«Слияние» – это взаимопроникновение двух людей в сознание друг друга, обнажающее их потаенные желания и страхи, скрытые за маской - «персоной». Без срывания этой маски, болезненного и травматичного разрушения границы между внутреннего миром и его внешним проявлением, «слияние» невозможно.
Именно это стремление к разрушению границ так часто оказывается в фокусе бергмановского кинематографа. В «Персоне» метафора освобождения от масок реализуется через совмещение лиц героинь фильма, Альмы и Вероники, переживающих момент «слияния» – превращения в единое целое, растворившее в себе две непохожих друг на друга индивидуальности. Образ лица-маски, одновременно отображающий вовне сущность человека и служащий барьером, не позволяющим ей вырваться за собственные физические пределы, чрезвычайно важен для Бергмана. Этим объясняется характерная для него любовь к кадрам, целиком заполненных двумя лицами: соприкосновение человеческих миров, жадно стремящихся друг к другу, но замкнутых в своих телах.
В «Осенней сонате», согласно изначальному замыслу фильма, описанному Бергманом в мемуарах, снятие масок и последующее «слияние» осуществлялись с помощью остроумной театральной метафоры – Эва и ее мать Шарлотта менялись ролями. Дочь должна была родить мать, подобным образом разрушив логические границы мира, и, освободив собственное «я», погрузить его в бесконечный хаос коллективного духа – необремененное индивидуальными рамками «мы».
Отношения в мире Бергмана заведомо неравны. Стремление к «слиянию» обнажает эту динамику – желание сближения тяжелым бременем лежит на плечах лишь одного из героев, вынужденного идти на жертву ради сохранения отношений.
Пытаясь сблизиться с Йоханом, Альма самоотверженно погружается в безумие мужа, проходя вместе с ним тяжелый и болезненный путь. Схожим образом, Эстер, героиня фильма «Молчание», умирает от рака и в последние дни безуспешно пытается восстановить отношения со своей сестрой Анной. Для того чтобы стереть границу непонимания и ненависти, возникшую между ними, Эстер жертвует собственной гордостью и неоднократно идет на унижения перед Анной. Эва, героиня «Осенней сонаты», с детства лишенная внимания своей матери, остро ощущает неполноценность собственной жизни и настойчиво добивается материнской любви, жертвуя ради этого шатким семейным покоем.
Но главная жертва, которую совершает герой, стремящийся к сближению с другим – это потеря собственной субъектности, способности к суверенному и целостному личностному существованию. Слияние разрушает не только внешнюю оболочку, но и границы человеческой индивидуальности. Альма, проникая в «замок» Йохана, отодвигает себя на второй план, принимая роль попутчицы своего мужа, сопровождающей его по лабиринтам сознания. В «Персоне» субъектность приносится в жертву несколько иным способом. Медсестра Альма ухаживает за знаменитой актрисой Вероникой, вследствие глубокого экзистенциального кризиса принявшей обет молчания. Героиня рассказывает своей подопечной историю своей жизни, делится с ней самыми сокровенными переживаниями и воспоминаниями. Однако подобным образом она не манифестирует собственную личность, но, напротив, жертвует ей, безвозмездно отдавая ее своей подруге и принимая на себя ее боль.