ЮЛИЯ САЛИХОВА | 28 МАРТА 2022

ХУДШИЙ ЧЕЛОВЕК НА СВЕТЕ

Лучшая сатира на поколение миллениалов от режиссера Йоакима Триера

ХУДШИЙ ЧЕЛОВЕК НА СВЕТЕ

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 28.03.2022
Лучшая сатира на поколение миллениалов от режиссера Йоакима Триера
ХУДШИЙ ЧЕЛОВЕК НА СВЕТЕ
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 28.03.2022
Лучшая сатира на поколение миллениалов от режиссера Йоакима Триера
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

/ Выход текста приурочен к показам ленты в кинотеатре Out Cinema /


Режиссер: Йоаким Триер
Страна: Норвегия, Франция, Швеция, Дания
Год: 2021

Фильм норвежского режиссера Йоакима Триера (дальнего родственника Ларса фон Триера) провозгласили манифестом 30-летних после показа в Каннах. На кинофестивале ленту о запутавшейся в себе молодой девушке из Осло тепло встретили жюри и критики, а исполнительница главной роли Ренате Реинсве получила награду за лучшую женскую роль. Американская киноакадемия работу Триера тоже оценила. «Худший человек на свете» номинировали на Оскар сразу двух в категориях: «Лучший иностранный фильм» и «Лучший оригинальный сценарий». Рассказываем, что в этом фильме интересного, и почему его нужно посмотреть всем миллениалам.

«Худший человек на свете» состоит из 12 глав с прологом и эпилогом и рассказывает историю молодой девушки Юлии, которая живет в Осло. На первом курсе университета героиня разочаровалась в себе и своем выборе: профессия врача оказалась неинтересной, поэтому девушка перевелась на факультет психологии. Однако и там ей быстро наскучило, так что она переключилась на фотографию, а потом на писательство. Но ни одно из этих занятий не увлекло ее полностью. Знакомство и следующие за этим отношения с сорокалетним художником комиксов на время умерили пыл девушки, а ее безумные попытки найти дело всей жизни, казалось бы, остались в прошлом. Вновь рефлексировать героиня начинает ближе к 30-ти годам, а после празднования дня рождения становится очевидно, что Юлия окончательно запуталась в себе. Вместо того, чтобы определиться со своими желаниями и найти призвание, она кидается в объятия первого встречного мужчины. Так начинается новая глава ее жизни и вторая половина фильма.
Исполнительница главной роли Ренате Реинсве собиралась было завязывать с актерской карьерой и искать себя в другой сфере — прямо как ее героиня Юлия. Но когда режиссер картины Йоаким Триер предложил Ренате главную роль в своем новом фильме, девушка не смогла отказаться. Йоаким писал Юлию специально для Ренате — актриса впечатлила его на съемках «Осло, 31-го августа» несмотря на эпизодическое появление в кадре. Ренате не смутило, что ее фотография и имя будет красоваться на постере с надписью «Худший человек на свете» — актриса даже поиронизировала над тем, что ее бывший парень точно будет в восторге.

Ренате стала открытием Каннского кинофестиваля и мгновенно влюбила в себя зрителей. Несмотря на внешнее сходство с такими голливудскими красотками как Кира Найтли, Лейтон Мистер и Дакота Джонсон, норвежской актрисе удается оставаться оригинальной и интересной. Приятная внешность — не единственное преимущество Реинсве, играет она тоже блестяще и делает это настолько естественно, словно живет в фильме. Поэтому настолько выбивающим кажется слом четвертой стены в восьмой главе — толчок, словно напоминающий зрителям, что это просто кино.

Вне всякого сомнения, «Худший человек на свете» — картина со всех сторон приятная. Однако красивой ее делают не только привлекательные актеры, изящные декорации и теплый свет. Операторская работа, стиль съемки и монтаж тоже вызывают восхищение, а в некоторых случаях даже захватывают дух: сцена с замирающим вокруг миром, в котором только Юлия и ее возлюбленный находятся в движении, эпизод с галлюциногенным цирком или игра Анселя на воображаемой ударной установке — эстеты визуальную картинку точно оценят.

Юмор у Йоакима Триера тоже на уровне — местами предсказуемый, местами неожиданный, но почти всегда беззаботный и легкий — подстать характеру главной героини. При этом назвать фильм радужно-позитивным язык все же не повернется. В нем есть грустные и даже тяжелые сцены, которые заставят зрителя пустить скупую слезу и вызовут внутреннее чувство тревоги, отчаяния и боли. Переживать здесь приходится не только за главную героиню, но и за ее любовников. Причем последние раскрываются не только через призму восприятия Юлии, но имеют собственный голос, через который можно дать объективную оценку их личности. Несмотря на то, что в центре внимания «Худшего человека на свете» находится молодая женщина, мужские персонажи гармонично дополняют главную героиню, а в некоторых эпизодах и вовсе ее затмевают. Андерс Даниелсен Лье (исполнитель роли Акселя), как и Ренате, не в первый раз работает с Триером — он был главным героем в первых двух частях «трилогии Осло». В фильме «Реприза» Андерс исполнил роль внезапно прославившегося молодого писателя, а в ленте «Осло, 31-го августа» сыграл слоняющегося по городу бывшего наркомана. В двухчасовой драме «Худший человек на свете», которая логически завершает трилогию, Андерсу досталась роль комиксиста, чья жизнь катится под откос после разрыва отношений с главной героиней.
«Худший человек на свете» — не просто манифест 30-летних, но и легкая сатира над современным обществом и поколением детей 90-х. Достаточно обратить внимание на второстепенных героев, которые появляются в кадре на пару минут, но при этом задают тон и настроение всему происходящему на экране. Триеру удалось сделать живыми и интересными с точки зрения сюжета персонажей второго плана, даже если у них всего одна строчка. Складывается впечатление, что у Йоакима схвачено все до мельчайших деталей, поэтому для критиков найти хотя бы один изъян в фильме — задача почти невыполнимая.

Самое прекрасное в этом фильме то, как Триер иронично насмехается над изнеженным поколением и делает это настолько изящно и тонко, что не каждый раскусит на чьей стороне находится автор. Режиссер оставляет право каждому выбрать сторону в сатирическом эпизоде с интервью Акселя, но слом четвертой стены в сцене с галлюцинациями Юлии — не просто одна из шуток, а явный вызов зрителю, который привык к комфортному кино. Вторя самому себе, Триер доказывает, что искусство не обязано быть приятным, а должно быть свободным. При этом даже сомнительные на первый взгляд сцены не могут вызывать отвращение. Не должны. По крайней мере у людей, которые сознательно шли на фильм, а не выбрали первый попавшийся сеанс в кинотеатре. В этом смысле «Худший человек на свете» — в первую очередь манифест искусству, самовыражению и свободе слова и только потом ода поколению людей, родившихся в 90-е.

Йоаким Триер снял кино, в котором каждый найдет что-то свое: кто-то будет ассоциировать себя с главной героиней, кто-то увидит общее с одним из ее мужчин, а кто-то узнает себя или своих знакомых во второстепенных персонажах. Худший человек на свете в фильме с одноименным названием для каждого тоже будет разным, а некоторые и вовсе не смогут наклеить этот не самый приятный ярлык хоть на кого-то из героев. Названием картины режиссер хотел сказать, что каждый может ощущать себя худшим человеком на свете, но это не значит, что мир и окружение согласятся с такой самобичевательной позицией.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda