ТОП | 1 ИЮЛЯ 2018

10 ЛЮБИМЫХ ФИЛЬМОВ
ЖЕЛТОГО ДВОРА

Десять дальневосточных фильмов с рецензиями от команды книжного магазина «Желтый двор».
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОДБОРКОЙ
1

ПОН ДЖУН-ХО, 2003
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УБИЙСТВЕ
Бестолковая сельская полиция пытается выследить серийного убийцу среди корейских рисовых полей.
«Воспоминания об убийстве» – смешная и жестокая драма о безнадежных попытках сельской полиции выследить маньяка, задушившего десять женщин в маленьком корейском городке в пятилетний период с 1986-го по 1991-й год. Фильм основан на подлинной истории, потрясшей тогда страну – серии убийств в Хвасоне. Преступления так и не были раскрыты, и срок их давности истек пятнадцать лет спустя.

Так как исход дела известен наперед, этот фильм, скорее, о самом расследовании – о непосильно тяжелой, бестолковой и обреченной на провал работе троих сельских полицейских и одного столичного детектива, стремящихся напасть на след убийцы.

Картина начинается с почти карикатурной нелепицы – зеваки, толпясь на месте преступления, уничтожают важные улики, полицейские хватаются за головы, зря теряют время, ногами выбивают признание из слабоумного дурачка, брызжа слюной спорят друг с дружкой, пьют, чавкают лапшой и бегают советоваться с местным шаманом.

Несмотря на весь этот фарс, назвать «Воспоминания об убийстве» шуткой, пародией или социальной сатирой нельзя: к середине фильма мрачная, гнетущая атмосфера туманом ложится на грязные сельские дороги, а герои перестают казаться горсткой деревенских болванов.

Это история о людях, одержимых мучительно сложной загадкой и бесконечно далеких от правды. Это очерк о провалах, неудачах и растраченном впустую времени - и памятник жертвам, чьи красные одежды темнеют в кадре на фоне хмурых, серовато-коричневых Хвасонских пейзажей.

ПАВЕЛ СОЛЕНИКОВ
2

Масаки Кобаяси, 1964
КВАЙДАН: ПОВЕСТВОВАНИЕ О ЗАГАДОЧНОМ И УЖАСНОМ
Четыре красивых, но жутковатых японских предания о жизни среди призраков.
«Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном» Масаки Кобаяси – это экранизация четырех мистических японских преданий, собранных американским востоковедом Лафкадио Хирном.

Истории о самурае, предавшем свою жену («Черные волосы»); о дровосеке, что не сдержал слова хранить молчание и потому встретил ледяного духа («Снежная женщина»); о слепом музыканте, связавшимся с призраком и лишившемся своих ушей («Сказание о Хойчи безухом»); и о писателе, который бесследно пропал, увидав в своей чашке загадочное лицо («В чашке чая»).

Здесь стирается граница между миром реальным и сверхъестественным, и призраки живут среди людей. Фильм снят с использованием театральных декораций, что придает сценам поистине сказочный вид. Особое место в картине занимают цвет и музыка: саундтрек написан одним из главных композиторов ХХ века - Тору Такемицу, а в каждой истории преобладает свой цвет.

ВИТА КАРНИЗ
3

Нисикубо Мидзухо, 2014
ОСТРОВ ДЖОВАННИ
Полнометражное анимэ о событиях времен окончания Второй мировой войны, разворачивающихся на острове Шикотан Курильской гряды.
«Остров Джованни» – аниме, затрагивающее общую историю России и Японии – в полнометражном фильме Нисикубо Мидзухо рассказывается о событиях конца Второй мировой войны, разворачивающихся на острове Шикотан Курильской гряды. Повествование ведется от лица детей – тех, кто не может повлиять на то, что происходит вокруг, но при этом всегда оказывается «проигравшей стороной» в любой войне.

«Остров Джованни» ценен тем, что здесь никого не судят и не делят стороны на «правых и виноватых» – эта история не о том. Она прежде всего о людях, которые пытаются выжить, защитить свои семьи, понять друг друга, отстаивают свои идеалы, любят, надеются и верят в будущее, которое может и не наступить – и здесь не так уж и важно, к какой стороне они принадлежат.

Это аниме обязательно стоит посмотреть затем, чтобы вспомнить еще раз, насколько прекрасен мир без войны. Перед просмотром рекомендуется прочесть прекрасную повесть «Ночь на Галактической железной дороге» Миядзавы Кэндзи – это произведение играет важную роль в сюжете «Острова», и знакомство с ней сделает просмотр более полным и содержательным.

ПОЛИНА ГУЛЕНОК
4

Киёси Куросава, 1997
ИСЦЕЛЕНИЕ
Холодный, мрачный и бескровный городской триллер о природе зла и человеческой слабости.
Этот страшный фильм Киёси Куросавы так же далек от сверхъестественных хорроров вроде «Звонка» (на волне успеха которого он впервые попал в широкий прокат), как и от жанровых триллеров про серийных убийц, каким он может показаться, если бегло прочитать анонс и посмотреть на картинки.

В японском городе происходит серия убийств, на телах жертв ножом вырезан крест – знак каны «мэ». Жертвы никак не связаны друг с другом, не знакомы между собой и сами убийцы, коими оказываются самые заурядные люди – мужья, школьные учителя, доктора, бизнесмены. Их обнаруживают на месте преступления, те сознаются в нём, но сказать, почему убили, не могут. «Мне тогда казалось, что я делаю самое обычное дело» – как один твердят они ведущему следствие детективу Такабэ.

«Исцеление» – медленный и тусклый фильм о вездесущности зла, о силе гипноза, о людской податливости, мягкости и безволии. Он полон тихой и обыденной жути: в кадр попадают холодные, брошенные, гиблые места и неясные, сомнительные персонажи. Здесь нет музыки и мало кровавых сцен, а те что есть, сняты отвлеченно и бесстрастно.

«Исцеление» открывается неспешно и уносит всё дальше и дальше – прочь от полицейских и преступников, завязок и развязок, прочь от уютного и так хорошо знакомого детективного жанра, к полудреме, помрачению и безмолвному кошмару наших злых умыслов.

ПАВЕЛ СОЛЕНИКОВ
5

ТАКЭСИ КИТАНО, 1997
ФЕЙЕРВЕРК
Экзистенциальная криминальная драма японского режиссера Такэси Китано.
Фильм «Hana-bi», название которого с японского переводится как «фейерверк» – одна из самых известных картин японского режиссёра Такэси Китано. Это настоящая криминальная драма с примесью артхауса, сюжет которой на первый взгляд незамысловат: Ниси, детектив полиции, уходит с работы после трагического происшествия, во время которого был убит детектив Танака и ранены два других коллеги Ниси.

Параллельно с этим главный герой узнает о тяжелой болезни жены, а затем решается на преступление, дабы вернуть долг местной мафии. Фильм сопровождает множество тяжелых флэшбеков Ниси, что придает повествованию разрозненности, однако к концу «Фейерверк» обретает единую сюжетную линию.

Своеобразный монтаж, музыка и неоднократно появляющаяся на экране живопись авторства самого Такэси Китано превращают фильм в настоящее произведение искусства. Эту работу по праву можно назвать жемчужиной японского авторского кино: недаром в 1997-ом году фильм завоевал премию «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале – чего, к слову, не случалось с японскими кинокартинами с 1958 года.

ДАРЬЯ ЛОБАНОВА
6

Сугии Гисабуро, 1985
НОЧЬ НА ГАЛАКТИЧЕСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Притча о смерти, в которой двое котят путешествуют по надзвездной железной дороге.
«Ночь на галактической железной дороге» (Ginga Tetsudo No Yoru) – это философская притча о смерти, снятая по знаменитой повести Миядзавы Кэндзи.

Кот Джованни попадает на поезд, несущийся по галактической железной дороге. По пути он встречает своего друга Кампанеллу. Куда идет этот поезд – неизвестно; у загадочных, а подчас и страшных пассажиров (птицелов,монахиня, путающая номера псалмов, пассажиры «Титаника») билеты до определенных остановок, на одной из которых выходит и сам Кампанелла. Но только у Джованни есть билет, дающий право доехать куда угодно.

Фильм – межзвездное путешествие по потусторонним мирам: мимо желтых светящихся треугольников, католических крестов, небесных полей, Лямбды Скорпиона... Во всей этой истории, от мира к миру, от звезды к звезде, на экране реальность переплетается со сном и праздник Центавра не кончается никогда.

Саундтрек к фильму написан пионером японской электронной сцены – музыкантом и композитором Харуоми Хосоно из Yellow Magic Orchestra, а главные герои названы в честь итальянского философа Томмазо Кампанеллы, крещенного как Джованни Доменико.

ВИТА КАРНИЗ
7

ВИМ ВЕНДЕРС, 1985
ТОКИО-ГА
В поисках Японии из фильмов Ясудзиро Одзу, Вим Вендерс запечателвает странности японской повседеневности середины 1980-х.
Токио Га (1985) – Оммаж классика новой немецкой волны великому японскому режиссёру Ясудзиро Одзу.

Вим Вендерс отправляется на поиски старой, домашней Японии из фильмов Одзу, а застаёт мир гольф-стадионов и игровых автоматов Пачико. Вендерс заворожено наблюдает за изготовлением восковых макетов блюд для уличных ресторанов - процессом, практически неотличимым от приготовления настоящей еды. Созерцания повседневности Японии середины 80-х с её странностями перемежаются интервью с актером и оператором из команды Одзу и размышлениями над его искусством.

АНДРЕЙ БЕЛЯЕВ
8

Исао Такахата, 2013
СКАЗАНИЕ О ПРИНЦЕССЕ КАГУЯ
Анимационная экранизация древнейшего памятника японской авторской прозы, повести «Сказание о старике Такэтори».
Это экранизация прекрасной повести «Такэтори-моногатари» («Сказание о старике Такэтори»), первого образца японской авторской прозы. Создатель анимационной ленты – сооснователь студии Гибли Исао Такахата (другая его известная работа – «Могила светлячков»).

«Сказание о принцессе Кагуя» и сюжетно, и в плане – красивое и гармоничное произведение, к которому хочется вернуться еще не раз. А еще, хотя в сюжете «Сказания» и присутствуют фантастические элементы, в этом аниме очень ярко и вполне достоверно показан быт разных социальный слоев средневековой Японии, что само по себе очень увлекательно.

Эстетика эпохи Хэйан – расцвета японской традиционной культуры, элементы фантастической буддистской притчи, переплетающиеся с повседневностью, нотка юмора и тонкая драма, а также изящная подобно японской живописи рисовка не оставят равнодушными и поклонников аниме и просто любителей японской культуры.

ПОЛИНА ГУЛЕНОК
9

Нагиса Осима, 1983
СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА,
МИСТЕР ЛОУРЕНС
Военная драма с Дэвидом Боуи в одной из главных ролей. История столкновения культур и любви человека к человеку в японском лагере для военнопленных.
«Java, 1942 - A clash of cultures, a test of the human spirit» – таков слоган военной драмы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» режиссера Осимы. События Второй Мировой войны соединяют в лагере для военнопленных на острове Ява людей двух разных цивилизаций, которым в условиях войны приходится искать компромисс.

В основу фильма легли два автобиографических романа Лоренса ван дер Поста, но фильм никак не назовёшь байопиком – история получилась вовсе не про взаимоотношения героя с другими героями. Это кино о всём человеческом, о дружбе, храбрости и любви к ближнему в самых жестоких условиях. Дополнением к фильму служит великолепный саундтрек Рюити Сакамото, который, кстати, сыграл одну из главных ролей.

КАТЕРИНА ГИЛЬМАН
10

Хироюки Имаиси, 2004
МЕРТВЫЕ ЛИСТЬЯ
Пятидесятиминутный сюрреалистичный анимационный боевик с совершенно бешеной динамикой.
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОДБОРКОЙ
Мы будем рады любому распространению этой подборки!
А еще заходите в «Желтый двор» – первый магазин дальневосточной литературы в Петербурге.
Понравилась подборка?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda