Наркоманы, обворовывающие аптеки в поисках наркотиков — Ван Сент не изменяет себе в выборе персонажей уже второй картины. Секс, наркотики, секс, наркотики — описание жизни бит-поколения 50-х годов, которое в дальнейшем — к концу 60-х — трансформировалось в субкультуру хиппи. Время действия «Аптечного ковбоя» — 1971-й год; тем не менее, персонажи ведут скорее битнический, «опасный», нежели «хиппующий» образ жизни. Автор романа, по которому снята картина, Джеймс Фогл, во время проката фильма сидел в тюрьме за распространение наркотиков. Интересный факт — в 2011-м году его вновь посадили за ограбление аптеки на 15 лет, и Джеймс скоропостижно умер в заточении. Поклонник бит-литературы Ван Сент создаёт из своих персонажей битнические архетипы — непостоянство жизни, отсутствие видимого будущего, жизнь здесь и сейчас, и так, чтоб «в кайф».
Жадные до денег и наркотиков отбросы — так можно назвать кучку главных героев, которых совсем не хочется величать положительными персонажами. Таких не захочется встретить вечером в подворотне, особенно когда в кармане есть немного денег. Главным отморозком в фильме является «фронтмен» группы Боб в исполнении Мэтта Диллона — в обмен на наркотики он, кажется, готов продать родную мать. Будучи самым сложным персонажем истории, после смерти от передозировки одной из участниц воровской компании он решает пройти курс реабилитации, неожиданно для всех и себя самого; зритель видит попытку перерождения Боба через тернии и сомнения — от жестокого антигероя и закоренелого наркомана до порядочного гражданина, осознающего свою проблему. В то же время жизнь его бывших приятелей лишь усугубилась вследствие наркотической зависимости.
Как дебютный, так и второй полный метр Ван Сента можно было бы назвать провокативными (хотя бы из-за детального изображения приёма наркотических веществ), но данная провокация латентна: истории здесь основаны на реальных человеческих судьбах, страстях и зависимостях. Неспешный темп повествования, присущий «Аптечному ковбою», в целом, характерен для постановщика; мрачные или не веселящие (печальная история любви в «Дурной ночи») сюжеты своих лент Ван Сент делает лёгкими для восприятия и не лишёнными юмора — например, в «Аптечном ковбое» Уильям С. Берроуз — знаменитый писатель-битник — сыграл ироничного пожилого священника, сидящего на наркотиках.