геннадий гусев | 26 АПРЕЛЯ 2020

ВЕСТСАЙДСКАЯ ИСТОРИЯ:
ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ

Переосмысление классической трагедии при усилении социального подтекста как динамичный мюзикл о любви

ВЕСТСАЙДСКАЯ ИСТОРИЯ:
ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 26.04.2020
Переосмысление классической трагедии при усилении социального подтекста как динамичный мюзикл о любви
ВЕСТСАЙДСКАЯ ИСТОРИЯ:
ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 26.04.2020
Переосмысление классической трагедии при усилении социального подтекста как динамичный мюзикл о любви

Пускай наши руки соединятся. Пускай наши сердца сольются воедино. Наши клятвы станут последней клятвой. Только смерть разлучит нас.

Из фильма «Вестсайдская история»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Роберт Уайз, Джером Роббинс
Страна: США
Год: 1961

«Вестсайдская история» — не только популярная киноверсия известного бродвейского мюзикла, но, также, фильм, оказавший значительное влияние на жанр. До выхода на экраны картины Роберта Уайза и Джерома Роббинса постановки, сочетающие в себе музыкальное, хореографическое и комедийное искусство, в целом имели мелодраматический тон. Балет и шоу варьете часто соединялись в них с водевилем и бурлеском. Такие ленты почти всегда завершались хэппи-эндом и были наполнены юмором.

Взяв за основу трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», авторы «Вестсайдской истории» перенесли события истории в середину XX века и усилили социальный подтекст — вместо противостоящих друг другу веронских кланов в ленте лицом к лицу сходятся этнические молодежные группировки Нью-Йорка. Одну из них представляют дети белых эмигрантов из Европы, другую — пуэрториканцы. Кровь бурлит в их жилах, а желание выяснить отношения с противником кажется самым важным в жизни. Взять «своё», не отдать ни пяди земли, которая, впрочем, не является родной, драться, что есть сил, до самого конца — таковы намерения этих людей.

Как и в классическом романе, любовь двух представителей противоборствующих банд лишь усугубляет ситуацию. Прекрасная Мария (Натали Вуд) и красавчик Тони (Ричард Беймер) будто предназначены друг для друга — однажды встретившись, они уже не могут расстаться. Мария только и думает о Тони, а молодой человек настолько охвачен вспыхнувшими чувствами, что готов забыть свою ненависть к пуэрториканцам. Обстоятельства, однако, складываются так, что без жертв не обойтись.

В финале ленты раздор приводит к непоправимым последствиям, но, кажется, еще не все понимают, насколько они ошибались в своих суждениях и поступках. Да и ошибались ли вообще? «Вестсайдская история» ставит и такие вопросы.
Тема разобщенности, на первый взгляд, тут здесь составляет основу сюжета. Но на самом деле раскол в одной из социальных ячеек общества является, скорее, следствием, нежели причиной фатального столкновения. Мотивы конфронтации — в универсальном человеческом конфликте. Различные системы ценностей у «Ракет» и «Акул» — так называются банды представителей белой Америки и пуэрториканцев, соответственно — лежат в основе их противоречий. Забыть о них невозможно, закопать топор войны — тоже.

Взаимодействия в рамках социальных групп способствует разрастанию крупномасштабного конфликта. Влияние социума на отдельного индивида оказывается настолько велико, что даже мягкий по характеру член банды проявляет жестокость — эмоции берут верх над силой разума. Среда обитания, ее морально-нравственные нормы — одни из основополагающих факторов, воздействующих на взгляды человека. Напротив, известно, что изолированный от пагубного влияния общества человек смягчает свою бескомпромиссную позицию, а иногда и вовсе меняет взгляды.

Эти прописные истины в «Вестсайдской истории» служат для развития драмы. Эпизоды с участием банд служат для развития конфликта, тогда как сцены, в которых акцент смещается на Тони и Марию, наоборот, усиливают романтическое настроение.
Занимательны танцевально-музыкальные номера. Например, песня «Америка» противопоставляет достоинства США и родины пуэрториканцев. Экспрессия лирики подчеркивается танцем: энергичным, зажигательным и страстным. А композиция про офицера Крупке — карикатурного представителя правоохранительных органов, который ни во что не ставит рядовых граждан и любит себя в профессии, а не профессию в себе — обличает полицейских. В ней они предстают в качестве не одаренных интеллектом людей в форме.

Партитура Леонарда Бернстайна и сложная, оригинальная хореография автора оригинальной постановки, театрального режиссёра Джерома Роббинса, как нельзя лучше дополняют произведение. Они передают эмоции героев посредством танца и песни, обостряя в кульминационные моменты фильма чувства у зрителей. А стихи Стивена Сондхейма, поэта и драматурга, давно и успешно работающего на Бродвее и в кино, отлично подчеркивают возрастающую по мере развития событий напряжённость. А сценарий Эрнеста Лемана («На север через северо-запад», «Звуки музыки») раскрывает проблему жестокости нью-йоркских группировок, с которой те смотрят на мир вокруг.
Обаятельные актёры, потрясающие танцевально-музыкальные номера, нежная романтическая линия и объёмные персонажи второго плана (задиристый Рифф Расса Тэмблина, пышущая энергией Анита Риты Морено, элегантный Бернардо Джорджа Чакириса), а также основной конфликт, истоки которого произрастают из конфликта вечного, превратили «Вестсайдскую историю» в классическую ленту, влияние которой на мировой кинематограф сложно переоценить.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda