олег прекраснов | 1 АВГУСТА 2019

НУАР ПО БИЛЛИ УАЙЛДЕРУ

Посвящение классику золотой поры Голливуда и его трактовке фильмов-нуар с роковыми красотками, неповторимым стилем и детективными сюжетами
НУАР ПО БИЛЛИ УАЙЛДЕРУ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 02.08.2019
Посвящение классику золотой поры Голливуда и его трактовке фильмов-нуар с роковыми красотками, неповторимым стилем и детективными сюжетами
НУАР ПО БИЛЛИ УАЙЛДЕРУ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 02.08.2019
Посвящение классику золотой поры Голливуда и его трактовке фильмов-нуар с роковыми красотками, неповторимым стилем и детективными сюжетами
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Одержимые, циничные, зависимые от обстоятельств, денег, славы или роковых женщин – таковы герои фильмов и литературы в стиле «нуар». В кинематографическое направление вклад внесли многие режиссёры – Джон Хьюстон, Роберт Сиодмак и даже маэстро Альфред Хичкок, но одним из самых важных является Билли Уайлдер – американский постановщик и автор «В джазе только девушки». С середины 40-х до начала 50-х он снимал картины, которые либо стали эталоном «нуара», либо же развивали и расширяли этот стиль, отходя от клише в виде детективов в шляпах и опасных красоток.
Билли Уайлдер (1906-2002 гг.)
ОБРАЗЦОВАЯ ЭКРАНИЗАЦИЯ
Уайлдер – человек незаурядный: родился в Европе, а когда к власти в Германии пришли нацисты – перебрался в США, где вёл бедный образ жизни и не знал английского языка. Чтобы прокормить себя, он начал писать сценарии к комедиям и грезил о том, что когда-нибудь поставит свой собственный фильм. Мечты начали сбываться: несколько историй, написанных Уайлдером и Ко, стали хитами, а сам он получил возможность заняться режиссурой. Поставив комедию «Майор и малютка» и военный «Пять гробниц по пути в Каир», в 1944 году Уайлдер экранизировал повесть американского писателя Джеймса Кейна под названием «Двойная страховка», рассказывающую о страховом агенте Уолтере Неффе. По сюжету Уолтер влюбляется в замужнюю роковую красотку Филлис Дитрихсон (Барбара Стэнвик) и, не представляя, в какую паутину хитросплетений попадёт, принимает опасное предложение – убить её мужа ради получения денег за страховку.

«Двойная страховка» стала образцовым «чёрным» фильмом со всеми классическими составляющими, характерными для данного рода картин: циничным главным героем, атмосферой постоянной ночи с играющими в кадрах светом и тенью, женщиной-вамп и острым, как козырёк, сюжетом. Безобидное деловое общение между Уолтером и Филлис в начале истории приводит к хладнокровному убийству; фильм постепенно превращается в мрачный психологический триллер, напряженную игру со зрителем – у Филлис на деньги от страховки есть свои планы, а близкий друг Уолтера, страховой детектив Бартон Киз (Эдвард Робинсон) начинает что-то подозревать. Примечательно, что вместе с Уайлдером адаптацией повести занимался Рэймонд Чандлер – известный автор «крутых» детективных романов и киносценариев, по которым также снимались фильмы-нуар – «Глубокий сон», «Убийство, моя милая», и др.
«Двойная страховка» (1944)
ПО НИСХОДЯЩЕЙ К НУАРУ
Одна из особенностей кинолент Уайлдера и его нуаров в частности – прописанные до мелочей персонажи: как главные, так и второстепенные. Будь то Уолтер, Филлис или детектив Бартон – все говорят не то, что думают, и являются не теми, кем кажутся. Главный герой следующей картины Уайлдера – «Потерянный уикэнд» (1945) – писатель-алкоголик Дон Бирнэм (Рэй Милланд). В попытках написать хотя бы пару строчек для своего романа под символичным названием «Бутылка», Дон то напивается в баре, то ищет заначки с выпивкой; просит денег в долг и портит отношения со своими близкими – девушкой Хелен (Джейн Уайман) и братом Виком (Филлип Терри). Алкоголизм по ходу действия истории низводит персонажа Рэя Милланда в ад. Собственно, эта нисходящая спираль и позволяет причислить ленту к нуару, пусть в истории нет ни детективов, ни убийств, ни опасных красоток – вместо этого в наличии сложный герой и, одновременно, антагонист самому себе. Образ персонажа отчасти списан с Рэймонда Чандлера – вышеупомянутого автора крутых детективов и со-сценариста «Двойной страховки», имевшего в то время зависимость от алкоголя.

К слову, о зависимостях: важная черта «чёрных» фильмов американского постановщика – его главные герои всегда зависимы от чего-то, и это что-то, в итоге, приводит персонажа либо в тупик, либо к смерти. Уолтер Нефф (в романе Несс) в «Двойной страховке» попадает в сети Филлис и становится марионеткой в её игре. Дон Бирнэм не может справиться с тягой к алкоголю и рушит жизнь не только себе, но и окружающим людям. Главный герой «Сансет Бульвара» (1950) – молодой сценарист Джо Гиллис (Уильям Холден), стремящийся покорить Голливуд – страдает от нехватки денег и отсутствия работы. Скрываясь от кредиторов, он случайно заезжает во двор огромного особняка, принадлежащий популярной в прошлом, но забытой в настоящем актрисе Норме Десмонд (Глория Свенсон).
«Потерянный уикэнд» (1945)
РОКОВАЯ КРАСОТКА ЭПОХИ КИНЕМО
Норма – тираничная и властная женщина, живущая в своём мире – мире, где она по-прежнему кумир миллионов, где ей пишут письма поклонники. По факту же Джо становится заложником в тюрьме надзирательницы Нормы – она хочет сыграть главную роль в сценарии, который и должен написать Джо в обмен на роскошь, деньги и компанию актрисы. Главный герой картины становится зависимым от того комфорта, которым его обеспечивает персонаж Глории Свенсон, и даже любовное влечение к девушке-редактору Бетти (Нэнси Олсон), кажется, не способно вытащить его из лап ополоумевшей Нормы. Уайлдер вновь расширил рамки того, что можно назвать «нуаром» – «Сансет Бульвар» является драмеди об отношениях неудачливого сценариста и стареющей кинозвезды.

Сценаристы без работы, музыканты без издателя – таков Голливуд в «Сансет Бульваре», написанный Уайлдером кино-мазками. Критика светского общества; изображение знаменитостей, ведущих жалкое существование на заре своей карьеры и жизни – составляющие картины, получившей три «Оскара» из одиннадцати номинаций.

Критике подверглись и СМИ в ленте «Туз в рукаве» (1951), повествующей о журналисте Чаке Тейтуме (Отец Майкла Дугласа – Кирк Дуглас). Узнав о том, что в индейской пещере застрял человек, он раздувает из этого сенсацию и цинично оттягивает начало спасительной операции в надежде сорвать больший куш. К тёмному делу подключается и жена застрявшего Лоррейн (Джан Стерлинг).
— Я подумал об Арти Грине, в его квартире на Лас-Пальмас наверняка шла шумная вечеринка. Писатели без работы, композиторы без издателя, юные актрисы, верившие парням на кастингах, ребята, которые просто веселились.
Из фильма «Сансет Бульвар»
«Сансет Бульвар» (1950)
ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ
Главный герой Чак Тейтум – герой и антигерой в одном лице. Когда лежащий под завалом человек заболевает пневмонией, к журналисту взывает голос совести, но делает это слишком поздно – как для лежащего под камнями, так и для главного персонажа. Корысть, подлость и цинизм мира СМИ в лице Чака раскрываются режиссёром (а Билли Уайлдер в юности сам работал журналистом) на фоне трагедии человека, попавшего в беду.

Американский постановщик закрепил за собой репутацию как мастера комедийных фильмов, так и мрачных, трагических, «нуарных» картин о тёмных сторонах человеческой души. После «Двойной страховки», в которой закрепились многие из клише «нуара», например, роковая красотка, Билли Уайлдер постепенно отходил от стереотипов данного стиля. Он создавал картины о простых людях с непростым характером, будь то алкоголик-писатель Дон, или сходящая с ума бывшая кинозвезда Норма.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda