АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 9 августа 2021

ПОЧЕМУ МЫ КРЕАТИВНЫ?: ВОПРОСЫ ДЛЯ СОРОКОНОЖЕК

Типичное документальное кино с говорящими головами, где объектом становится даже не само явление креативности, а каждый из спикеров в отдельности

ПОЧЕМУ МЫ КРЕАТИВНЫ?: ВОПРОСЫ ДЛЯ СОРОКОНОЖЕК

АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 09.08.2021
Типичное документальное кино с говорящими головами, где объектом становится даже не само явление креативности, а каждый из спикеров в отдельности
ПОЧЕМУ МЫ КРЕАТИВНЫ?: ВОПРОСЫ ДЛЯ СОРОКОНОЖЕК
АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 09.08.2021
Типичное документальное кино с говорящими головами, где объектом становится даже не само явление креативности, а каждый из спикеров в отдельности
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Герман Васке
Страна: Германия
Год: 2018

Для фильма «Почему мы креативны?» Герман Васке собрал внушительную армаду спикеров, потратив на это порядка 30 лет и устроив 101 интервью. Началось все далеко не прозаично — вопрос возник в голове засмотревшегося на звезды режиссера в ходе разговора с креативным директором Saatchi & Saatchi Полом Арденом. Кому как не ему знать, откуда берется это интеллектуальное новаторство. Однако Пол не ответил, а лишь направил Германа в длинное путешествие, которое закончилось довольно неожиданно. По крайней мере благодаря монтажу в рамках получившегося фильма.
«Почему мы креативны?» — типичное документальное кино с говорящими головами, где объектом становится даже не само явление креативности, а каждый из спикеров в отдельности. В момент беседы с Васке им необходимо немного уйти в астрал и посмотреть на себя со стороны, потому что многих вопрос сбивает с толку. Квентин Тарантино не сформулировал ответ с ходу, хотя, казалось бы, он мог сказать о своем юношеском пристрастии — просмотре кино во время работы в DVD-прокате. А китайский современный художник Ай Вэйвэй затруднился запечатлеть свою креативность на листе бумаги (традиционное задание Васке для интервьюируемых) — он лишь зачеркнул свое имя длинной линией, а затем еще одной, оставив таким образом автограф.

К единому знаменателю более ста звездных гостей фильма не подошли. В какой-то момент Васке даже признает: что ж, стало быть причин креативности столько же, сколько креативных людей. Однако стоит отдать ему должное — такое огромное количество разнообразных ответов режиссер смог сложить в кино с цельным нарративом, где скачки во времени и по Земному шару — лишь издержки деятельности. К слову, тоже креативной.

Интересное размышление, хотя и будто бы самое базовое, до которого никто не добрался, подарил фильму Далай-лама XIV: «Я — живое существо. Мой мозг всегда активен, а значит, я не могу остановить процесс креативности». Каждый из нас имеет воображение, следовательно, у всех из нас есть эта способность. Именно поэтому человек развивается быстрее, чем другие млекопитающие — конечно, не без ошибок, местами даже фатальных, но факт остается фактом.
Подобравшись к вопросу веры с упоминанием духовного лидера тибетского народа, можно вспомнить и ответы музыкантов — Дэвида Боуи, Ника Кейва и Боно U2 — их мысли о духовности. Первый рассказал историю из детства об увлечении буддизмом. Не будь рядом с ним мудрого религиозного человека, который видел настоящую страсть юного Дэвида, мир потерял бы львиную долю музыкальной и киноистории. Режиссер Вим Вендерс тоже уверен — духовность есть огромное поле для креативности. При этом он цитирует фразу нынешнего Папы Римского Франциска, которая распространяется не только на верующих: «Художник — апостол красоты. Каждый из нас художник». Красиво? Еще бы.

Мы креативны из-за сидящего в нас и обществе страха смерти, из-за сковывающих нас по рукам и ногам лицемерной политики, дискомфорта в жизни и неприятной реальности в целом. Мы творим, потому что хотим взрастить идею от зернышка до полноценной культуры, ощущаем свою и чужую сексуальность, устаем от скучной монотонной работы или мечтаем быть понятыми.

Однако это лишь моменты, когда креативность проявляется, — многие из спикеров уверены, что она сидит в нас с рождения. Показателен пример художника-сюрреалиста Джо Коулмана. Он и другие дети в его семье имели идентичное воспитание и жили по одному и тому же адресу — увлечение Коулмана дуальностью началось с палиндромов: даты его рождения (22.11.1955) и номера дома (99). При этом только Джо обладает той степенью креативности, которая позволила ему стать успешным в области искусства. С ним согласен уже упомянутый Квентин Тарантино, который позже вернулся к Васке с ответом: «Мы рождаемся со способностью делать некоторые вещи лучше остальных».

Искать ответ можно еще на минимум пяти страницах текста, но вариант послушать самостоятельно доводы признанных мастеров в своих сферах куда более хорош. Интересно в том числе посмотреть, как они выуживают из чертогов правильный только для самих себя ответ: изучить их задумчивые лица, заметить тотальное отсутствие мимики на несколько секунд, пока они ищут основу своего вдохновения, а затем наблюдать за жестами и теми выражениями, которые они используют. Кто-то выдает пафосные слова, описывая свою музу, а кто-то, напротив, говорит: «Если бы я не занималась тем, чем я занимаюсь, то давно оказалась бы в тюрьме».
Несмотря на то, что некоторые из ответов имеют общую почву и идут как бы блоками, умело соединенными Васке, увлекает именно их непохожесть. Однако есть один момент, который уравнивает всех. Как заявил Михаэль Ханеке, креативным людям не стоит задавать вопрос, с которым режиссер бегает от одной звезды к другой, потому что он их сломает. Как если у сороконожки спросить, как она идет — та мгновенно запутается в своих конечностях, как только начнет об этом думать.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda