олег прекраснов | 03 ИЮЛЯ 2019

НАЧАЛО ПУТИ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА: ТРИЛОГИЯ «Е»

Статья, посвященная ранним полнометражным киноработам провокационного и безмерно ироничного знаменитого датчанина
НАЧАЛО ПУТИ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА: ТРИЛОГИЯ «Е»
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 03.07.2019
Статья, посвященная ранним полнометражным киноработам провокационного и безмерно ироничного знаменитого датчанина
НАЧАЛО ПУТИ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА: ТРИЛОГИЯ «Е»
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 03.07.2019
Статья, посвященная ранним полнометражным киноработам провокационного и безмерно ироничного знаменитого датчанина
«Вы хотите проснуться, освободиться от образа Европы, но это… невозможно».
(закадровый голос Макса фон Сюдофа читает финальный монолог в фильме «Европа»)

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Задолго до выхода недавно нашумевшего фильма «Дом, который построил Джек», интервью Ксении Собчак и объявления «Догмы 95» Ларс фон Триер окончил датскую киношколу, снял ряд первых короткометражек, а также представил миру дипломную среднеметражную ленту – «Картины освобождения». Уже в ней были заметны стилистические и визуальные приёмы, в полной мере проявившиеся в дебютной полнометражной работе – «Элементы преступления».

Что характеризует первые работы Триера, схожие по тематике (разрушенная Европа) и составившие так называемую трилогию «Е» – «Элементы преступления» (1984), «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991)? Долгие кадры, передающие мрачную атмосферу послевоенного времени («Эпидемия» стоит в этом смысле особняком). Необычные цветовые решения – сепия в «Элементе преступления», совмещение чёрно-белого и цветного изображения в «Европе». Почерк датчанина проявляется также в нелинейной структуре повествования первых двух фильмов трилогии - историях внутри историй. Депрессивное настроение в каждой из картин достигается за счёт тех качественных характеристик, которые придаёт художник-постановщик деталям и интерьеру – опустевший город, заполненный мусором и водой в «Элементе преступления», минималистичность в сценах «Эпидемии». Тарковский и Бергман – главные режиссёры, которыми вдохновлялся Триер, поэтому часто ссылался на их работы: например, первая сцена в «Элементе преступления» с перекатом осла по земле выступает как дань уважения Тарковскому и кадру с лошадью из «Андрея Рублёва».

Ларс фон Триер (род. в 1956)
ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СТИЛЕ НУАР
Грязная, порочная, словно пережившая апокалипсис – именно такая Европа встречает детектива Фишера (Майкл Элфик) в своих воспоминаниях, когда тот находится под гипнозом в солнечном Каире. Он попадает в мир вечной ночи, где орудует маньяк. Фишеру поручено поймать его – чтобы предотвратить новые убийства, главный герой ставит себе задачу мыслить как маньяк, словно Уилл Грэм из телесериала «Ганнибал». В этом ему помогает метод, описанный в книге «Элементы преступления». Попытка заглянуть в разум преступника приводит героя к плачевным последствиям.

Детективный неонуарный триллер о поимке маньяка превращается в метафору Европы. Зритель может наблюдать несколько смысловых уровней, вшитых в ткань фильма: исследование природы насилия и жестокости – что может сподвигнуть человека пойти на преступление, окружение или его человеческая природа? Фишер погружается в преступную среду и, в попытках понять убийцу, постепенно теряет рассудок. Окружение ломает сознание главного героя, или извращённое сознание Фишера рисует такую Европу, где реальность и вымысел сливаются воедино вследствие гипнотического транса, в котором детектив и находится весь фильм? Триер создаёт максимально субъективный мир персонажа в желто-коричневых оттенках сепии, где можно увидеть и социальный подтекст: «Тут немного туристов, в такой-то дыре» – говорит главный герой, характеризуя место своего пребывания. И правда – похоже, кроме персонажей фильма в заброшенной Европе никто не живёт: ставится под вопрос реальность рассказанной истории, а также показывается кризис и разлад общества. Примечательно драматургическое решение, присущее всей трилогии – идеалист с благими намерениями пытается решить проблему и помочь людям, но делает только хуже и заводит себя в тупик.

ЭПИДЕМИЯ ИРОНИИ
После давящего своей мрачной атмосферой «Элемента преступления» режиссёр выпустил новую картину под названием «Эпидемия». Чёрно-белый фильм, за копейки снятый Триером о самом себе, отличался от первой части «Е»-трилогии градусом самоиронии и тонкого юмора. По сюжету Триер-режиссёр с товарищем-сценаристом (Нильс Вёрсель) за 5 дней пишут новый сценарий на 12 страниц и с улыбкой относят его продюсеру, ожидающему получить нечто стоящее. Второй ленте датского постановщика присуща нелинейная структура с фильмом внутри фильма, где Ларс так же исполняет главную роль. Кажущиеся ненужными сцены, ехидно улыбающийся Триер в роли самого себя – всё это перекликается со словами, сказанными недавно режиссёром в интервью Ксении Собчак: «Я все еще верю в штуку, которая называется провокацией. Когда я был молодым, этот метод был очень популярен».

Сюжетом фильму в фильме служит история о докторе Месмере, который отправляется спасать людей в город, охваченный чумой, но оказывается распространителем инфекции. Сцены с Триером-режиссёром и Триером-врачом сняты на разные плёнки – 35мм и 16 мм; фильм в фильме снимал Хеннинг Бендтсен – оператор, работавший с Карлом Теодором Дрейером, классиком европейского кинематографа. Часть истории, где Триер и сценарист придумывают новый сценарий, снята в почти документальной манере – такой стиль съёмки был в дальнейшем обруган критиками за плохое качество съёмки. Трактовать картину можно как рассказ о муках творчества режиссёра и сценариста, ведь они, как и выдуманный ими доктор Месмер, идеалисты, и пытаются максимально полно описать создаваемые ими миры и живущих в них персонажей. Для этого главные герои встречаются с девушкой-гипнотизёром, которая якобы попадает в фильм в фильме и описывает то, что видит. Это самая жуткая сцена в картине, во время которой на теле гипнотизёра-медиума появляются болезненные язвы – симптомы чумы. Затем язвы появляются и на персонаже Нильса Вёрселя.

«Эпидемия» (1987)
ВОИНСТВЕННАЯ ЕВРОПА
Одним из главнейших связующих элементов трилогии является персонаж-гипнотизёр, который появляется и в «Европе» – закадровый голос в исполнении Макса фон Сюдофа (известного по фильмам Бергмана, которым вдохновлялся режиссёр) отсчитывает до десяти и погружает нас во вдохновлённый «Америкой» Кафки мир картины «Европа». Молодой американец Леопольд (Жан-Марк Барр) приезжает в послевоенную Германию, чтобы помочь жителям разрушенного города. Устроившись проводником в поезд, он знакомится с девушкой Кэт (Барбара Зукова). Та входит в тайную нацистскую организацию и уговаривает Леопольда взорвать поезд.

На войне нет победителей и проигравших; в поезде, что должен взорвать главный герой, по словам Кэт, находятся люди, которые так же убивали и предавали во время войны, подобно нацистам. Можно наблюдать иронию Триера – пока Леопольд пытается спасти поезд и занимается действительно важным делом, пассажиры вагона дотошно придираются к его работе и нечищенным ботинкам. Персонаж приходит в ярость и приводит заложенную бомбу в действие, погибая при этом сам – не так просто быть идеалистом в картинах датского режиссёра. Визуально картина предлагает зрителю новаторские решения в плане постановки кадра и цвета – изображение в фильме в основном чёрно-белое, но персонажи на переднем плане иногда становятся цветными – достигается это за счёт проэцированного на задний фон экрана. Как и в «Элементе преступления», травмированная и нищая Европа в ленте становится вторым главным героем.

- Я просто пытаюсь понять, почему молодому американцу захотелось поиграть в путешественника в таком печальном месте…
- Я верю, что выполняя здесь гражданскую работу, я делаю мир немного лучше.

Таким образом, начиная с первых полнометражных работ, Ларс фон Триер заявил о себе как об интересном и нетривиальном художнике, не лишённом цинизма и иронии. «Европа» взяла несколько наград на Каннском кинофестивале, закрепив за режиссёром статус «начинающей звезды». В дальнейшем датчанин приступил к съёмкам сериала «Королевство», при создании которого он вдохновлялся «Твин Пиксом» Дэвида Линча. «Королевству» были присущи приёмы движения «Догма 95», а именно нестандартные технические решения, съёмка с рук и резкий монтаж.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda