ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 28 НОЯБРЯ 2020

МОЙ СОСЕД ТОТОРО: ДЕТСКАЯ МИСТИФИКАЦИЯ

Срез жизни двух беззаботных детей в деревне, незаметно отягощенной семейной драмой

МОЙ СОСЕД ТОТОРО: ДЕТСКАЯ МИСТИФИКАЦИЯ

ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 28.11.2020
Срез жизни двух беззаботных детей в деревне, незаметно отягощенной семейной драмой
МОЙ СОСЕД ТОТОРО: ДЕТСКАЯ МИСТИФИКАЦИЯ
ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 28.11.2020
Срез жизни двух беззаботных детей в деревне, незаметно отягощенной семейной драмой
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Страна: Япония
Год: 1988

Третий оригинальный фильм Миядзаки никак не связан с полетами и спасением человечества от экологической катастрофы. Похоже, на момент создания фильма, концепт Лапуты, который режиссер реализовывал три раза, поднадоел, и ему захотелось создать нечто приземленное. Этим уже давно занимается его коллега Такахата Исао («Могила светлячков», «Виолончелист Госю»). Так родился «Мой сосед Тоторо». Хотя, если быть предельно точным, то концепт и этого фильма родился задолго до, в ленте «Панда большая и маленькая», совместном проекте с Такахатой.

Фильм начинается с двух сестер, Мэй и Сацуки, которые вместе со своим отцом переезжают в частный дом в деревне. Недалеко от нее располагается больница, где лежит мать девочек. Сестры случайно находят хранителя леса — Тоторо, и не только его. По ходу картины им встречаются разные фантастические существа, которые помогают им справляться с разными проблемами. Например, Тоторо, который вместе с девочками проводит ритуал, пробуждающий посевы, или Котобус, помогающий в поисках сестры.
Сестры в фильме взаимодействуют с вещами, которых существовать не может. Но даже взрослые не рушат мистификацию рациональностью, а наоборот, признают, что все не просто так, и они сами видели такое в детстве. В свою очередь, дети показаны на редкость реалистично, несмотря на сказочность некоторых сцен. Они кричат, теряются, плачут, стыдятся по пустякам, излишне переживают и смеются без повода.

Достоинством картины, кроме визуальной части, о которой нельзя не упомянуть, но надоедает повторять, является ее скоротечность и легкость. Зрителя тут ничего не нагружает, кроме одной вещи, о которой упомянем позже. Тут нет злодеев, конфликтов, — все, скажем так, повседневно. Чистой воды срез жизни двух детей в деревне, где единственной связью с сюжетом является мистификация из-за болезни матери, по которой дети скучают. И к концу появляется та самая вещь — драма. В плохом смысле натянутая и искусственная. Одна из сестер теряется — в определенный момент кажется, что она случайно утонула. Вероятно, фильму и не хватало какого-то препятствия, трагизма, но вряд ли необходимого. Ведь ребенка нет всего пару часов, а его уже ищет вся деревня и заочно хоронит. В ленте есть конфликт, — он завязан на сестрах. Он проявляется, когда они получают сообщение о том, что матери не дадут приехать к ним на выходные. У одной — отрицание, у другой — излишний пессимизм. И этого достаточно. Произведение разрешает их конфликт общей проблемой, они обе теряют друг друга, осознают эту потерю и, в конечном итоге, мирятся. Деревня здесь не при чем. Возможно, через участие всего селения в поисках, раскрывается отзывчивость и сплоченность в таких населенных пунктах. Однако, как оказалось, произведение это не посвящено деревне.
Одна из красивейших сцен, — та, в которой сестры под дождем ждут на остановке отца с работы. Они взяли два зонта, один — старшей, второй — отцу, а младшая надела дождевик. Томительное ожидание сваливает младшую, она в прямом смысле засыпает на ходу. Из-за чего старшая кладет ее на спину и продолжает ждать. Ожидание затягивается, приезжает автобус, но отца в нем нет. И дабы отогнать пугающие мысли или скрасить тоску от ожидания автобуса, на остановку приходит Тоторо. Но у него нет зонта, он мокнет. Тут и пригодился лишний зонт. Тоторо дожидается Котобуса, а за ним приезжает отец и дождь кончается — зонт уже не нужен. Сцена глубока с точки зрения восприятия девочек: ожидание под ливнем перетекает в ясную погоду и долгожданную встречу.

Касательно «технической» части, в которую входят: звукорежиссура, монтаж, саундтрек, анимация и фоны; то, для нее справедливо все то, что я писал в рецензии на «Унесенные призраками». С той лишь оговоркой, что 3D анимации, или хотя бы моделей, здесь нет ни в каком виде.
Фильм подойдет для просмотра в семейном кругу, но воспринимать его как детский не стоит. Переживания детей и их деятельность очень важны, и к этому стоит отнестись с уважением. Можно заметить и критику родителей, когда те напрочь забывают о своих детях в угоду трудоголизму. Хотя, может быть, это и не критика, а данность с которой придется смириться. Решать, как всегда, зрителю. Как бы то ни было, картина унесет его в глубинку сельской жизни и подарит желанные в современном мире уют и спокойствие.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda