АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 2 ДЕКАБРЯ 2022

ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ: КАПИТАН, КАПИТАН, УЛЫБНИТЕСЬ!

Сатира о толстосумах (и не только о них), покорившая Каннское жюри

ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ: КАПИТАН, КАПИТАН, УЛЫБНИТЕСЬ!

АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 02.12.2022
Сатира о толстосумах (и не только о них), покорившая Каннское жюри
ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ: КАПИТАН, КАПИТАН, УЛЫБНИТЕСЬ!
АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 02.12.2022
Сатира о толстосумах (и не только о них), покорившая Каннское жюри
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Рубен Эстлунд
Страны: Швеция, Франция, Великобритания, Германия, Турция, Греция, США, Дания, Швейцария, Мексика
Год: 2022

Карл (Харрис Дикинсон) и Яйя (Чарлби Дин) работают в модельном бизнесе. Они чередуют дефиле по подиуму и фотосессии для журналов с пробами к очередным показам, которые не всегда складываются удачно для Карла. На досуге молодые люди зависают в ресторанах, по большей части таких, где даже не указывают цену блюд. Как подмечает Яйя: «Говорить о деньгах несексуально». Меню это тоже касается.
Роскошь в жизни пары главных героев — следствие бартера. Яйя — инфлюенсер с большой аудиторией в социальных сетях. Она дает рекламу и продвигает товар заказчиков, за что получает разного рода бонусы. В результате выполнения одного из ее кейсов, они с Карлом оказываются на яхте премиум-класса в обществе состоявшихся предпринимателей. Куда ни глянь, уткнешься в сверхуспешного человека.

Компанию главным героям составляют: владелец «дерьмовой» империи (поставщик удобрений) Дмитрий (Златко Бурич), сопровождаемый женой и любовницей, парочка престарелых британцев (Оливер Форд Дейвис и Аманда Уокер) в качестве оружейного барона и баронессы, некий IT-гений Ярмо (Хенрик Дорсин) и иже с ними. Управляет судном (точнее, должен был управлять, но решил просто пить и «плыть по течению») капитан в лице Вуди Харрельсона.

Как и следовало ожидать, борт настигает шторм, а за природным катаклизмом следует нападение морских пиратов. В конечном счете горе-мореплаватели будут брошены на сушу. Компания окажется в ситуации, где деньги и все, что нажито непосильным трудом, вмиг потеряет свою ценность. Отныне подчиняться придется не тому, у кого толще кошелек, а тому, кто умеет добывать еду и разводить костер.
Автор последовал геометрии, заложенной в названии, и выстроил повествование в трехчастной форме. В двух третях фильма он лихо прессингует элиту общества. Эстлунд старательно охаживает своей сатирой и главных героев, и тех капиталистов, которые встретятся зрителю на корабле. Порой делает это так, чтобы наверняка, и чтобы было понятно всем и каждому — ирония над эмансипированной девушкой и ее партнером, конфликтующих на почве того, кому следует оплатить счет в ресторане, кажется уж совсем прямолинейной. Потому, юмористическая составляющая теряет в тонкости, зато может привлечь бескомпромиссной уверенностью в манере ее подачи.

Эстлунд говорит со зрителями на острые темы. Он высмеивает тех, кто лукавит, выступая в защиту актуальной социальной повестки, и обличает богатеев одного за другим. Кульминацией становится сортирная вакханалия, в которую вовлечены практически все пассажиры, кроме обаятельного Харрельсона и непотопляемого Бурича. Пока эти двое спорят о марксизме, анархизме и обо всем, что кончается на «-изм», попутно бравируя друг перед другом цитатами известных политических деятелей, оставшиеся падают ниц перед морской болезнью и силой стихии, становясь жертвами локального эстлундовского армагеддона.

Последующее after party на берегах безымянных земель спускается на тормозах в томительное бдение за перестановкой социальных ролей. Режиссер сбавляет обороты, параллельно смещая свой прицел на класс противоположный богачам. Хотел подобного эффекта Эстлунд или нет, но в заключительной части «Треугольника» он будто бы пересаживается со своего саркастического катка на юмористический велосипед.

Если в начале истории, на пробах, Карла просят избавиться от «треугольника печали» на лице, то может и не «треугольник», но легкое уныние накатит на зрителя в заключительной части. Автор буксует в сюжете, но продолжает подкидывать сатиры на вентилятор. Правда, заявленная под финал картины ирония рискует потонуть вслед за яхтой в посткульминационном шоке, и потому урок — если его и хотели нам преподать — могут усвоить далеко не все.
При этом Эстлунд вновь триумфатор — он не в первый раз держит руках «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В 2014-м «Форс-мажор» — укол в адрес института семьи и общества потребления — отметили «особым взглядом» жюри, а в 2017-м главной награды был удостоен «Квадрат» — выпад в сторону причастных к арт-тусовке. У «Квадрата» конкуренция была более чем серьезная: «Окча» Джун-хо, Ханеке, братья Сэфди с их «Хорошим временем», а также «Священный олень» Лантимоса, исследование Линн Рэмси на тему посттравматики «Тебя здесь никогда не было», Хон Сан-Су, Озон и, в конце концов, «Нелюбовь» Звягинцева.

На юбилейном 75-ом фестивале сильные оппоненты у «Треугольника» были, но было их в разы меньше, а вопросов к ленте возникло больше. Часть критиков сошлась на том, что новый фильм шведского режиссера проще его ранних работ. Отрицать же талант Эстлунда ездить катком по еще живым объектам своих насмешек никто готов не был, и постановщик в очередной раз приковал внимание жюри к своей работе. Никакого секрета он в своих картин не раскрыл и выше головы не прыгнул, но вдоволь повеселился, бесцеремонно потопив героев в их же пороках, и остался победителем.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda