Пожалуй, первое, о чем подумает взрослый человек, читавший дневник или хоть что-то слышавший об этой истории — как долго Китти удастся скрываться от знания, что случилось с Анной, ведь «заспойлерить» фильм внутри его же сеттинга очень легко. Так что неловкие уловки сценария в попытке скрыть судьбу жителей убежища от Китти, которая вырывается не только за пределы дневника, но и на улицы Амстердама, выглядят натянутыми и неестественными. В конце концов, все расскажет библиотекарша, и вопрос возникнет только, почему это произошло только еще — или уже? — в середине действия. Было бы совсем грустно и плохо, если бы мультфильм и вправду оказался просто экранизацией дневника с физическим участием Китти, которая ищет Анну в 2021 году, думая, что она все еще в 1944-м. На первый взгляд так действительно кажется, но на деле этот мультфильм о другом; хотя здесь присутствуют перечитываемые Китти сцены из дневника, отобранные создателями так, чтобы раскрыть общими штрихами жизнь Анны и быт убежища. На самом деле «Где Анна Франк» — это еще и высказывание о политике, беженцах и войнах, которые так никуда не делись за 80 лет с окончания самой страшной войны.
Хранитель музея называет дневник «величайшим наследием страны со времен Рембрандта», полицейские показывают Китти, что Анна Франк «везде» — школа, театр и мост ее имени, а еще памятник, множество книг. Одна из них, кстати, графическая версия дневника от Фольмана и Полански, мелькает на мгновение в кадре, а также спектакль по дневнику, который все еврейские дети читают по обязательной школьной программе. «Анна не писала этот дневник чтобы вы ей поклонялись», — говорит Китти, намекая на то, что современные люди забыли истинный посыл Анны и смысл дневника. Фольман на примере миграционного кризиса в Европе показывает, что история повторяется: нидерландская полиция действует словно гестапо, рыскающее в поисках скрывающихся, как евреи во время Второй мировой, беженцев, которым, в свою очередь, помогают волонтеры и активисты — правда, уже не рискуя попасть на пытки или вовсе в концлагерь. За пределами мультфильма этот нарратив легко экстраполировать и на весь мир, в котором ветераны Второй мировой войны живут в нищенских условиях, поскольку «чествованием» стало клеить их портреты на билборды, а не платить социальные пособия, которых хватило бы на базовые потребности, как минимум.
Продолжаются войны и гонения национальных меньшинств, детство разрушается войной. А все потому, что люди забывают и то, за что боролись против фашизма и чему научились в этой борьбе, и то, о чем писала еврейская девочка. Но эти люди не забывают «чтить» ее память самыми разными способами, тогда как по-настоящему чтить память — следовать заветам, которые когда-то разделили и защитили. Дневник как артефакт, безусловно, важен, но гораздо важнее смысл написанных в нем слов, потому что надгробие, спектакль или очередной памятник Анне не донесут их.