Екатерина Уварова | 22 ноября 2023

ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ: «УСПЕХ — ЭТО СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТАЛАНТА»

Мир без злобы

ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ: «УСПЕХ — ЭТО СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТАЛАНТА»

ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 22.11.2023
Мир без злобы
ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ: «УСПЕХ — ЭТО СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТАЛАНТА»
ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 22.11.2023
Мир без злобы
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Когда осень совершает плавный переход в зиму, мир замерзает. Покрываются мелким инеем деревья, трава, асфальт, столбы, машины. Они погружаются в спячку и обволакиваются белой паутиной, готовые ничего не чувствовать еще три долгих месяца. Это время идеально подходит для про- или пересмотра советских картин. Снег будет валить за окном, а минусовая температура притягивать к дивану, стулу, кровати, полу все сильнее. Телевизионная сетка станет постепенно наполнятся золотой коллекцией советского кинематографа, картинами эпохи «застоя». Это будет происходить стремительно, да так, что 31 декабря мы начнем резать салаты под «Девчат», а открывать шампанское под «Иронию судьбы, или С легким паром!». Но не оттого, что современный кинематограф не справляется со своей миссией. Просто поколению, выросшему на этих картинах, приятно вспоминать о прошлом, том светлом и стабильном, каким оно предстает перед нами в самых популярных киноисториях. Смешным, как «Любовь и голуби», романтичным, как «В моей смерти прошу винить Клаву К.», веселым, как «Иван Васильевич меняет профессию», или меланхоличным, как «Осенний марафон». Все реплики из этих картин выучены наизусть, сюжеты известны. Такой просмотр, как встреча со старым другом или возвращение домой — всегда теплый, искренний и добрый. А для нас, двадцатилетних, это что-то вроде путешествия во времени; возможность понять мир, в котором мы никогда не жили. А еще — найти себя в этих причудливых героях. Понять, что время изменилось, а проблемы никуда не ушли. Поэтому, засматривая до дыр на «новогодних» двухсерийную историю жизни трех подруг, мы, скорее, не ностальгируем, а пытаемся разгадать какую-то волшебную формулу, концентрируясь больше, конечно, на Тосе или Кате. И готова поспорить, что «Москва слезам не верит» тоже входит в топ ваших любимых советских фильмов.

«НАУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ, НАУЧИТЬСЯ МОЖНО».

«Я только сейчас обретаю некоторую уверенность в себе». Раздается теплый, низковатый, с хрипотцой голос Владимира Меньшова. Это его последнее интервью, разговор с дочерью — Юлией Меньшовой. В 2021 году ему 81 год [1].

Полвека назад, в начале шестидесятых, двери ВГИКа никак не открывались для Меньшова. Он пытался поступить на протяжении четырех лет. Но тщетно. А в 1961 его приняли в Школу-студию МХАТ на актерский факультет. Там он познакомился с будущей женой Верой Алентовой. И все еще мечтал стать режиссером. Поэтому через год подал документы и был принят в режиссерскую мастерскую Михаила Ромма во ВГИКе.

«Учение у меня происходило, потому что я имел возможность с ним общаться, с Роммом. Не столько на занятиях, сколько в квартире, когда он ставил мне свои воспоминания надиктованные и, шевеля губами одновременно с диктофонной лентой, он сидел, слушал, поглядывал в мою сторону». Но больше цели стать режиссером для Владимира Валентиновича было другое стремление: разгадать формулу кино, снять картину, которая попадет и во время, и в сердца, то есть будет в пору точной, как фотоснимок, отразивший эпоху.

«Я ОЧЕНЬ СУРОВЫЙ ХУДОЖНИК».

В 1979 году Владимир Меньшов достигнет этой цели. На экранах появится «Москва слезам не верит» — «своеобразная энциклопедия нашей обыденной каждодневной жизни, которая показывает, как человечна и хороша эта социалистическая повседневность», какой назовет ее Нина Яковлева — секретарь райкома КПСС. Картина не только подарит всесоюзную известность режиссеру, но и получит премию «Оскар».

Время «застойного» кино, выросшего из стабильности, уверенности и так называемого «тления», станет самым ярким в истории советского кинематографа. Выйдут «Служебный роман», «Они сражались за Родину», «Покровские ворота», «Джентльмены удачи», «Афоня», «Одиноким предоставляется общежитие», «Полеты во сне и наяву», «Гараж». Расцвет придется не только на массовое и коммерческое — режиссеры авторского кино от Андрея Тарковского до Ларисы Шепитько тоже не будут отставать. Кино этого времени станет очень разнородным. Его сложно будет объединить похожими образами или мотивами. Одновременно выйдут военные драмы Алексея Германа, комедийные картины Георгия Данелии, музыкальные ленты Марка Захарова, романтические истории Эльдара Рязанова. В этом ряду окажется и творение Владимира Меньшова.

«ПОЛЮБИТЬ — ТАК КОРОЛЕВУ. ПРОИГРАТЬ — ТАК МИЛЛИОН».

1958 год. Москва. Рабочее общежитие № 15.

— Кать! Что, завалила?
— Ага, два балла не добрала.
— Ой, Кать!

Так начинается эта история про трех подруг в столице. Меньшов создает энциклопедию советской, хотя на самом деле, скорее, женской жизни, потому что каждая девушка/женщина/дама либо была, либо будет на месте этих трех подруг. Другой вопрос, чье поведение она выберет за основное: работящей карьеристки Кати, домохозяйки Тоси или прагматичной и циничной Люды. Режиссер рисует мир не картинный, но реальный, помещая героинь в общежитие, чтобы во второй серии — 1979-м — их из этого общежития вытащить и переселить в уже отремонтированные квартиры с обоями цвета красного кирпича. Этот прыжок-шов позволяет показать Меньшову смену внешнего времени (за внутренние метаморфозы у нас отвечают героини), прогресс. Исчезают злые дружинники, запрещающие держаться за руки, исчезает «оттепельный» Вознесенский на фоне. Мир несчастливой Катерины растворяется. Наступает новое время. И теперь будильник она выключает, лежа не на одноместной кровати в общежитии, а на просторной тахте в собственной квартире.

Квартирам в «застойном» кино вообще уделялось много внимания. Мы отлично помним, сколько отдал за польский гарнитур Женя Лукашин, или в какую комнату возвращался Бузыкин к любовнице. Режиссеры использовали этот прием, чтобы не только передать атмосферу времени, но и поместить ее, атмосферу, в определенные рамки-стены, которые сделали бы кино более реальным.

Реальным кино делали и актеры, которых Владимир Валентинович подбирал очень внимательно. Так, кажущийся сейчас логичным и точным, Алексей Баталов в роли Гоши вызывал у режиссера некоторые сомнения. «Баталов — это был такой смелый риск». Но его будто природная грубость внешности и холодность взгляда добавляла картине какую-то необходимую черту, без которой нельзя было бы назвать «Москву…» фильмом «застойной» эпохи. Герой Баталова, Гоша, превращает эту драму в немного волшебное кино. Конечно, очень слабо верится в такой чудесный и добрый финал в стиле перевернутой «Золушки». Слабо верится, что карьера, которой так добивалась Катя, теперь, в 1979-м, ей только мешает стать счастливой. Но мы же на киносеансе. Так что нужно довериться режиссеру и досмотреть историю до конца. Все-таки зло не всесильно, правда?
«Москва слезам не верит» (1979)

«А ВСЕ-ТАКИ КОНТРОЛЬНАЯ СОСТОЯЛАСЬ, ТОЛЬКО ЗАДАЧИ В НЕЙ БЫЛИ НЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ, А НРАВСТВЕННЫЕ».

На размышления о нравственности нас, конечно, больше подталкивает дебютная картина Владимира Меньшова, «Розыгрыш» (1976). В этой обычной школьной истории Меньшов уходит от привычных монтажных склеек, он начинает выпячивать швы (вот герой стоит у дверного проема и перешагивает через порог, что сегодня кажется таким привычным и одновременно странным для советского кино). И открывает актеров. Молодого Дмитрия Харатьяна, который забирает половину женских сердец при просмотре. Ну! Как он прекрасен — эксцентричный, истеричный и нервный. Наталью Вавилову, которую мы еще увидим в роли Александры в «Москва слезам не верит». Говорят, ради этой роли даже пришлось договариваться с ее родителями, которые не хотели отпускать дочь на съемки.

Но открытием-открытием Меньшова будет Евгения Ханаева в роли строгой учительницы. «Я ее помнил со студенческих своих лет в Школе-студии МХАТ как очень убедительную актрису. И более того, я завел такую тетрадку, куда записывал актеров, с которыми хотел бы работать, когда учился в театральном институте. И когда я начал фильм, то полистал эту тетрадку и сказал: "Вот, очень хорошая актриса, надо ее вызвать"». Ей было 55 лет, когда она пришла на пробы, сомневаясь, что Меньшов выбрал именно ее. Так состоялся кинодебют Евгении Ханаевой. Потом мы увидим ее в «Москве…» в роли матери Рудика.
«Розыгрыш» (1976)

— А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?

— КАКА ТАКА ЛЮБОВЬ?

— ОБЫКНОВЕННА!

После опьяняющего успеха «Москвы…» (а кого всесоюзный успех не опьянит?) Меньшов не снимал кино почти пять лет. Долгое затишье принесло рождение лубочной комедии «Любовь и голуби» (1984), собравшей Дорошину, Михайлова и Гурченко на одном экране. Но самым гениальным ходом здесь оказался дуэт Юрского с Теняковой, которых Владимир Валентинович превратил в деревенского деда-алкоголика и его истеричную жену-бабку. Смешно, странно и очень смело. Не только противостояние деревни и города, но и чувств удается законсервировать в нескольких часах. Те же проблемы Меньшов оставляет этой истории, но только любовь здесь опять играет главную роль, как и в истории трех подруг. За нее опять сражаются, ее ищут, доказывают и из-за нее страдают. Но всегда — с хорошим концом. Как будто мы смотрим голливудское кино, которое не может омрачить наш день.
«Любовь и голуби» (1984)

«РЕЗКО НАСТУПИЛО ВРЕМЯ, КОТОРОЕ СНАЧАЛА НАДО БЫЛО ОСМЫСЛИТЬ».

В 1990-е годы выходят официально и подпольно фильмы Балабанова, Говорухина, Шенгелии, Михалкова, Муратовой. Каждый режиссер по-своему переживает внешние непростые изменения либо фиксируя происходящее, либо избегая, либо утрируя его. В этот же поток врывается и Меньшов с фарс-комедией, странной аллегорией, шуткой, полнейшим абсурдом — картиной «Ширли-мырли» (1995). Так он рефлексирует, консервирует внешние обстоятельства, превращая реальность в смешной капустник с Валерием Гаркалиным в главной роли [2]:

Мы существовали в эпоху скрытой борьбы с властью — на кухнях говорили о том, что все происходит не так, а в творчестве сказать об этом открытым текстом было невозможно. Всем этим политическим коллизиям и намекам придавалось большое значение, подавляющее большинство авторитетов в искусстве складывалось именно на этом. И вдруг все эти реалии отменились полностью. Говори что хочешь! И вдруг выяснилось, что многим сказать и нечего. Мне показалось, что самое разумное — это замолчать, погрузиться в раздумья. То есть, хотелось, конечно, в какой-то глубокой, мудрой форме высказаться о наступивших временах, но все происходящее скорее подразумевало комическое восприятие.

«Ширли-мырли» (1995)

«ПОЧЕМУ ЭТО ПОРНОГРАФИЯ? ЭТО НОРМАЛЬНОЕ ЭЛИТАРНОЕ КИНО».

Через пять лет мы мы наблюдаем за редактором телевизионных передач Соней, которую играет Вера Алентова. 1983 год. Сын и муж — в жизни Сони есть все. Даже любовник, которого она встречает в Москве. Меньшов оставляет жирную отсылку для непонятливых — кадры из «Последнего танго в Париже» Бертолуччи, и без того наделавшей шума картины. «Зависть богов» (2000) станет последним фильмом Владимира Меньшова. На экране видно, как сохраняется ностальгическая манера рассказывать о времени ушедшем, изображая дефицит, атмосферу, пустые прилавки, при этом добавляя фильму некоторую эмоциональность, неоднозначность и даже откровенность, хотя в 2000-м мало кого таким разговором можно было уже удивить. Удивительным, рассматривая всю фильмографию Меньшова, кажется то, что здесь совершенно отсутствует морализаторство. Да, изменила, и что? Ни угрызений совести, ни бессмысленной рефлексии. Неужели, так Меньшов заявил о свободе, которую, наконец, получило постсоветское общество?

«Зависть богов» оказалась последней картиной Владимира Меньшова. Его «Большой вальс» так и не был доснят. Никак не разрешаются финансовые проблемы. Мы так и увидели эту салонную драму. Меньшов ставил Ференца Мольнара в театре. И вот решил, что пришло время его экранизировать. Мы только можем догадываться, что могли бы увидеть на экранах: Веру Алентову, Юлию Меньшову, Александра Лобоцкого, Александра Адабашьяна, Марию Аронову и Олега Басилашвили в декорациях ХХ века. Начало Первой мировой войны. Чехия. Но исторические обстоятельства здесь просто фон. Между героями что-то происходит, что затрагивает их чувства, социальное положение и заставляет выбирать. Только вот что и между чем и чем — этого мы никогда не узнаем. Можем только пофантазировать.
«Зависть богов» (2000)

«Я МЕЧТАТЕЛЬ БЫЛ, КАК У ДОСТОЕВСКОГО В "БЕЛЫХ НОЧАХ"».

Удивителен советский мир, его правила, декорации. Удивительно и то, что многие картины лишены зла в любом его проявлении. Они как будто чисты и сияют сказочным блеском. Мы смотрим их как голливудский ромком. И хоть слабо верим в счастливую историю Кати Тихомировой, все равно, заходя в вагон электрички, надеемся встретить своего Гошу, боимся стать Соней, мечтаем любить что-то так же сильно, как Вася своих голубей, и воспринимаем все происходящее, как цыганский барон Роман Алмазов.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Все цитаты Владимира Меньшова в данном материале были взяты из упомянутого в этом абзаце интервью Юлии Меньшой (кроме высказываний из раздела «РЕЗКО НАСТУПИЛО ВРЕМЯ, КОТОРОЕ СНАЧАЛА НАДО БЫЛО ОСМЫСЛИТЬ» — источник для этого раздела будет указан далее по тексту)
См. ссылку в заголовке данного раздела
См. предыдущий источник
Made on
Tilda