АЛЬБИНА АХАТОВА | 13 ИЮНЯ 2022

«ТРИ ЦВЕТА» КШИШТОФА КЕСЬЛЕВСКОГО: В ЧАСТНОМ — ОБЩЕЕ

Обзор последних работ польского режиссера, который прошел долгий путь от неприметного документалиста до одного из самых известных кинематографистов Европы

«ТРИ ЦВЕТА» КШИШТОФА КЕСЬЛЕВСКОГО: В ЧАСТНОМ — ОБЩЕЕ

АЛЬБИНА АХАТОВА | 13.06.2022
Обзор последних работ польского режиссера, который прошел долгий путь от неприметного документалиста до одного из самых известных кинематографистов Европы
«ТРИ ЦВЕТА» КШИШТОФА КЕСЬЛЕВСКОГО: В ЧАСТНОМ — ОБЩЕЕ
АЛЬБИНА АХАТОВА | 13.06.2022
Обзор последних работ польского режиссера, который прошел долгий путь от неприметного документалиста до одного из самых известных кинематографистов Европы
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Казалось бы, в концепции «Трех цветов» есть конкретика — названия фильмов трилогии соответствуют расцветке французского флага. Каждый элемент триколора олицетворяет одну из ценностей, задекларированных Великой французской революцией: свободу, равенство, братство. Однако в противовес этой частности режиссер Кшиштоф Кесьлевский иронично подчеркивает, что придуманные им сюжеты являются универсальными и не чужды никакому обществу. Если бы фильмы цикла снимались в другой стране и на другом языке, суть и идея их сценариев не поменялись бы. А так, Франция дала деньги, поэтому и язык, и флаг — французские. А истории — общие, так как многие люди сталкиваются с подобным.

В России трилогия впервые появилась в прокате только в этом году. Поэтому, если вы до сих пор не успели посмотреть ее ни в кино, ни на «пиратках», то осторожно, спойлеры!

СИНИЙ

Семья знаменитого композитора Патриса попадает в аварию, в которой выживает только его жена Жюли в исполнении Жюльет Бинош. Жюли тяжело переживает смерть супруга и маленькой дочери. Даже пытается совершить самоубийство, но у нее не хватает ни сил, ни духу. Зато она обрела «свободу» — возможность начать жизнь заново, без мужа и ребенка.

Синий цвет на французском флаге символизирует свободу и этот фильм — о свободе выбора, который постоянно совершает главная героиня. Она выбирает, как поступить с любовницей мужа, помочь ли его управляющему — Оливье — завершить партитуру, вмешаться ли в личную жизнь соседки. Но свобода достается Жюли очень дорогой ценой, которая — как бы это парадоксально не звучало — обесценивает приобретенную свободу. В моменты эмоционального накала, которые становятся глубже и насыщеннее «синего», невозмутимого состояния героини, Жюли впадает в помутнение, сопровождаемое классической музыкой и затемнением кадра. Будто в эти несколько секунд она превозмогает что-то дикое и кричащее внутри себя, способное разрушить героиню и ее перерождение. Невозможно наслаждаться и пользоваться свободой, когда гложет боль от потери — это мешает и наполнить жизнь чем-то новым, и дистанцироваться от прошлого.

Конечно же, в «Синем» присутствует множество деталей этого цвета и его оттенков: синие окна в больнице, синий бассейн, синяя комната в доме Жюли и ее мужа, голубая папка, которую в начале фильма получает Оливье (в ней находятся важные для семьи Патриса и Жюли документы), сине-зеленые отсветы в опустевшем жилище, голубое обручальное кольцо, голубая ручка.

Здесь мало слов и внезапных сюжетных поворотов, зато много медитативных и тихих сцен. Из всех фильмов трилогии, пожалуй, первый же, «Синий», самый апатичный: если в «Белом» и «Красном» иногда появляется какой-то «экшен», то «Синий» всегда остается таким же спокойным и непроницаемым, как глубина морских волн; таким же невозмутимым, как утопленное горе.

БЕЛЫЙ

Вторую часть трилогии можно назвать «спин-оффом» сцены, которая мимолетно происходит в «Синем»: тогда Жюли по ошибке попадает на закрытое судебное заседание и успевает услышать риторический вопрос ответчика: «Где же равенство?» На суде разводят молодую чету — француженку Доминик и поляка Кароля — потому что у них в браке нет секса. Хотя до официальной свадьбы все получалось.

Доминик и Кароль — противоречивая пара. Она — дерзкая и решительная — не гнушается натравить на бывшего мужа полицию путем наговора. Во всем цвете ее коварство проявляется, когда бывший муж-импотент звонит ей по телефону, а она стонет в трубку, занимаясь в этот момент любовью с кем-то другим. Что до Кароля, то он — тюфяк, попадающий в неловкие ситуации. Даже профессия у него не самая маскулинная: он парикмахер (судя по количеству выигранных международных конкурсов, очень талантливый). Это созависимая пара, потому что Кароль и Доминик перевешивают друг друга своей неравнозначностью, качаясь на качелях любви и ненависти.

Как и Жюли из «Синего», Кароль тоже вынужден буквально начать жизнь с «белого» листа и после развода возвращается в Польшу — резко контрастирующую со свободной красивой Францией социалистическую страну с депрессивным пейзажем панелек и разрухи. На родину он попадает нелегальным путем при помощи нового знакомого, земляка Николая. В Польше Кароль преображается: вписывается в финансовые аферы, открывает бизнес, зарабатывает кучу денег, покупает качественную одежду, крутую машину и делает себе новую прическу. Из наставника во Франции уже в Польше Николай превращается в соратника и союзника, что делает героев равными — теперь Кароль будет стремиться к равенству и с Доминик.

«Белые» детали «Белого»: белое платье невесты, белая машина Доминик, белые голуби, белый мраморный бюст, который Кароль увозит из Парижа в Польшу, белый снег, оформление гостиничного номера в белых цветах, белоснежная кожа Доминик, оргазм как белая вспышка. В этой ленте больше перекличек белый/красный, чем синий/белый: в кадре присутствуют красные элементы одежды и красное постельное белье.

По тону второй фильм вышел куда более комичным и наивным: «Синий» — все-таки депрессивная картина о потере и преодолении травмы, тогда как «Белый» содержит в себе элементы комедии, направленные, правда, на злоключения всего одного персонажа — Кароля. Впрочем, именно в его преображении, в уравнивании себя с более успешными людьми, и заключается суть фильма. Словно паспорт в шредере, его прежняя личность нерасторопного человека исчезает навсегда, а ей на смену приходит успешный, уверенный в себе бизнесмен, который, наконец, пройдя через множество испытаний, обретает близость с любимой женщиной.

КРАСНЫЙ

В последней ленте трилогии главная роль вновь достается женщине — начинающей модели Валентине из Женевы, у которой есть проблемный младший брат и токсичный бойфренд. К счастью, никто из них в кадре не появляется — девушка общается с ними по телефону, и этого достаточно. Однажды она сбивает собаку и знакомится с ее хозяином — нелюдимым судьей в отставке Керном, похожим на извращенца, потому что он подслушивает телефонные разговоры соседей. Жанровая принадлежность третьей картины отлична от предшественников: от трагикомедии «Белого» она переходит к мистическо-детективному флеру.

В отличие от первых двух фильмов, где лейтмотивные цвета равномерно размазаны по всему хронометражу, в третьей ленте красный с самого начала бросается в глаза — не столько за счет естественной яркости, сколько за счет его обилия в кадре. Буквально с первых же минут зритель видит красную мебель в квартире Валентины, красные стены в доме ее соседа Огюста, его красную машину, красный интерьер кафе, куда тот часто захаживает, красную куртку бойфренда Валентины, ее фотосессию в красных тонах и, наконец, огромный красный рекламный билборд. Дальше по фильму красного будет поменьше, но он постоянно находится в поле зрения: красные стены в доме судьи, красный театральный зал, красные юбка или водолазка Валентины, красные билеты на паром. Едва ли Кесьлевского вдохновляли «Твин Пикс» и красная комната в Черном Вигваме, но вдруг.

«Красный» — это кино о переменах, которые происходят в людях, влияющих друг на друга. В холодном «Синем» представлена застывшая Жюли и ее внутренний, огороженный ото всех мир, в «Белом» преображается только Кароль, и то только из-за сильной нужды, а в «Красном» метаморфозы персонажей случаются благодаря положительному воздействию одних несчастных героев на других. Валентине не чужд юношеский максимализм, характерный для идеи братства: она считает, что и соседям Керна нужно рассказать о том, что их подслушивают, и обманутой женщине раскрыть, что у ее мужа есть любовник. Однако благодаря судье героиня убеждается в том, что на практике резать правду-матку сложнее. А судья, в свою очередь, благодаря Валентине перестает подслушивать чужие секреты и закрываться ото всех подряд.

Своего рода «братство» в ленте формируют связи. Не родственные узы, а незаметные нити судьбы, которые волей-неволей объединяют людей. Это происходит и благодаря обстоятельствам: странная встреча Валентины с судьей и случайное (или не очень) присутствие всех главных героев трилогии в числе выживших в катастрофе на пароме в конце фильма. Свою роль сыграют и телефонные коммуникации Валентины с братом и бойфрендом, которые прослушивает Керн, таким вот странным образом сближаясь со своими соседями и людьми вокруг.

«Красный» — фильм не только про принятие и контакт, про готовность признать ошибки и исправиться. Его ценности — братство, близость, помощь. В конце концов, именно Валентина помогает сгорбленной бабульке, все три части трилогии тщетно пытающейся засунуть бутылку в высокий мусорный бак, в то время как Жюли — по свободе выбора — и Кароль — из принципа равенства — всего лишь безучастно наблюдают за мучениями пожилой женщины со стороны.

ТРИКОЛОР

Французский флаг обыгрывается цветовой композицией во всех трех фильмах: как в палитре на протяжении каждой картины, так и в отдельных сценах. В «Синем», полном синих деталей, постепенно появляются светлые сцены, которые ближе к завершению окрашивают картину в красные оттенки — красная комната в ночном клубе, красный халат на танцовщице, красная машина Оливье. В «Белом» больше рифмовок с красным, количество которых увеличивается по мере приближения к финальным титрам. И, наконец, сам «Красный» тонет в красном.

Все три части плавно перетекают одна в другую не только последовательностью цветов на французском флаге, но и временами года, рифмующимися с душевным состоянием героев: осень в «Синем» как конец прежней жизни для вдовы с последующим спокойным увяданием, зима в «Белом» как смерть брака и отношений, весна в «Красном» как молодость главной героини и символ духовного перерождения пожилого судьи.

Главная тема, объединяющая ленты Кесьлевского — это, конечно же, любовь и отношения между людьми. Трилогия объединена одним зданием суда, где рано или поздно оказываются все главные герои: Жюли ищет любовницу мужа, работающую судьей, Кароль и Доминик разводятся, Огюст там работает, как и бывший судья Керн много лет назад. Словно бы жизни всех этих персонажей, ничем не отличающихся от обычных людей, выносят на суд зрителю.
Трилогия должна была стать последней работой в фильмографии Кшиштофа Кесьлевского, который, заявив об уходе из кино незадолго до релиза «Трех цветов», все равно принялся за разработку нового сценария. Но трилогия и вправду оказалась для него последней: режиссер скончался от сердечного приступа через пару лет после выхода «Синего», «Красного» и «Белого». Неизвестно, какое бы место этот цикл занимал в творчестве Кесьлевского, если бы он все-таки успел снять что-то после, однако теперь «Три цвета» можно назвать финальным аккордом. Итогом всей деятельности режиссера, поднимавшего в своих картинах экзистенциальные темы, вопросы морали и мотивов. Режиссера, превратившего кино в площадку для исследования человека и его внутреннего мира со всеми его неприглядными, невыразительными и отнюдь не выдающимися сторонами.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda