ТОП | 10 СЕНТЯБРЯ 2018

10 ЛЮБИМЫХ ФИЛЬМОВ
CINEMATOGRAPH

Десять фильмов с рецензиями по версии редакции журнала Сinematograph.

«В нашем журнале можно найти рецензии и на лощёные новинки с главных фестивалей, и на работы, снятые на коленке, интервью как с популярными, так и с тихими деятелями киноиндустрии, разборы периодов в истории развития мировых кинематографий. Чтобы обеспечивать такую пестроту материалов, мы ищем авторов с самыми разными интересами и вкусами. Насколько у нас это получается — судите по этой подборке мини-рецензий.»
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОДБОРКОЙ
1

ЧЖАН ИМОУ, 2002
ГЕРОЙ
В этой ленте Чжан Имоу сохранил стандартную для жанра уся форму фэнтезийных поединков на мечах, но незаметно подправил их внутреннюю механику.
В начале нулевых, когда казалось, что гонконгские фильмы о парящих в воздухе воинах-меченосцах уже вот-вот прочно проникнут в западный мейнстрим, особенно парадоксально выглядел успех в американском прокате «Героя». В этой ленте Чжан Имоу сохранил стандартную для жанра уся форму фэнтезийных поединков на мечах, но незаметно подправил их внутреннюю механику. Техническая безупречность картины коварно скрывает посыл в духе этатизма о возвышенности современного Китая. Финал, когда благородный воин буквально в шаге от своей главной цели, убийства тирана, задумывается о государственной целесообразности, заставляет зрителя бессознательно досадовать на то, как ловко его окрутили, смешав прекрасное с тенденциозным. Guilty pleasure в чистом виде.

ИГОРЬ САВИН

2

Акира Куросава, 1950
РАСЁМОН
Величие «Расёмона» в том, что он осмелился задать вопросы и оставить их без ответа.
«Расёмон» в фильмографии Акиры Куросавы занимает особое место. Режиссёр подмял под себя две новеллы также ставшего классиком Рюноскэ Акутогавы и представил публике во всех смыслах прорывное кино. Детективная история в восточных декорациях затрагивает философские вопросы: человеческую сущность, проблему объективного и субъективного, методологию релятивизма, гласящую, что истинного знания нет и всё относительно. На последнем основана вся концепция киноленты: Куросава отстраняется, передавая бразды правления зрителю. Трактовок сюжета может быть бесчисленное количество, и ни одна из них не является верной. Величие «Расёмона» в том, что он осмелился задать вопросы и оставить их без ответа.

АЛЕКСАНДР ТОЛМАЧЁВ

3

Йоргос Лантимос, 2015
ЛОБСТЕР
Жестокая и пугающе актуальная история о социальном запрете на одиночество и «настоящем чувстве», которое тяжело совместимо с любыми общественными конструктами.
Йоргос Лантимос — представитель вымирающего вида радикальных европейских режиссёров, которые, войдя в лигу фестивальных звёзд и заручившись большими бюджетами, не лишают свои опусы камерности. После выпуска чарующе странных «Клыка» и «Альп» он пригласил Колина Фаррелла сыграть нежную роль в небанальной антиутопии, и результат многие назвали лучшей не то трагедией, не то чёрной комедией кинематографа 2010-х. «Лобстер» — это жестокая и пугающе актуальная история о социальном запрете на одиночество и «настоящем чувстве», которое тяжело совместимо с любыми общественными конструктами. Здесь нет юношеского максимализма, только вневозрастная печаль о том, как часто человеку не позволяют просто быть счастливым животным.

МАРГАРИТА РОМАНОВА

4

Андрей И, Армен Петросян, 1993
КОНСТРУКТОР КРАСНОГО ЦВЕТА
Первый мокьюментари-фильм, снятый в России.
(Не рекомендуется людям со слабой психикой)
«Конструктор красного цвета» это, пожалуй, первый мокьюментари-фильм, снятый в России. Конечно, можно вспомнить «Двух капитанов 2» с Сергеем Курёхиным, вышедших на год раньше, однако они не скрывают, что всё происходящее — вымысел. Картина И и Петросяна напоминает жуткий пазл, сложить который необходимо самому зрителю: цитаты из «Волшебной горы» Томаса Манна перемежаются с документальными хрониками о переливании трупной крови живым людям, о сиамских близнецах, создании искусственного сверхчеловека хирургическим путём, а также с художественными сценами, напоминающими совершение эзотерического обряда.

ЦИРЕК К.

5

Терри Бурк, 1972
НОЧЬ СТРАХА
«Ночь страха» является не просто ключевой этапной работой в австралийском хорроре, но и одним из главных шедевров экспло.
Ozploitation, то есть австралийское эксплуатационное кино, в нашей культуре имеет гораздо меньше влияния, чем гонконгское или, скажем, американское. Однако в период с 70-х по 90-е оззи как могли будоражили публику жестокими и бескомпромиссными фильмами. «Ночь страха» является не просто ключевой этапной работой в австралийском хорроре, но и одним из главных шедевров экспло. Есть девушка, есть маньяк, есть дом маньяка, где беззащитная жертва прячется весь недолгий часовой хронометраж. Формула успеха проста, но произошедшее на экране не поддаётся объяснению: кино успевает завалить зрителя на лопатки и, словно героя «Заводного апельсина», вынудить досматривать нескончаемый поток кошек-мышек. «Ночь страха» дьявольски проста в плане технических решений, а уж тем более в драматургии, однако эффектными, безумными сценами она вызывает магнетический первобытный страх.

ВЛАДИСЛАВ ШУРАВИН

6

Алехандро Аменабар, 1996
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
В этом триллере с элементами детектива собрано столько художественных и драматургических решений, что остаётся только удивляться, почему его не ставят в один ряд с шедеврами Хичкока, Финчера или Полански.
Испанский режиссёр Алехандро Аменабар известен прежде всего благодаря драме «Море внутри» с Хавьером Бардемом и мистическому триллеру «Другие» с Николь Кидман. Однако его magnum opus «Дипломная работа» незаслуженно обделён вниманием нашей публики. И зря — в этом триллере с элементами детектива собрано столько художественных и драматургических решений, что остаётся только удивляться, почему его не ставят в один ряд с шедеврами Хичкока, Финчера или Полански. Автор «Дипломной работы» разбирает проблему взаимодействия кинореальности с обыденностью, умело рассказывает детективную историю о поисках источников снафф-кассеты и при этом успевает выполнить главное назначение триллера — взволновать и шокировать зрителя.

ВЛАДИСЛАВ ШУРАВИН

7

Франсуа Трюффо, 1959
ЧЕТЫРЕСТА УДАРОВ
Фильм о мальчике, чьи пылкость духа и страсть к расширению границ оказались сильнее возведенных окружающими установок, «как правильно жить».
Франсуа Трюффо — это режиссёр, который упоминается каждый раз, когда разговор заходит о феномене новой французской волны. Дебютный и отчасти биографический фильм он посвятил периоду юности, жаждущей приключений. «Четыреста ударов» — это фильм о мальчике, чьи пылкость духа и страсть к расширению границ оказались сильнее возведенных окружающими установок, «как правильно жить». Кинолента Трюффо представляет собой вихрь из отчаянья и удивления; это просто хорошая история о пьянящей свободе и её последствиях, скрывающихся под манящим образом вседозволенности. Единственный выход из непонимания и лжи — побег к морю, которое является олицетворением юного и горячего сердца маленького храбреца.

КРИСТИНА МАЛОЛЕТКИНА

8

Борис Хлебников, 2017
АРИТМИЯ
Эта лента — не только о близких всем ценностях, но и о том, насколько всё-таки интересна и самобытна жизнь нас и наших соотечественников.
В последнем фильме Бориса Хлебникова, как и в работах многих его коллег по цеху, персонажи бедствуют и испытывают постоянный психологический дискомфорт, однако причина этого — не пресловутый российский менталитет, неправильная власть или удушающая обстановка в нашей стране, а опостылевший быт, сложности человеческих отношений и хрупкость души, которые могут коснуться любого. Для того чтобы понять конфликты главных героев «Аритмии», не надо рефлексировать над национальной идеей, достаточно найти в себе способность к эмпатии. Однако эта лента — не только о близких всем ценностях, но и о том, насколько всё-таки интересна и самобытна жизнь нас и наших соотечественников. Нежного и задорного Хлебникова полезно посмотреть всем людям, которые перестали верить в то, что в России есть место для них и для их детей.

ДИЛАРА ГЕРШТЕЙН
шеф-редактор

9

Майк Николс, 1967
ВЫПУСКНИК
Первый «фильм воспитания», раскрывающий феномен generation gap.
Майк Николс создал первый «фильм воспитания», раскрывающий феномен generation gap без серьёзности и в нарочитой поверхностности, несмотря на то что в момент съёмок он был уже далеко не юнцом, на каких ориентировалось американское искусство 1960-х. «Выпускник» — это зафиксированная попытка прорыва общечеловеческих категорий в мышление масс, устремившихся к бессознательному отказу от традиционного уклада жизни, закомплексованного воспитания и классических норм морали, к поиску альтернативных ценностей. Внедряться во внутренний мир выпускника колледжа Бенджамина Брэддока откровенно неприятно, но очень полезно для определения собственных стабильных принципов.

ДИЛАРА ГЕРШТЕЙН
шеф-редактор

10

Жан-Марк Валле, 2015
РАЗРУШЕНИЕ
Психологическая драма, не лишённая толики здорового абсурда.
Фильм «Разрушение» можно воспринимать как своеобразный тест на сознательность, потому что только личность, самостоятельно прошедшая путь к ней, способна переварить метафорический принцип главного героя. «Если хочешь что-то починить, надо разобрать всё на части. Просто проводишь тотальный осмотр. А потом можешь снова всё собрать». Дэвис Митчелл разрушает привычную жизнь в апатии и стеклянной роскоши, проводит глубокий анализ прежнего мировоззрения и наконец находит в себе силы жить свободно, честно и страстно. Препарируя кадровое пространство между французской по характеру поэтизацией и голливудским антуражем, канадскому режиссёру удалось снять психологическую драму, не лишённую толики здорового абсурда.

ЕВГЕНИЙ ГЕРШТЕЙН
главный редактор

ПОДЕЛИТЬСЯ ПОДБОРКОЙ
Мы будем рады любому распространению этой подборки!
А также заходите на сайт журнала Cinematograph.
Понравилась подборка?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
ДРУГИЕ ПОДБОРКИ
Made on
Tilda