улице наедине со страшной поливальной машиной, так и теперь вновь проиграла близкого человека бездушной бутылке. Но пока в стеклянных глазах спивающейся сестры еще можно разглядеть что-то родное, сражение за ее жизнь и душу не окончено, а там, кто знает: вдруг, любовь победит?
ФИГУРА ЧЕТВЕРТАЯ: ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ
«Эс как доллар, точка, джи» Оксаны Михеевой выбивается из общего повествования хотя бы тем, что предлагает в духе «Черного зеркала» пофантазировать о возможном скором будущем, в котором можно будет выбрать себе мужа в МФЦ. Мужчины, которым во всех остальных частях альманаха были предложены роли молчаливых, равнодушных и, в целом, картонных персонажей, в этой зарисовке окончательно утвердили свои скромные позиции. Мужчина будущего в ленте — это бесправный товарищ, помещенный в специальную картотеку и сдаваемый в аренду на определенный срок с определенными условиями. Всех подмяла под себя бездушная система, один из винтиков которой олицетворяет героиня Кристины Бабушкиной, а Анна Михалкова, потерпев фиаско в попытке борьбы за любовь, решает, что месть — дело благородное, а для достижения ее — все средства хороши. Картина получилась забавная и ненавязчиво заставляющая задуматься о современных отношениях между мужчиной и женщиной. Правда, вызывают вопросы некоторые детали, не получившие никакого объяснения или развития в сюжете. Например, почему в нашем альтернативном будущем все женщины закутаны в платки? Нужно ли здесь искать некий религиозный подтекст или это не более чем безобидный авторский каприз? Впрочем, по словам авторов картины, этот момент должен был указать на наше ближайшее будущее, в котором влияние восточного мира достигло своего апогея.
Существует тест Бекдел, посвященный гендерной предвзятости, исходя из которого произведение должно содержать в себе не менее двух женских персонажей, названных по именам, которые беседуют о чем-либо, помимо мужчин. В таком случае, «Очень женские истории» — кино, в котором название как нельзя лучше раскрывает суть. Это фильм про женщин и для женщин, где мужчины в кадре исполняют роль декораций, а за кадром служат лишь источником проблем.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda