АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ | 18 НОЯБРЯ 2019

ДИКИЕ СЕРДЦЕМ:
БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ

Путешествие по Америке как побег от конформизма навстречу иллюзорной свободе в контексте радикальной жестокости

ДИКИЕ СЕРДЦЕМ: БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ

АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ | 18.11.2019
Путешествие по Америке как побег от конформизма навстречу иллюзорной свободе в контексте радикальной жестокости
ДИКИЕ СЕРДЦЕМ: БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ
АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ | 18.11.2019
Путешествие по Америке как побег от конформизма навстречу иллюзорной свободе в контексте радикальной жестокости
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Дэвид Линч
Страна: США
Год: 1990


В 1990-м Линч еще не придумал Красную комнату, но уже был принят в ряды главных режиссеров своего времени, получив Пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале («худшая вещь, которая с ним когда-либо случалась», – смеясь, прокомментировал свою победу режиссер в беседе с Крисом Родли). Однако это было после, а до – свободолюбивые и счастливые Бонни и Клайд Сэйлор и Лула сбегали в небольшое путешествие по Америке.
НАЧАЛО
После выхода в прокат провальной «Дюны», сложноадаптируемого чуждого Линчу текста, американский режиссер вновь решил рискнуть. В этот раз основой для будущего сценария стало произведение Барри Гиффорда «Дикие сердцем». «Я увидел в этом очень современную любовную историю, картину о том, как находят любовь в аду» – сказал Линч журналистам на пресс-конференции.

По сюжету Сэйлор попадает в тюрьму за «убийство по неосторожности» нанятого матерью Лулы бандита. Когда его освобождают по условно-досрочному, он встречается с девушкой, и они решают бежать в Калифорнию, преследуемые вновь нанятыми Мариэттой гангстерами.

Так как раньше американские независимые режиссеры считали тему насилия интересной только для больших студий и крупных компаний, то на предварительных показах картину Линча посчитали слишком радикальной из-за гротескного отражения реальности и чрезмерной демонстрации жестокости. Режиссер, в свою очередь, заявил, что странным является сам мир, и все необычные вещи в фильме обусловлены странностями реальной жизни. Позже многие кинокритики отмечали, что картина наполнена тогдашней лос-анджелесской атмосферой: социальные, экономические и идеологические проблемы накалились до предела и вылились в массовые беспорядки в 1992 году, спровоцированные избиением полицейскими афроамериканца Родни Кинга.
На съемках фильма «Дикие сердцем»
КОРЕННОЙ АМЕРИКАНЕЦ
Дэвид Линч знаком зрителю по умению насыщать свои работы предметами американской культуры – вспомним вишневый пирог и чашечку «чертовски вкусного кофе» в придорожном кафе, n-ое количество сигарет, нещадно выкуриваемых героями, стильные вещи любимых пятидесятых или любовные заигрывания с классикой жанра.

В конце 50-х признания достигло бит-поколение (наиболее яркие его представители – писатели Уильям Берроуз, Джек Керуак, и поэт Алан Гинзберг), отвергавшее устоявшиеся моральные ценности и игнорировавшее навязанные обществом поведенческие установки. Побег от конформизма, культ свободы и бродяжничества стали ориентиром не только для героев литературных произведений, но и для большинства молодых американцев.

В 60-х герои-бунтари проникли и в кинематограф: так, появились знаменитые «Бонни и Клайд» Артура Пенна, утвердившие в американском кино «жестокость, секс и шок свободы», и «Беспечный ездок» Дэниса Хоппера – главный представитель жанра роуд-муви.

И когда, казалось бы, лучшее дорожное приключение в кино уже создано, а картина «Бонни и Клайд» внесена в Национальный реестр фильмов США, Дэвид Линч смешивает жанры и формы и изобретает нечто совершенно новое. В основе сюжета – излюбленный режиссером мотив дороги и дорожного приключения в традиции роуд-муви. Из мелодрамы сюда перекочевали главные герои – безумно влюбленная друг в друга экстравагантная пара и их история, завершающаяся хэппи-эндом под романтичную балладу «Love Me Tender» Элвиса Пресли в исполнении Сэйлора. А еще есть криминал с жуткой и смешной сценой ограбления банка, черный юмор, драматичное убийство и волшебная сказка. Кстати, о сказке…
ЭЛЛИ И КРАСНЫЕ ТУФЕЛЬКИ
Любимая сказка Линча, по его же словам, – «Волшебник в стране Оз». Отсылки к произведению Фрэнка Баума и фильму Виктора Флеминга можно заметить еще в «Синем бархате (имя femme fatale – Дороти) и далее – в «Диких сердцем», где сказочные элементы вплетаются в нить повествования. Мать Лулы, очевидно, прототип злой ведьмы Запада, следит за передвижениями героев то через волшебный шар, как бы преследуя их на метле. Лула, как и Элли, щелкает каблуками своих красных туфлей, когда к ней приходит Боби Перу, а затем выливает воду на фотографию матери, чтобы та исчезла. В финале Сэйлору видится Добрая фея, призывающая его «не отворачиваться от любви». Все это, по словам режиссера, оправдано, ведь «мир, в котором действуют герои фильма, необыкновенно жесток, и было нечто красивое в образе Сейлора — бунтаря, в сердце которого живет мечта о «Волшебнике страны Оз», и в том, что у главных героев эта мечта общая» (из книги «Дэвид Линч. Беседы с Крисом Родли»). А еще Сэйлор и Лула знают толк в моде.
СТИЛЬ
Эми Стофски работала с Линчем над созданием костюмов для двух картин: «Малхолланд драйв» и «Диких сердцем». Вторая стала для художницы дебютом. Пышные прически, яркий макияж, ногти, окрашенные в ядовитые оттенки, аксессуары и одежда (лосины, кожаные топы, кружевные комбинации, платья с рукавами-фонариками, и наконец, символ фильма – пиджак из змеиной кожи) – все это неизменные атрибуты 80-х в Америке. Отсылкой к вестернам служат ковбойские шляпы, сапоги со шпорами и ковбойские рубашки.

В цветовой палитре преобладает кроваво-красный (губы, ногти и туфли Лулы, губная помада Мариэтты, красный светофильтр в сценах секса, подсветка в клубе). Коралловый встречается на ногтях и банте Мариэтты, на стрингах Лулы в ночном клубе и платье в барных сценах. Противопоставлен им глубокий синий (для Линча в принципе характерно взаимодействие красного и синего) (рубашка Сэйлора, платье Мариэтты и певицы кабаре в Новом Орлеане) и оттенки желтого в световых фильтрах, символически наполненных сверхрупных планах горящей спички. Огонь играет важную роль в отношениях Сэйлора и Лулы, а спички являются тем элементом, который одновременное и объединяет и угрожает разрушить их любовь.

Продуманный Линчем и Стофски стиль «Диких сердцем» впоследствии найдет отражение и в других работах мастера, в частности сериале «Твин-Пикс» и фильме «Малхолланд Драйв».
В итоге у Дэвида Линча получилась собственная волшебная сказка о безумно влюбленных и диких сердцем Сэйлоре и Луле. Утвердив свой стиль в кинематографе, режиссер стал любопытным открытием для многих кинокритиков и поклонников кино во всем мире. Способность экспериментировать с жанрами, формами, создавать кинематографический язык со своей символикой внесли Линча в ряды создателей авторского кино и главных представителей постмодернизма, а заигрывание со спецификой американской культуры, использование в сюжетах актуальной проблематики сделали из него любимца зрителей. Не зря в 2018 году в Оксфордский словарь внесли термин «lynchian» - характерный для кинематографа Линча, напоминающий его или подражающий ему.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda