Появление фильмов ужасов можно отнести к концу 1890-х годов. Тогда использовали замедленную съемку, стоп-кадр, мультиэкспозицию, которые можно увидеть в «Замке Дьявола» Жоржа Мельеса или во «Франкенштейне» Джеймса Сирл-Доули. Когда в последней упомянутой работе творение рук человеческих обретает жизнь, картинка насыщается красным цветом. Хотя и главный персонаж остается безмолвным, считывая его эмоции, мы понимаем – его охватил страх перед неизвестным – ожившим Франкенштейном.
Главная цель создателей фильмов ужасов – стереть границы между реальностью и вымыслом, добром злом – в таком случае нечто сверхъестественное не всегда оказывается беспощаднее Человека. Вампиры, оборотни, поглощенные изобретениями сумасшедшие ученые, искусственный интеллект и маньяки-убийцы – олицетворяют зло и хаос, которыми может стать что угодно. Когда же страх обретает условную оболочку его можно победить, обезвредить, уничтожить.
«Саспенс» – это не просто переживание страха. В первую очередь – это умение авторов-создателей орудовать приёмами, которые способны провоцировать каждый нерв человеческого организма. Во вторую – наличие в сюжете необъяснимых тайн, перед лицом которых разум оказывается бессильным.
Клубок повествования в хоррор-фильмах раскручивается и каждый виток нити позволяет внедрять новые компоненты в сюжетную структуру – будь то монстра, держащего в страхе население деревушки, или человека, который теряет рассудок и сам превращается в чудовище. В европейском хорроре 60-х ставки делали на эстетизацию каннибализма, садизма, инцеста. Так, в фильме «Кровь и чёрные кружева» Марио Бава зритель становится подельником маньяка, желание которого создавать идеальных женщин-манекенов. Сцены убийств здесь показаны с изяществом и детализацией – невольно задумываешься, что заходишь на нездоровую территорию. Глухие удары головы о дерево, раскаленная чаша и истошные крики одной их жертв – через них зритель ощущает ужас происходящего на собственной шкуре.
В 1950-е в голливудских хоррорах начали применять стереоскопическое изображение. Третье измерение или иллюзия глубины пространства позволяла показать на экране объемную картинку. А в 70-е маркетологи открыли охоту на подростков – как за пределами экрана, так и в рамке кадра. Ведь именно это поколение предпочитало драмам слэшеры и хорроры. Так, появились «Техасская резня бензопилой», «Кошмар на улице вязов», «Крик», а вместе с этими работами и феномен «последней девушки» или «final girl». Примерно тогда же производство фильмов ужасов поставили на поток – зрителю только и оставалось делать ставки на того, кто займет место выжившего персонажа.