ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 8 ОКТЯБРЯ 2019

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА КИНО:
ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ

Производственные травмы, актуальность российской действительности и любовь в фильмах программы «Вознесенский FEST. Мне 20 лет»

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА КИНО: ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ

ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 08.10.2019
Производственные травмы, актуальность российской действительности и любовь в фильмах программы «Вознесенский FEST. Мне 20 лет»
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА КИНО: ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ
ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 08.10.2019
Производственные травмы, актуальность российской действительности и любовь в фильмах программы «Вознесенский FEST. Мне 20 лет»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
В конце сентября в кинозалах Московской школы нового кино, пространстве свободных дискуссий и диалога поколений, состоялся Первый фестиваль студенческих фильмов «ВОЗНЕСЕНСКИЙ FEST», приуроченный к выставке «ИМ 20 ЛЕТ». В связи с этим событием «Кинотексты» подготовили краткий обзор фильмов программы.

//

Короткометражные фильмы Московской Школы Кино тяготеют к экспериментам и иносказательности. Острые социальные темы в фильмах МШНК раскрыты с помощью ярких метафор, порой абстрактных и противоречивых. В основе каждого из сюжетов – вечная тема любви, поданная неожиданно и свежо.

В «Половинках» молодого режиссера Байбулата Батуллина разворачивается забавная, простая, искренняя и по-детски непосредственная история, иллюстрирующая поговорку «сердцу не прикажешь». Два совершенно незнакомых человека буквально приклеились друг к другу. Физически, загадочно и очень крепко. Зачем и почему? Что из этого выйдет? Предсказать финал несложно, но наблюдать за развитием событий весьма увлекательно. Запоминаются емкие актерские работы и юмор, лишенный пошлости. В фильме присутствует несколько обескураживающих смелостью сцен вроде совместного принятия душа «склеенными» главными героями. Но главное, чем располагает зрителя картина – добрая история в основе сюжета. В культовом фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» давалось очаровательное объяснение чуду: оно случается, когда необыкновенные вещи происходят с обыкновенными людьми. «Половинки» о том же: о чуде, людях и любви.

Фильм «Рука» Игоря Марченко, на первый взгляд, посвящен производственной травме и загадочной русской душе, но при этом и любви. Столяр, взволнованно репетируя признание в нежных чувствах для своей коллеги, случайно отрезает себе кисть. Не желая зря тратить рабочее время и беспокоить окружающих понапрасну, он принимает нелепое и неожиданное решение для быстрого исправления ситуации. Уйдя с работы в обеденный перерыв и спрятав искалеченную конечность в металлическом ведре, он отправляется за помощью к знакомому ветеринару. Черного юмора в картине столько, что мог бы позавидовать сам Тарантино, но затмевает его история любви.

Увидеть что-то светлое в короткометражке «Бег» Егора Исаева поначалу совсем непросто. В основе фильма – актуальная история о мечте, для достижения которой на практике подходят не все средства. Молодой человек торгует наркотиками, рассчитывая вырваться из нищеты, запрыгнуть с трамплина в счастливое завтра, и не замечает, как его любимая девушка с каждым днем угасает, все глубже погружаясь в беспросветный мрак их настоящего. Одиночество вдвоем, нежелание услышать друг друга и обоюдная усталость от навалившихся трудностей не оставляет героям надежды на счастливый финал, но опять же повествует о любви: затухающей и растоптанной.
«Половинки» // реж. Байбулат Батуллин // 2017
ВСЕ НОВОЕ ХОРОШО – ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Визуально картинам МШК присуща сдержанная цветокоррекция с преобладанием мрачных землистых оттенков. Окружающее героев пространство словно раскрывает запутанность их внутреннего состояния и ощущение безвыходности. В кадре почти всегда «красуется» осень с ее серым тяжелым небом, обнищалыми ветками деревьев и грудой пожухлых листьев на тротуарах. Активно используемая постановщиками ручная съемка рифмуется с картинами французской новой волны и, в целом, кинематографом 60-х годов, когда подобный способ создания динамики в кадре выступил против заскорузлых догматов кино искусства. Точно также работы режиссеров МШК превращаются в смелый вызов кинематографу сегодняшнему, в контексте которого совершенство картинки и общего стиля зачастую превосходит значимость актуальности, без которой настоящее искусство невозможно.
«Рука» // реж. Игорь Марченко // 2018
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ТЕМ И АКТУАЛЬНОСТЬ СЮЖЕТА
Во всех картинах этой школы в мельчайших подробностях проработан быт. Каждый кадр наполнен множеством деталей, которые придают реалистичности происходящему, героям хочется верить – их мотивации и поступки порой кажутся нелогичными для зрителя, но при этом объяснимыми с точки зрения самих персонажей. Раскрыты актуальные темы – наркотики, нюансы жизни в регионах России. В наличии: специфический черный юмор – чего стоит только пришивание кисти пьяным ветеринаром, обилие метафор – приклеенные друг к другу люди или отрезанная рука как новое прочтение фразы о предложении руки и сердца. По всем этим якорькам можно без труда вычислить короткометражки Московской Школы Кино.

При этом, важной составляющей всех этих фильмов является любовная история, которая разворачивается на фоне суровой российской действительности с ее провинциальной нищетой и всеобщей растерянностью по поводу завтрашнего дня. Специфика короткого метра подразумевает свои правила, обусловленные хронометражем: обычно авторы таких лент уделяют внимание только одной сюжетной линии, но создатели фильмов МШК умело лавируют между несколькими темами, среди которых сложно однозначно выделить главную.
«Для всех я умерла» // реж. Анастасия Антонова // 2017
ВГИК: ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ
Картины студентов ВГИК запоминаются особой плотной атмосферой. Персонажи выдают едкие реплики, обладают живой мимикой и совершают неожиданные сумасбродные поступки, конструируя тем самым яркие живые образы. В последние годы излюбленная тема одной из главных киношколы страны – одиночество. Все несчастливые семьи несчастливы по-своему, а герои короткометражных фильмов ВГИКовцев одиноки совершенно по-разному. Короткие метры студентов школы им. Герасимова радуют деликатным и полным раскрытием отдельно взятой истории человеческой жизни, несмотря на отсутствие предисловия и эпилога. Это дает режиссерам нескончаемую почву для новых историй и размышлений. Но в основе сюжета всегда – чувственность, нежный юмор, надежда и неожиданный, но счастливый финал. Все это характерно и для фильма «Для всех я умерла» Анастасии Антоновой – яркого события на прошедшем фестивале студенческого кино.
«Для всех я умерла» // реж. Анастасия Антонова // 2017
МОЛОДОСТЬ, СВОБОДА И ПРИНЯТИЕ
В центре внимания – история молодой девушки, которая успешно отравляет себе жизнь из-за комплексов. Ей не помогает ни психотерапия, ни друзья, ни самовнушение. Она ощущает себя бесконечно одинокой и решает уйти из жизни, тем самым навсегда прекратив мучения. Но, как это часто бывает, только перед лицом смерти в человеке просыпается неуемная жажда жизни. А потом, конечно, оказывается, что еще Джон Леннон был прав, ведь «all you need is love», главное вовремя успеть эту простую истину осознать. И под аккомпанемент всем известной песни группы «Сплин» разворачивается драма, которая периодически превращается то в ромком, то в триллер с классическим хичкоковским саспенсом.

«Для всех я умерла» о трудном пути принятия себя, о внутренней свободе, без которой невозможно гармоничное существование, о любви к себе, которая часто приходит к нам через любовь другого человека. Главное в такой ситуации – суметь удержать это чувство, даже когда снова наступит, увы, закономерное одиночество.
«Для всех я умерла» // реж. Анастасия Антонова // 2017
ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД И ВНУТРЕННИЙ МИР
Внутреннее состояние героини первую половину фильма передается через мрачные серые тона окружающего пространства и элементы декора – слякотную зиму с грязным снегом, обшарпанные стены общежития, сдержанные цвета университетской аудитории и, конечно, одежду девушки. В каждом кадре сквозит отчаяние, но все меняется, стоит только случиться любви. На экране появляются синие, красные, оранжевые и зеленые всполохи, краски становятся ярче, на лице у героини впервые появляется улыбка, а за окном – солнце. Все происходит как в жизни, ведь окружающий мир – это лишь отражение мира внутреннего. Интересно, что и музыка впервые звучит в картине именно в момент встречи девушки со своей случайной любовью. Долгие крупные планы сменяются динамичной съемкой, каждый кадр буквально оживает. И даже когда любовь оказывается всего лишь единичным ночным эпизодом, мир не возвращается к серости, потому что случилось главное – знакомство героини с собой, непростое принятие своей внешности и сути.
«Комбоусилитель» // реж. Ярослав Иконников // 2019
ВКСР:
МАКСИМУМ ДИНАМИКИ, МАКСИМУМ РЕФЛЕКСИИ

О характерных чертах фильмов Высших Курсов Сценаристов и Режиссеров легко судить по картине «Комбоусилитель» Ярослава Иконникова. Две параллельные сюжетные линии, развернутые в ленте, неожиданно сливаются в одну, яркая динамика и откровенно клиповый монтаж органично сочетаются с проработанными диалогами. Минорный отрывок биографии потерянного и запутавшегося человека подан иронично, с острыми шутками и нотками фарса.

Молодой парень, не способный отделиться от матери в силу абсолютной неприкаянности, пытается по-быстрому продать комбоусилитель, чтобы помочь семье с деньгами и избежать очередного скандала. Эта идея лежит на поверхности. Если копнуть глубже, то откроются сложные взаимоотношения главного героя с его бывшей девушкой, наложившие отпечаток на, невозмутимого с виду, человека; и тяжелое внутреннее одиночество; и страх открыть душу перед обществом. В какой-то момент весь мир словно ополчается против главного героя, а визуальный ряд предельно точно иллюстрирует проблему одинокого человека в большом городе.
«Комбоусилитель» // реж. Ярослав Иконников // 2019
МОНТАЖ КАК ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
Кадры с молниеносной скоростью сменяют друг друга словно мысли в голове персонажа. Клиповый монтаж отражает суету мегаполиса и всеобщее равнодушие, созвучное моральному состоянию героя – молодого, непосредственного, бунтующего. При этом, параллельно основной истории разворачивается странный диалог персонажа с, некоторые время невидимым, собеседником. В эти моменты дерзкий «плохой» парень открывается зрителю с другой стороны: оказывается, он может быть глубоким, вдумчивым и рефлексирующим. Молодой человек мечется в попытке обрести гармонию между напускным и настоящим. Монтаж успокаивается, камера начинает двигаться плавно и фиксирует долгие крупные планы – он играет главную роль в развитии драмы, становится участником событий фильма и как Атлант держит на своих плечах сюжет картины.

Финал фильма сбивает напряжение. Чуда или внезапного открытия не случается, герой не находит решения проблем и, более того, терпит абсолютное фиаско – попадает в ситуацию еще хуже изначальной. У него была возможность поправить свое финансовое положение, но он остался у разбитого корыта. Герою удается взглянуть на мир под другим углом, позволить себе проще относиться к жизни.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda