ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 13 АПРЕЛЯ 2024

ВАМПИРША-ГУМАНИСТКА ИЩЕТ ОТЧАЯННОГО ДОБРОВОЛЬЦА: РОМАН С ИЗЮМИНКОЙ

Чужой среди своих, чужой среди чужих

ВАМПИРША-ГУМАНИСТКА ИЩЕТ ОТЧАЯННОГО ДОБРОВОЛЬЦА: РОМАН С ИЗЮМИНКОЙ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 13.04.2024
Чужой среди своих, чужой среди чужих
ВАМПИРША-ГУМАНИСТКА ИЩЕТ ОТЧАЯННОГО ДОБРОВОЛЬЦА: РОМАН С ИЗЮМИНКОЙ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 13.04.2024
Чужой среди своих, чужой среди чужих
НАШИ СОЦСЕТИ

— Я всегда думала, что вы, люди, боитесь смерти.

— Я думаю, люди боятся страданий.


Из фильма «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

Режиссер: Ариан Луи-Сейз
Страна: Канада
Год: 2023

Когда премьера твоего дебюта проходит на Венецианском кинофестивале, это как минимум означает, что ты на правильном пути. Как максимум, что ты пассионарий, у которого при должном везении и упорстве есть шанс стать значительной фигурой в своем деле и оставить заметный след в истории.

Не знаем, такая ли судьба уготована канадской постановщице и сценаристке Ариан Луи-Сейз, но первый ее кинематографический блин точно не вышел комом.
В центре повествования Саша — не самая обычная девушка. Точнее, не самая обычная девушка-вампир. Правда, и тут все не так просто, ведь героиня выделяется и среди своих, не желая убивать ради крови.

Ее родители этим крайне недовольны. Больше — они разочарованы, злы и напуганы. Ведь отказ от пищи рано или поздно приведет к закономерному результату — смерти.

Ситуация остается неразрешимой до тех пор, пока Саша не встречает Пола — меланхоличного юношу-интроверта, который, возможно, станет для нее той самой спасительной соломинкой. Но какая участь уготована Полу?

Истории про сердобольных вампиров встречались в кино и раньше. Тут вам и экранизации поп-культурного феномена Стефани Майер «Сумерки», и поэтические «Выживут только любовники» Джима Джармуша, и киноверсия романа Энн Райс «Интервью с вампиром», и комедийно-пародийные «Реальные упыри», и многие-многие другие ленты.

Тем не менее произведение Луи-Сейз выделяется даже на этом фоне. Почему? Прежде всего, из-за того, насколько много смыслов сумела вложить в свое творение постановщица.
За ортодоксальным сюжетом о буднях кровопийц можно рассмотреть неспешную притчу об инаковости, роман воспитания, любовную историю, метафорическое высказывание о гуманистических идеалах и мрачный триллер о побеге от самого себя.

Склеить все эти фрагменты в единый пазл помогают актеры. Молодые и харизматичные Сара Монтпети и Феликс-Антуан Бенар отлично смотрятся вместе и по отдельности. За их чудаковатостью или, будет правильнее сказать, исключительностью кроются нежные ранимые души. За их трогательной нерешительностью — смелые поступки. В их синергии — жгучий интерес друг к другу, настоящая дружба и, как знать, быть может, любовь.

Отказ Саши пить кровь — не каприз, не дурацкая прихоть и не попытка, сыграв на родительских чувствах, утвердиться в собственной значимости. Будучи еще ребенком, она с отвращением смотрела на убийства людей (да, убийства ради пропитания, но все же убийства). Потому в ее позиции угадывается отнюдь не бунт против системы, а громкое, хоть и бессознательное заявление о собственном «я».

В этом смысле так и хочется сравнить вампирское сообщество, внутри которого вынуждена жить главная героиня, с миром животных-хищников. Ведь они тоже вынуждены убивать ради того, чтобы жить. Отказываясь от привычных для ее соплеменников ритуалов, Саша провозглашает себя… человеком. Не фактически, но фигурально.

Такой же Пол. Молодой человек не в состоянии влиться в коллектив, он постоянно рефлексирует, подавляет в себе эмоции, не может наладить коммуникацию со сверстниками и насладиться всеми преимуществами молодости. Знакомство с Сашей оказывается для Пола судьбоносным.
По всем канонам жанра между героями должно вспыхнуть яркое чувство. Так и происходит. Но Луи-Сейз сильно сужает эмоциональную палитру. Удивительно, но при такой нарочитой внешней отстраненности «Вампирша-гуманистка…» — кино предельно чувственное.

Помимо ведущих актеров, «виноваты» в этом техническо-формальные средства. Так, обилие затемненных сцен (солнечный свет для вампиров губителен), оттенки пастельных цветов, статичная камера Шона Павлина («Звук двигателей», сериал «Со мной»), длинные планы и мечтательная, отдаленно напоминающая замогильные гитарные переливы Нила Янга (кстати, тоже канадца) из «Мертвеца» музыка Пьер-Филиппа Коте («Царство красоты», «Не в порядке»), создают интимную атмосферу в моменты сближения Пола и Саши и напряженную в эпизодах опасности.

Но все же метафорики в картине почти нет. История вполне конкретна. Автор сравнивает своих персонажей с изгоями. Представители меньшинств регулярно подвергаются буллингу, осмеиванию, а нередко — открытой агрессии, в том числе и физической. Их путь — через эскапизм к саморазрушению.

Луи-Сейз наглядно демонстрирует, что спасение возможно только через созидание. То, что для Саши и Пола акт творения напрямую связан с вампиризмом, придает постановке обаятельного черного юмора.
Правда, в заключительной трети картина немного меняет курс. В историю вводится ряд допущений, которые вполне можно назвать роялями в кустах, а действие начинает доминировать над визуальной поэзией. Но это не очень портит впечатление от дебютной работы Ариан Луи-Сейз.

«Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» — добрая сказка о том, что любовь и дружба помогут в любой, даже самой безвыходной ситуации. А отличительные особенности можно использовать себе во благо. Но для этого определенно придется постараться.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda