История о внутренней свободе, открытости художественного самовыражения и признание в любви к театру
ТРИУМФ: ПУТЬ К МЕЧТЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25.12.2021
История о внутренней свободе, открытости художественного самовыражения и признание в любви к театру
ТРИУМФ: ПУТЬ К МЕЧТЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25.12.2021
История о внутренней свободе, открытости художественного самовыражения и признание в любви к театру
— Смеяться, конечно, лучше, чем плакать.
Из фильма «Триумф»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Ограничение по возрасту
Если вам еще не исполнилось 18 лет, просим покинуть эту страницу.
Мне уже исполнилось 18 лет
Режиссер: Эммануэль Курколь Страна: Франция Год: 2020
Фильм Эммануэля Курколя «Триумф» — это история о свободе: внутренней, художественного самовыражения, духовной, физической и моральной. Это признание в любви к театру в частности и к искусству вообще. Это нежная интимная история о немолодом неудачливом театральном актере Этьене (Кад Мерад), которому в один прекрасный день поручают работу с тюремными заключенными.
С ними мужчина собирается поставить знаменитую пьесу Самюэля Беккета «В ожидании Годо». Но все, как и следовало ожидать, идет не по плану — коллектив преследуют взлеты и падения. Однако злоключения группы лишь укрепляют веру Этьена в конечный успех амбициозного предприятия.
Сюжет картины вдохновлен реальной историей Яна Йонсона, шведского актера, который в 1985 году поставил пьесу Беккета с заключенными тюрьмы строгого режима.
В своей версии Курколь значительно переработал исходный сюжет. В одном из интервью французский режиссер так говорил о проекте: «Нам все пришлось изобретать заново, потому что шведская тюремная среда восьмидесятых была очень далека от сегодняшних реалий французских тюрем. Как сценарист, я попал в тупик. После долгих поисков решения, проект, казалось, забуксовал. Я вернулся к нему лишь в 2016 году. У меня было время подумать, как преодолеть все преграды, перенеся историю в наше время».
Сценарий фильма Курколю помогли написать актер Тьерри де Карбонньере и драматург Халед Амара («Женись на мне, чувак», «Пока все хорошо»). Готовясь к съемкам, постановщик провел несколько видеосеминаров с заключенными самой большой действующей тюрьмы в Европе, Флери-Мерожи.
Производственный процесс прошел в пенитенциарном центре Мо-Шоконен. Место уже было знакомо режиссеру, ведь ранее здесь проходили съемки его документальной ленты «Двенадцать струн».
Курколь так объясняет выбор локации: «Все должно было быть рассчитано и спланировано с точностью до миллиметра. Съемочная группа, актеры, техники, статисты в тюрьме из девятисот активных заключенных — это настоящая головная боль. Впервые администрация тюрьмы предоставила такую возможность кинематографистам. Но нас очень хорошо приняло руководство, а персонал был очень отзывчивым». В картине режиссер намеренно уходит от демонстрации штампов тюремной жизни, превращая постановку в притчу о смысле жизни, предназначении и судьбе. Избирая с самого начала легкий комедийный тон, автор показывает сокамерников простыми обаятельными людьми: инфантильными, сентиментальными, харизматичными и, несмотря на тяжелую судьбу, добрыми. В их непосредственности сосредоточены неподдельная любовь к жизни и жажда к приключениям, в азарте — стремление выделиться, проявить индивидуальность.
Для театрального режиссера задача поставить пьесу с непрофессионалными актерами — большая удача и наказание. С одной стороны, Этьен может самоутвердиться, продемонстрировав свои способности и накопившийся за годы длинной, пусть и неудачной карьеры опыт. С другой стороны, подобный коллектив трудно удержать в узде, сохранив в группе равновесие, не говоря уж о том, какие трудности открывает совместная работа с Патриком (Давид Айала), Муссой (Вабинле Наби), Камелем (Софиан Хаммес), Бойко (Александр Медведев), Алексом (Ламин Сиссохо) и Жорданом (Пьер Лоттен).
Судьба Курколя схожа с участью Этьена. Оба они были актерами, а затем решили попробовать себя в качестве режиссеров. В отличии от главного героя картины для Курколя «Триумф» — второй полнометражный фильм. Тем удивительнее, что его работа была отмечена Европейской киноакадемией, назвавшей картину лучшей комедией 2020 года, а также удостоилась номинации на «Золотом глобусе» в категории «Лучшая комедия». Во многом это случилось потому, что Курколю удалось совместить в своей постановке сложное с простым.
В фильме нет ни насилия, ни гнетущей атмосферы, ни перманентно встающих перед персонажами сложных моральных дилемм. Но несмотря на кажущуюся легкость, «Триумф» апеллирует к серьезным проблемам. Помимо фундаментальных вопросов о дружбе, успехе и акте творчества как таковом, автор рассуждает о тюремной культуре и о том, каким образом можно ее улучшить.
Но при этом ленте недостает глубины. Увлекаясь различными формами физической комедии, авторы немного теряют эмоциональную часть повестования. Недосказанными остаются линии Патрика, Камеля и других, а в натянутых отношений Этьена со своей дочерью, кажется, больше вопросов, чем ответов. По касательной оказываются задеты проблемы дегуманизации осужденных к лишению свободы, темы отцов и детей и внутренней свободы. Беккет, в отличии от Эммануэля Курколя, знал, что иногда «лучше меньше, да лучше».