ЮЛИЯ САЛИХОВА | 30 ИЮЛЯ 2019

ДЕВСТВЕННИЦЫ-САМОУБИЙЦЫ: ФАКТОРЫ ТРАГЕДИИ

Статья, посвященная дебютной полнометражной картине Софии Копполы – обращение к проблеме подросткового суицида в контексте кинематографа

ДЕВСТВЕННИЦЫ-САМОУБИЙЦЫ: ФАКТОРЫ ТРАГЕДИИ

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 30.07.2019
Статья, посвященная дебютной полнометражной картине Софии Копполы – обращение к проблеме подросткового суицида в контексте кинематографа
ДЕВСТВЕННИЦЫ-САМОУБИЙЦЫ: ФАКТОРЫ ТРАГЕДИИ
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 30.07.2019
Статья, посвященная дебютной полнометражной картине Софии Копполы – обращение к проблеме подросткового суицида в контексте кинематографа
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: София Коппола
Страна: США
Год: 1999


Дебютная работа Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы» была снята в 1999 году по одноименному роману Джеффри Евгенидиса. По словам Кополлы, она даже не осознавала, что хочет стать режиссером до тех пор, пока не прочитала роман. История обреченных сестер Лисбон поразила Софию настолько, что она села за написание своего первого сценария. Ее отец Фрэнсис Форд Коппола считал поступок дочери ошибкой. Права на экранизацию романа были выкуплены кинокомпанией «Muse Production», и у них уже был готовый сценарий, которым продюсеры, впрочем, были недовольны. После того, как права на роман истекли, София передала компании свой вариант рукописи, после чего получила контракт на совместное производство.

События фильма разворачиваются в Америке середины 1970-х годов. В обычной семье (если считать семью с пятью дочерьми обычной) младшая дочь Сесилия совершает попытку самоубийства. Если первый блин был комом с кровью, то второй эксперимент оказался более «успешным». После этого родители начинают пристальнее следить за оставшимися в живых дочерьми, ограничивая их во всем: начиная от общения с мальчиками и заканчивая выходом из дома. Жизнь в заточении дает обратный эффект, и в конечном итоге фильм заканчивается самоубийством всех сестер Сесилии. Такой финал не должен удивлять, вывод можно сделать из названия.
ПОИСКОВЫЙ ЗАПРОС ДЛЯ ИЗВРАЩЕНЦЕВ
Название фильма, адаптированное российскими прокатчиками, для особо извращенного зрителя звучит как «Девственницы-самоубийцы». На деле логичнее было бы перевести фильм «The Virgin Suicides» как «Невинные самоубийства» (если самоубийства вообще могут быть невинными). Хотя бы потому, что в таком варианте названия его первая часть не противоречит сюжету истории: девственницами там были не все. К дубляжу тоже есть претензии – фильм настоятельно рекомендуется смотреть в оригинале. Первая же фраза «Сесилия была первой» («Cecilia was the first to go») в дубляже звучит как «Сесилия должна была умереть еще тогда», что рушит концепцию фильма. По задумке лента начинается с представления первой жертвы, чтобы к финалу собрать комбинацию из пяти карт. Возможно, такой ход был использован российскими прокатчиками для сохранения интриги. «Когда она прыгнула, она, вероятно, думала, что будет лететь» («When she jumped, she probably thought she would fly) у нас перевели как «Возможно, она вообще покончила с собой неосознанно». Этот список можно продолжать бесконечно. Если для вас важна исходная идея, то смотреть в дубляже – не вариант.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Фильм «Девственницы-самоубийцы» пусть и не образцовый пример, в котором можно увидеть характерные поведенческие черты самоубийств, но позволяет рассмотреть большинство причин и последствий подростковой депрессии.

Что же побуждает юных мечтателей и мечтательниц, у которых вся жизнь впереди, идти на такие отчаянные меры? Одиночество, отчужденность, изоляция? В подростковом возрасте все эмоции ощущаются острее, и, казалось бы, незначительные эпизоды юношества, могут восприниматься как трагедия всей жизни.

В фильме Копполы первая жертва самовольно ушла из жизни летом. Именно летний сезон характеризуется пиком подростковых самоубийств. Показателен и возраст девочек: чаще всего суицидальные попытки фиксируются у подростков, которые не перешагнули четырнадцатилетний рубеж. Сесилии, первой жертве, было 13. Люкс – 14, Бонни – 15, Мэри – 16, Терезе – 17.
ОДИНОЧЕСТВО
13-летняя Сесилия была первой. Еще при жизни, девочка вела дневник, в который записывала все свои наблюдения, скорее всего потому, что чувствовала непонимание со стороны близких. Это явилось следствием попытки вырваться из клетки собственного дома и вынужденного общества родных сестер. Пока остальные сестры веселились, младшая чувствовала себя отчужденной. Первая попытка самоубийства, возможно, была лишь криком о помощи. Привлечь внимание родителей девочке удалось, только их методы спасения оказались безуспешными. Так, на «реабилитационной» вечеринке в разгар всеобщего веселья, Сесилия, чувствуя себя лишней на этом празднике жизни, просто покидает его навсегда.

После того, как соседские мальчишки нашли и прочитали дневник девочки, они поставили ей диагноз «мечтательница». Показательно, что смерть Сесилии повлияла на мальчишек куда больше, чем на ее сестер, которые просто продолжили жить дальше, как ни в чем не бывало. Возможно, девочки скрывали свои настоящие переживания за маской безразличия. Возможно, так они пытались пережить горе. А возможно, сестрам девочка была безразлична.
РИСКИ
Передается ли склонность к самоубийству по наследству, установить невозможно – ген суицида выявить нельзя, однако для тех людей, которые потеряли из-за самоубийства близкого родственника риск выше. Серьезная потеря родного человека может повлечь за собой депрессию и желание «воссоединиться» с умершим. Так и в фильме, после того как Сесилия совершила свой отчаянный поступок, её сестры оказались заражены. Если бы родители вовремя заблокировали дальнейшее распространение вируса суицида, а не своих дочерей в доме, то, вероятно, болезнь можно было бы излечить или хотя бы отсрочить. Но сестры уже были обречены.

Люди в депрессии часто скрывают свои намерения под маской «веселья». Сестры Сесилии, пришедшие в школу в сентябре, вели себя так, словно ничего и не произошло. «Смотри, она смеется!», - недоумевают мальчишки, которые, возможно, переживали за Сесилию больше, чем ее родные.
ДЕВОЧКИ ПРОТИВ МАЛЬЧИКОВ
Мысли о самоубийстве хотя бы раз в жизни посещают голову каждой второй девушки и каждого четвертого юноши. Однако, девочки чаще совершают попытки, а мальчики доводят дело до конца. В фильме мы видим обратную ситуацию. «Попытку суицида» предпринял безответно влюбленный мальчишка. Сделал он это показательно, спрыгнув с крыши одноэтажного дома. После чего отряхнулся, поправил прическу, надел солнцезащитные очки и покинул сцену и недоумевающих зрителей как ни в чем не бывало. Девочки, пускай и не с первой попытки, довели дело до конца.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ОПЕКА
Одной из самых распространенных причин, вынуждающих подростков на такой отчаянный шаг, как самоубийство, является строгий родительский контроль, запреты, лишающие свободы личного выбора. В фильме родители заключают девочек в доме, как в тюрьме. Они запрещают им общаться с друзьями, заставляют сжигать пластинки с любимой музыкой. Так, занятия, которые ранее приносили сестрам Лисбон наслаждение, уже не радуют их. Как следствие – развивается депрессия, появляются суицидальные мысли. Депрессивные состояния, впрочем, не обязательно связаны с самоубийством, но предсуицидальное настроение в большинстве случаев характеризуется депрессией. Причины суицида всегда разные, чаще всего они сложносоставные. В фильме движущей силой стали чувство отчужденности, изолированности от общества, безнадежности и беспомощности. Невыносимые условия для жизни вынудили девочек Лисбон думать, что только смерть является единственным способом вырваться из клетки.

Коппола, однако, не хотела, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что мать девочек убила своих дочерей – она была лишь одним из факторов трагедии. Миссис Лисбон была напугана смертью младшей дочери, поэтому пошла на крайние меры защиты, свято веря, что поступает правильно. Мистер Лисбон представлялся беспомощным: он не знал, как быть отцом пяти дочерей и поэтому решил положиться на жену. Несмотря на то, что супруги дополняли друг друга, их действий (или бездействий) оказалось недостаточно.

Хотя вину родителей отрицать невозможно, их нужно пожалеть. Они действительно любили своих детей, просто не знали, как правильно заботиться о них.
ЧУВСТВО ВИНЫ И ГРЕХА
Девочки Лисбон воспитывались в религиозной семье. 14-летняя Люкс, единственная ступившая на путь «греха» и своим поведением противоречащая российскому названию фильма, вероятно чувствовала себя виноватой. Ограничение свободы повлекло за собой обратный эффект: девочка вырвалась. Грехопадения совершались тайком от родителей на крыше их же дома. Люкс было не важно за чей счет самоутверждаться – футбольного защитника, доставщика хот-догов, мусорщика – это был протест. Протест против родителей, способ убежать от реальности, вырваться из изоляции и хотя бы ненадолго ощутить вкус свободы.

Выросшие в религиозной семье, девочки Лисбон должны были понимать, что самоубийство – это путь в ад. Но для летящих «воздушных» сестер адом стала невыносимая жизнь взаперти. Вероятно, «мученицы» думали, что своей чистотой и невинностью они все же смогут заслужить прощение Всевышнего и наконец обрести свободу на небесах.
ВИДЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ
После смерти пяти девочек-подростков, родители продали дом и все вещи и просто уехали из города, убитые горем. Но в пригороде история самоубийств еще долго была темой для разговоров. Подростки. Ну какие могут у подростков быть проблемы? Взрослые осуждали поступок девочек и обвиняли во всем их родителей.

Единственными людьми, которые искренне переживали за девочек и пронесли эту историю сквозь года, оказались соседские мальчишки. Несмотря на самые нежные чувства к сестрам Лисбон, мальчики так и не смогли понять мотивацию девочек. Для них эта история навсегда осталась неразрешимой загадкой.
СПОСОБЫ
Идея наложить на себя руки очень редко возникает спонтанно, чаще человек долгое время обдумывает варианты ухода из жизни. В фильме каждая из девочек покончила с собой по-своему. Сесилия пыталась перерезать вены, но в конечном счете спрыгнула с крыши. Люкс умерла от отравления угарным газом после того, как оставила включенным двигатель в гараже. Бонни повесилась, Мэри сунула голову в газовую духовку, Тереза наглоталась снотворным. Фильм, однако, не является пособием для самоубийц.

София Коппола не пыталась романтизировать суицид. Она создала для девочек Лисбон мифический образ, словно они были лишь плодом воображения соседских мальчишек.

Фильм не пытается сказать, что самоубийство – это единственный выход. История не провоцирует. Главное здесь в другом – жизнь продолжается при любых обстоятельствах, а Вселенная не крутится вокруг одного человека или пяти девочек-подростков.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda