М. Иванов: «Молодые девчонка-журналистка и парень едут на машине, попадают в какой-то таинственный комплекс в скалах у моря, где проводятся явно незаконные эксперименты над людьми. Их режут, а органы, по-видимому, используют. Там она встречает человека, который работал на её отца, а если бы не работал, то матери её не было бы в живых. Она (мать) пробовала бежать, но её вернули всю порезанную на кусочки. Маразм дичайший. Бред. Противоестественный и вычурный».
Это одна из немногих рецензий из 90-х на фильм, который, казалось, был забыт и навсегда утрачен. Но вот благодаря стараниям безвестных героев торрентов фильм снова оказался в сети. «Градус чёрной луны» снят на студии Довженко в Крыму по мотивам первого научно-фантастического романа на украинском языке — «Хозяйство доктора Гальванеску» 1928 года, своего рода лавкрафтианский ужас в смеси с украинской южной готикой и советской боязнью иностранцев, превращающихся в чудовищ.
Один из первых фильмов Натальи Киракозовой — «Дикий пляж» 1990 года, который демонстрирует её интерес к психологии ужаса и кажется отличной перестроечной версией «29 пальм» Брюно Дюмона: и там и там для мирно отдыхающих столкновение с первобытной стороной человеческой натуры на горячем песке заканчивалось плохо.
В советском кино обращение к жанру ужасов происходило всегда вскользь, и одна из первых попыток связана опять-таки с Украиной — «Вий» 1967 показывал, что рациональное мировоззрение бессильно перед фольклорными монстрами, созданными деревенским воображением. В перестроечные годы фильмы ужасов, как нечто загнанное в угол, вырываются на свободу, появляются прекрасные картины: «Гонгофер» 1992, «Господин оформитель» 1988, «Прикосновение» 1992, «Посредник» 1990, «Пьющие кровь» 1991 и течение некрореалистов. Но в основном все работают с аффектами напрямую, максимально овеществляя ужас, как нечто проявленное через телесное и бытовое.
«Градус чёрной луны» — редкий пример фантасмагорийного ужаса, отсылающего к первым опытам в немом кино от немецких экспрессионистов. Отсюда в фильме высококонтрастная борьба света и теней, эксперименты над человеческим телом в духе Франкенштейна, страх неявного другого, больше напоминающий галлюцинациногенный бред и визуальные экзерсисы в духе Майи Дерен (тоже украинки, надо сказать). Режиссёрский женский взгляд показывает ненадёжность друзей мужчин при столкновении с неизвестным, который женщинам оказывается больше по плечу, отсюда и некоторая мечтательность в попытке защититься от угрожающей реальности. Семейные тайны оборачиваются кошмаром, в духе перестроечного разоблачения тайн прошлого, а узнаваемый приветливый крымский пейзаж исполнен мрачными тенями. Советская здравница превращается в обитель изощрённых убийц, выход откуда можно найти только по чистой случайности.
АНЯ МАЦУКА