АРТЕМ ШИПУНОВ | 11 ИЮЛЯ 2020

СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА: КОГДА НАСТОЯЩЕЕ СТАНОВИТСЯ ПРОШЛЫМ

Размышление о сложной экранной трактовке эпохи Революции и Гражданской войны в советском кино
СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА: КОГДА
НАСТОЯЩЕЕ СТАНОВИТСЯ ПРОШЛЫМ
АРТЕМ ШИПУНОВ | 11.07.2020
Размышление о сложной экранной трактовке эпохи Революции и Гражданской войны в советском кино
СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА: КОГДА
НАСТОЯЩЕЕ СТАНОВИТСЯ ПРОШЛЫМ
АРТЕМ ШИПУНОВ | 11.07.2020
Размышление о сложной экранной трактовке эпохи Революции и Гражданской войны в советском кино
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Евгений Карелов
Страна: СССР
Год: 1968

Темы Революции и Гражданской войны являлись одними из основополагающих для кинематографа Советского Союза на всех этапах его истории. Однако вопреки расхожему мнению интерпретация данных тем в советском кино никогда не была подчинена единому шаблону. События 1917−1920-х годов регулярно подвергались рефлексии со стороны отечественных кинематографистов. Следствием этого стала сложная и многолетняя эволюция экранных трактовок интересующей нас эпохи и её героев. И началась эта эволюция далеко не в Перестройку и даже не в хрущевскую «оттепель». Чего только стоят кадры психологической атаки или фраза «Брат Митька помирает, ухи просит…» в легендарном «Чапаеве» 1934 года. А ведь всего десятью годами ранее подобная, пусть и эпизодическая, сочувственная демонстрация «белых» в историко-революционном фильме была попросту невозможна!
Особое место в истории советского кино о Гражданской войне занимает период конца 1960-х — начала 1970-х годов, время, ознаменованное полувековым юбилеем Октябрьской революции и последовавших за ней событий. Круглая дата дала советским кинематографистам прекрасный повод для новой, масштабной попытки осмысления прошлого. Результатом этого процесса стало появление целой плеяды замечательных картин о Гражданской войне, вошедших в «золотой фонд» отечественной киноклассики. Одной из них является фильм режиссёра Евгения Карелова «Служили два товарища», вышедший на экраны осенью 1968 года.

О чём повествует эта лента? Поначалу может показаться, что название говорит само за себя. Авторы решили рассказать зрителю о похождениях двух товарищей-красноармейцев, Андрея Некрасова (Олег Янковский) и Ивана Карякина (Ролан Быков), получивших в ноябре 1920-го года задание заснять на трофейную кинокамеру укрепления противника накануне важного сражения. Однако, по прошествии 15 минут фильма, история становится с ног на голову, ведь параллельно рассказу о бойцах Красной армии на экране начинает разворачиваться история третьего главного героя — белогвардейца Александра Брусенцова (Владимир Высоцкий). А далее, на протяжении всей первой половины картины, вокруг фигур центральных персонажей постепенно складывается сложная и причудливая мозаика из образов и типажей Гражданской войны: «красных», «белых» и «зелёных». Складывается для того, чтобы затем в одночасье рухнуть, когда придет назначенное время.
В течении первого часа фильма зрителю периодически демонстрируются титры, сообщающие нам точную дату происходящих событий. Поначалу этот ход создателей картины может вызвать недоумение, показаться странным и даже анахроничным. Но всё встаёт на свои места, когда на экране появляется последний титр: «Литовский полуостров. 8 ноября, 3 часа 40 мин.» Перед нами был обратный отсчёт. Отсчёт до того рокового события, про которое до этого регулярно говорили, к которому готовились, которого ждали и боялись герои по обе стороны фронта — штурма Перекопа, не просто «ещё одной», а решающей, финальной битвы Гражданской войны.

Вторая половина картины принципиально не похожа на первую. Как только с экрана раздаются звуки выстрелов начавшегося сражения, доселе достаточно камерная история приобретает поистине эпический размах. И здесь особого упоминания заслуживают операторы Михаил Ардабьевский и Виктор Белокопытов, снявшие для «Двух товарищей» одни из лучших батальных сцен в советском кино: масштабные и динамичные, в нужный момент демонстрирующие происходящее как будто отстраненно, а в нужный — бросающие зрителя в самую гущу событий, где под разными знаменами сражаются и гибнут герои предшествующей истории, «белые» офицеры и «красные» комиссары.
А когда решающие залпы отгремят, уходящая Гражданская война выхватит из жизни своими последними пулями и Андрея Некрасова, и Александра Брусенцова. Но затем настоящее всё-таки станет прошлым — для победителей и побежденных наступит новая жизнь. Возможно, не менее тяжелая и трагическая, но уже, совершенно точно, не та же, что до штурма Перекопа. Ярким символом этого в фильме является барабан полкового оркестра с надписью: «Даешь Крым!», еще недавно — неотъемлемый атрибут событий, в последних кадрах показанный оставленным и ненужным.

И тут перед нами снова встает вопрос, о чём же эта лента? Окончательный ответ на него авторы дают нам в эпилоге, решенном в форме mockumentary — сочетании реальных документальных съёмок 1920-х годов и кадров, якобы выполненных во время действия картины оператором Андреем Некрасовым. Участники Гражданской войны, «красные» или «белые», а равно и их великая и трагическая эпоха в целом, не ушли бесследно. Память о тех днях и людях сохранилась для поколений в песнях и реликвиях, в кадрах фото- и кинохроники. И не случайно, вспоминая позже о своей роли в «Служили два товарища», Олег Янковский скажет: «Мне дорог этот фильм, дорог каждый эпизод, каждый съемочный день. Дорог тем, что воскрешает время, которое ушло, но которое навсегда с нами…»[1].

Редактор: Лена Черезова
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Автор журнала «Кинотексты»
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого портала.
Также вы можете перевести любую сумму по Сбербанк Онлайн:

4817 7600 8370 3508
alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/56193
Made on
Tilda