геннадий гусев | 25 ДЕКАБРЯ 2021

ТРИУМФ: ПУТЬ К МЕЧТЕ

История о внутренней свободе, открытости художественного самовыражения и признание в любви к театру

ТРИУМФ: ПУТЬ К МЕЧТЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25.12.2021
История о внутренней свободе, открытости художественного самовыражения и признание в любви к театру
ТРИУМФ: ПУТЬ К МЕЧТЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25.12.2021
История о внутренней свободе, открытости художественного самовыражения и признание в любви к театру

— Смеяться, конечно, лучше, чем плакать.

Из фильма «Триумф»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Эммануэль Курколь
Страна: Франция
Год: 2020

Фильм Эммануэля Курколя «Триумф» — это история о свободе: внутренней, художественного самовыражения, духовной, физической и моральной. Это признание в любви к театру в частности и к искусству вообще. Это нежная интимная история о немолодом неудачливом театральном актере Этьене (Кад Мерад), которому в один прекрасный день поручают работу с тюремными заключенными.

С ними мужчина собирается поставить знаменитую пьесу Самюэля Беккета «В ожидании Годо». Но все, как и следовало ожидать, идет не по плану — коллектив преследуют взлеты и падения. Однако злоключения группы лишь укрепляют веру Этьена в конечный успех амбициозного предприятия.

Сюжет картины вдохновлен реальной историей Яна Йонсона, шведского актера, который в 1985 году поставил пьесу Беккета с заключенными тюрьмы строгого режима.

В своей версии Курколь значительно переработал исходный сюжет.

В одном из интервью французский режиссер так говорил о проекте: «Нам все пришлось изобретать заново, потому что шведская тюремная среда восьмидесятых была очень далека от сегодняшних реалий французских тюрем. Как сценарист, я попал в тупик. После долгих поисков решения, проект, казалось, забуксовал. Я вернулся к нему лишь в 2016 году. У меня было время подумать, как преодолеть все преграды, перенеся историю в наше время».
Сценарий фильма Курколю помогли написать актер Тьерри де Карбонньере и драматург Халед Амара («Женись на мне, чувак», «Пока все хорошо»). Готовясь к съемкам, постановщик провел несколько видеосеминаров с заключенными самой большой действующей тюрьмы в Европе, Флери-Мерожи.

Производственный процесс прошел в пенитенциарном центре Мо-Шоконен. Место уже было знакомо режиссеру, ведь ранее здесь проходили съемки его документальной ленты «Двенадцать струн».

Курколь так объясняет выбор локации: «Все должно было быть рассчитано и спланировано с точностью до миллиметра. Съемочная группа, актеры, техники, статисты в тюрьме из девятисот активных заключенных — это настоящая головная боль. Впервые администрация тюрьмы предоставила такую ​​возможность кинематографистам. Но нас очень хорошо приняло руководство, а персонал был очень отзывчивым».

В картине режиссер намеренно уходит от демонстрации штампов тюремной жизни, превращая постановку в притчу о смысле жизни, предназначении и судьбе. Избирая с самого начала легкий комедийный тон, автор показывает сокамерников простыми обаятельными людьми: инфантильными, сентиментальными, харизматичными и, несмотря на тяжелую судьбу, добрыми. В их непосредственности сосредоточены неподдельная любовь к жизни и жажда к приключениям, в азарте — стремление выделиться, проявить индивидуальность.
Для театрального режиссера задача поставить пьесу с непрофессионалными актерами — большая удача и наказание. С одной стороны, Этьен может самоутвердиться, продемонстрировав свои способности и накопившийся за годы длинной, пусть и неудачной карьеры опыт. С другой стороны, подобный коллектив трудно удержать в узде, сохранив в группе равновесие, не говоря уж о том, какие трудности открывает совместная работа с Патриком (Давид Айала), Муссой (Вабинле Наби), Камелем (Софиан Хаммес), Бойко (Александр Медведев), Алексом (Ламин Сиссохо) и Жорданом (Пьер Лоттен).

Судьба Курколя схожа с участью Этьена. Оба они были актерами, а затем решили попробовать себя в качестве режиссеров. В отличии от главного героя картины для Курколя «Триумф» — второй полнометражный фильм. Тем удивительнее, что его работа была отмечена Европейской киноакадемией, назвавшей картину лучшей комедией 2020 года, а также удостоилась номинации на «Золотом глобусе» в категории «Лучшая комедия».

Во многом это случилось потому, что Курколю удалось совместить в своей постановке сложное с простым.
В фильме нет ни насилия, ни гнетущей атмосферы, ни перманентно встающих перед персонажами сложных моральных дилемм. Но несмотря на кажущуюся легкость, «Триумф» апеллирует к серьезным проблемам. Помимо фундаментальных вопросов о дружбе, успехе и акте творчества как таковом, автор рассуждает о тюремной культуре и о том, каким образом можно ее улучшить.

Но при этом ленте недостает глубины. Увлекаясь различными формами физической комедии, авторы немного теряют эмоциональную часть повестования. Недосказанными остаются линии Патрика, Камеля и других, а в натянутых отношений Этьена со своей дочерью, кажется, больше вопросов, чем ответов. По касательной оказываются задеты проблемы дегуманизации осужденных к лишению свободы, темы отцов и детей и внутренней свободы.

Беккет, в отличии от Эммануэля Курколя, знал, что иногда «лучше меньше, да лучше».
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda